Интересные факты о писателях

Дни рождения, памятные даты, праздники в мире литературы.

Модератор: Natali

Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 12 мар 2015, 10:36

Почему Каштанка такая лохматая?


А вы знали, что в своем рассказе «Каштанка» А.П. Чехов подразумевал одну из своих реальных собачек?
И это были две гладкошерстные таксы по имени Хина Марковна и Бром Исаевич.


Вот как писал о питомцах Антона Павловича старший брат А.П. Чехова, Александр:

«В доме жили две таксы — Бром и Хина, черненькая и рыженькая, причем у Хины были такие коротенькие, все в сборках ножки, что брюхо у нее чуть не волочилось по земле. Подчас Хина подходила к брату, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил:
– Хина Марковна!… Страдалица!… Вам ба лечь в больницу!… Вам ба там ба полегчало ба‐б.


Целые полчаса он проводил с собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху.
Затем наступала очередь Брома. Он также ставил передние лапки на колени к брату, и опять начиналась потеха.
– Бром Исаевич! – обращался к нему брат голосом, полным тревоги. — Как же это можно? У отца архимандрита разболелся живот, и он пошел за кустик, а мальчишки вдруг подкрались и пустили в него из спринцовки струю воды!… Как же вы это допустили?
И Бром начинал злобно ворчать.

Но тем не менее всем хорошо известен образ лохматой, похожей на спаниеля или болонку, собачки из рассказа, потому что именно такой её показывают большинство иллюстраций к рассказу.

А все дело в том, что одним из первых нарисовал Каштанку иллюстратор Д.Н. Кардовский и с его легкой руки Каштанка стала лохматой. Есть даже легенда о том, что Антон Павлович высказывал свое недовольство по этому поводу самому художнику, но последний все‐таки решил ничего не менять. Так и вошел в историю образ пушистой Каштанки, которую знают все дети…

В подмосковном музее‐заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» есть памятник собачкам писателя.

Музей книги А. П. Чехова
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 18 мар 2015, 10:57

Писатели, которым удалось избежать смертной казни

БЕЛЫЙ ГВЕЛЬФ
Автор бессмертной «Божественной комедии», один из величайших поэтов эпохи Возрождения был и крупнейшим общественно-политическим деятелем своего времени.
В 1295–1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-м его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1210-х годах во Флоренции началась борьба между сторонниками Папы (гвельфами) и императора (гибеллинами). Республика оказалась расколотой на два враждующих лагеря. Внутри гвельфов возникли острые противоречия. Во главе умеренных, либеральных («белые гвельфы»), к которым примкнул Данте, стоял Вьери де Черки — он представлял интересы верхушки торгово-ремесленных слоев, склонной к примирению с гибеллинами, во главе радикалов («черные гвельфы») — Корсо Донати, который опирался на нобилитет и ярых сторонников Папы Римского. Борьба между «белыми» и «черными гвельфами» продолжалась с переменным успехом весь конец 13 века, пока в 1301 году Флоренцию не захватили войска Карла Валуа, приглашенного папой Бонифацием VIII для поддержки «черных гвельфов». В результате белые, в том числе и поэт, подверглись репрессиям. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он, оставив жену и детей, покинул родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда.
Именно в годы изгнания Алигьери сочинил «Божественную комедию», важнейший для итальянской культуры текст, заложивший основы итальянского литературного языка.
Теперь городские власти Флоренции делают все возможное, чтобы вернуть прах Данте на родину и устроить ему погребение в церкви Санта-Кроче, но Равенна пока не планирует выдавать того, кого флорентийцы сами изгнали из своего города.
КАТОРЖНИК ДОСТОЕВСКИЙ
В истории литературы XIX века так называемое дело Петрашевского, или петрашевцев, занимает особое место, потому что ни в одном из русских политических процессов не принимали участия так много Достоевскийлитераторов и ученых. Среди фигурантов был и молодой Федор Достоевский.
В кружке петрашевцев рассуждали о притеснениях цензуры, о безобразии крепостного права, о продажности чиновничества, читались и комментировались теории Кабе, Фурье, Прудона и, наконец, с восторгом слушалось письмо Белинского к Гоголю. За распространение этого письма значительная часть петрашевцев (в том числе Достоевский) и понесла наказание.
Суд и последовавший приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу был совершенно неожиданно обставлен как инсценировка казни. В последний момент осужденным объявили о помиловании и назначили наказание в виде каторжных работ. Один из приговоренных к казни, Николай Григорьев, сошел с ума.
Достоевский провел четыре года в Омске, в крайне тяжелых условиях. Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писателю удавалось тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» («Моя тетрадка каторжная»). Впечатления от пребывания в остроге потом нашли отражение в повести «Записки из Мертвого дома». Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни как падучая. Достоевскому потребовалось несколько лет, чтобы сломить неприязненное отношение к себе как к представителю дворянского сословия, после чего арестанты стали принимать его за своего. Каторга серьезно повлияла на его взгляды, и позже, в «Дневнике писателя» Достоевский раскрылся как публицист уже ультраконсервативного толка. Достоевский умер в 1881 году от эмфиземы.
«Я ВЕЛ КРУТУЮ ЛИНИЮ»
В ранней юности будущий нобелевский лауреат, автор «Тихого Дона» не раз оказывался на волоске от расстрела. В 1920 году Михаил Шолохов закончил ростовские налоговые курсы и вступил в продотряд, Михаил Шолоховактивно участвуя в продразверстке. Его продотряд был схвачен махновцами, но через несколько дней был отпущен. Под расстрелом он был позже, после случая с жеребцом, которого он получил в качестве взятки у кулака при изъятии зерна. Взятки были и раньше, но тут донесли на него, и ему грозил трибунал.
Официально к расстрелу Шолохов был приговорен 31 августа 1922 года — тогда он работал станичным налогоинспектором. «Я вел крутую линию, да и время было крутое; шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти… — рассказывал позже писатель. — Два дня ждал смерти… А потом пришли и выпустили…». Еще три недели после отмены казни он находился в камере, пока его отец не внес за него залог. В результате «суд-тройка» приговорил несовершеннолетнего преступника к году исправительных работ.
Писатель умер от рака гортани 21 февраля 1984 года, спустя 62 года после смертного приговора.
Текст: Антон Секисов/РГ
Изображение
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 23 мар 2015, 10:12

Автор «Сто лет одиночества» удостоен высшей награды Барселоны
Посмертно Золотая медаль столицы испанской Каталонии была вручена Габриэлю Гарсиа Маркесу.
Почётный знак от мэра получил сын писателя

Жизнь легендарного автора тесно связана с испанской Барселоной. Целых сем лет своей сложной и насыщенной жизни автор классических бестселлеров провёл в этом городе. Именно палящее солнце, темперамент и менталитет здешних жителей, атмосфера страсти и древней истории вдохновляли его на творчество. В Барселоне Габриэль Гарсиа Маркес написал роман «Осень патриарха», повесть «Очень старый человек с огромными крыльями» и другие не менее знаменитые произведения.

Для Габриэля, по его собственным признаниям, Барселона была одним из любимых мест на планете. «Красивый, сумасшедший и неизведанный» город жил в его сердце до последней минуты. Именно здесь он черпал силы и вдохновение, творил и проживал лучшие мгновения своей жизни.

По словам сына Гонсало Гарсиа Барча, его отец был бы счастлив получить памятную награду от Барселоны, но, к сожалению, он не дожил до этого мгновения. Классик мировой литературы умер в Мехико 17 апреля 2014 года.
Власти города решили наградить Золотой медалью известного писателя посмертно за его «неоценимый вклад в культурное и литературное наследие города». Такое решение мэрии было одобрительно встречено общественностью и почитателями таланта Маркеса со всего мира.
ТЕЛЕГРАФ
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 26 мар 2015, 11:04

Антон Чехов: 8 фактов из биографии писателя


А.Чехов на Цейлоне

Работал в лавке своего отца.

Привез с острова Цейлон ручного мангуста по кличке Сволочь.

В гимназии ради эпатажа носил под мундир брюки вызывающего цвета.

В детстве переоделся в нищего, загримировался и получил милостыню от собственного дяди.

Отдал городовому завернутый в бумагу соленый арбуз, сказав, что это бомба.

Получил гонорар мебелью из редакции журнала «Будильник».

Изучал портняжное ремесло при уездном училище. По просьбе своего щеголеватого брата Николая сшил серые гимназические штаны, да такие узкие, что их прозвали макаронами.

Долгое время считал, что правильно говорить «стуло».
Изображение
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 01 апр 2015, 11:36

В китайском городе Хейхе открыли памятник А.С. Пушкину


На одной из центральных улиц приграничного китайского города Хейхе открыли памятник Александру Сергеевичу Пушкину.

Открытие происходило в традиционном китайском стиле, под грохот взрываемых петард и хлопушек. Что по глубокому убеждению наших соседей должно отогнать от пьедестала всю нечистую силу.



Необычный для китайского приграничья памятник открыли владельцы литературного магазина-кафе «Пушкин», которое располагается рядом с монументом.

— Стены кафе-магазина увешаны портретами русских писателей и поэтов. Томики произведений Пушкина соседствуют с работами президента Путина. Стоят столики, за которыми можно выпить кофе или чая, — говорит благовещенец Николай Кухаренко, который побывал на открытии памятника.

Заведующая канцелярией иностранных дел правительства города Хейхе, госпожа Ли Цзе — давняя поклонница таланта первого поэта России.

— Я даже завидую русским, вы можете читать стихи Пушкина на языке оригинала. Если он в китайском переводе просто великолепен, то могу себе представить, как роскошны его строки на русском языке, — говорит Ли Цзе.

В день открытия у бронзового памятника, представляющего собой уменьшенную копию московского, китайские студенты читали стихи гения на русском и китайских языках. Многочисленные прохожие замедляли шаг, внимательно слушали и награждали любителей русской поэзии громкими аплодисментами.

Год литературы
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 02 апр 2015, 11:49

Памятник отцу «усской» литературы
На монументе высечены слова на китайском и русском языках. Однако ошибок избежать не удалось.
Перевод на русский выглядит следующим образом: «отецр усской литературы — пушкин».
Рабочие, монтировавшие памятник, залепили ошибки бумагой и заверили, что они будут исправлены.
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 08 апр 2015, 12:07

Китайский писатель потратил $220 000, чтобы стать Шекспиром


Иногда фанатизм некоторых людей достигает такой стадии, что это невозможно никак охарактеризовать, как болезнь.

Именно таким является 34-летний китайский писатель Чжан Юй. Он до того боготворит Уильяма Шекспира, что решил быть похожим на него даже внешне.

Мужчина потратил более 220 000 долларов на 10 пластических операций, чтобы стать копией легендарного английского драматурга, сообщает Day.Az со ссылкой на Mirror.

В течение нескольких месяцев китайцу скорректировали разрез глаз, также изменили форму век, носа и подбородка.
Чжан Юй говорит, что готов вложить еще больше денег в свой новый образ. По словам мужчины, у них с Шекспиром много общего. Подобно легендарному писателю, Юй родился в бедной семье и смог встать на ноги исключительно благодаря своим книгам. Сегодня Чжан Юй является одним из самых известных молодых писателей КНР.

Day.Az
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 13 апр 2015, 10:50

Музей Бродского открылся в деревне Норинская


В деревне Норинская Коношского района Архангельской области открылся мемориальный дом-музей Иосифа Бродского. Теперь взглянуть на его бывший дом смогут все желающие. Литературный портал "Пиши-Читай" уже сообщал, что в деревне Норинская Иосиф Бродский отбывал ссылку с марта 1964 по октябрь 1965 года.

Музей прославленного творца расположился в избе Пестеревых, - именно там проживал Бродский. Инициатива создания исходила от десятков энтузиастов. По словам губернатора Архангельской области Игоря Орлова, дом ссылки лауреата Нобелевской премии более десяти лет находился в заброшенном состоянии, однако восстановить его для чиновника стало делом чести.

Работы по созданию музея Бродского оцениваются в 4,5 миллиона рублей. Финансировался проект не из бюджета — средства получены от московских и архангельских предпринимателей. Реставрация дома Бродского в Норинской стартовала в июле 2014 года. Сруб пришлось разобрать, а на его месте — создать новую избу из элементов специально выкупленного в Никольском районе Вологодской области похожего дома.
Ежегодно в день рождения Бродского в Норинской приносят цветы к памятной доске.
В одном из интервью, именно ссылку в Архангельской области поэт назвал самым счастливым периодом в жизни.

В новом музее посетители увидят и почувствуют, как жил Бродский в деревне: тут и стул, и стол, за которым он работал, и бачок для проявки фотоплёнки. А также ещё ряд вещей, которыми поэт пользовался в быту. Но отнюдь не это делало его счастливым. А что? Может быть, ответ удастся найти, посетив Норинскую.
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 17 апр 2015, 10:55

Памятник отцу «усской» литературы
На днях в Хэйхэ установили памятник Пушкину. Но всё интернет-сообщество отметило не поступок жителей Китая, а ошибку, возникшую при переводе

Надпись на русском языке выглядит так: «отецр усской литературы - пушкин».

Сам монумент, установленный в городе Хэйхэ, отлит из бронзы. На пьедестале Пушкин изображён во весь рост.
Открытие монумента в Китае посвятили началу работы магазина «Пушкин». Эта книжная лавка предлагает читателям и китайскую, и русскую литературу.
«Установку памятника можно считать лишь данью уважения, а никак не оскорблением! Ведь китайцы не хотели специально допустить ошибку. Это говорит скорее о неуважительном отношении общества, которое высмеивает произошедшее», - говорит Елена Шмелёва, филолог, старший научный сотрудник Института русского языка РАН.

По её мнению, русской язык сложен для китайцев. Например, они не различают звуки «р» и «л». А смогли бы мы без ошибки написать на китайском даже короткую фамилию Мао?!

Другой вопрос - почему создатели монумента не обратились за профессиональной помощью к экспертам? «В Китае много специалистов по русскому языку», - уверяет филолог Елена Шмелёва. Но даже учитывая этот факт, имеем ли мы право судить и смеяться, если и сами допускаем ляпы? Попрошу заметить - на родном языке! Так, не раз были замечены ошибки и на современном русском, и на старославянском. (Вспомните памятник Кириллу и Мефодию. В надписи обнаружено аж 5 орфографических ошибок).

Сегодня неправильные части слов на памятнике в Хэйхэ заклеены бумагой. Рабочие пообещали, что досадное недоразумение будет исправлено.

Так, может быть, вместо того, чтобы стоять в стороне и показывать пальцем, стоит им помочь? Или хотя бы попытаться окунуться в иную культуру, как это сделали китайцы? Для начала можно прочитать творения Ли Бо или узнать о Ду Му.

Но перед таким «литературным странствием» советую заглянуть в школьную хрестоматию. «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»

Дарья ФИЛИППОВА
Пиши-Читай
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 23 апр 2015, 11:36

Выставка без ретуши


В главном книгохранилище Мордовии - Национальной библиотеке имени Пушкина - будет создана аудитория Александра Солженицына. А на здании старой саранской казармы, где в годы Великой Отечественной войны размещался перевалочный пункт для воинских частей, появится мемориальная доска в его честь.

Об этом говорилось на открытии передвижной выставки "Неизвестный Солженицын", которую привез в Саранск биограф писателя Николай Ледовских. Столица республики стала шестым городом, где побывала уникальная экспозиция. По словам организаторов, это не случайно - именно отсюда будущий нобелевский лауреат ушел на фронт.

Скульптура из зэковских ложек
Легендарный советский фотоаппарат "Зоркий", пишущая машинка "Колибри" и приемник "Спидола", тайно ловивший "голоса" иностранных радиостанций… Рядом - пожелтевшие от времени номера "Роман-газеты" и "Нового мира", где впервые были опубликованы "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича". А вот и сам главный герой нашумевшей повести, положившей начало жанру "лагерной прозы": миниатюрная скульптура Ивана Денисовича выплавлена благодарными читателями - бывшими заключенными - из оловянных зэковских ложек…

Представленные на выставке вещи Александра Солженицына долгие года бережно хранились в архиве первой жены писателя - Натальи Решетовской. После кончины владелицы в 2003-м году реликвии унаследовал ее литературный секретарь Николай Ледовских. Органично дополняют экспозицию 44 цветных слайда - по выражению биографа, "44 мгновения жизни Александра Исаевича". Фото были сделаны самим Солженицыным и его супругой в 60-х, когда прозаик работал над своей главной книгой - "Архипелаг ГУЛАГ".

- Здесь нет ни одного случайного кадра. Все фотографии тематически разделены на несколько периодов: "Крым и Кавказ", "Солженицын - фотохудожник", "Дача в Борзовке", "В Давыдовском "укрывище", "Борзовка и Солотча". Копии этих слайдов останутся в дар городу, - рассказал Николай Ледовских.

Символично, что выставка проходит в зале саранской библиотеки имени Пушкина, которая имеет самое прямое отношение к биографии писателя. Надеемся, что эти экспонаты станут хорошим подарком и найдут достойное место в памятной аудитории, которая будет открыта здесь к 100-летию Александра Солженицына.

Вся статья: Российская газета. Неделя
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 07 май 2015, 11:34

В Калифорнийском университете нашли тайник с письмами Марка Твена


Тайник с письмами американского писателя Марка Твена обнаружили преподаватели Калифорнийского университета в Беркли, сообщают Fox News.

Рукописи представляют собой журналистские колонки, написанные Твеном в 1865-1866 годах.

Не все из 110 материалов подписаны, но на их авторство указывает своеобразный стиль и почерк рассказчика.

Издание поясняет, что письма относятся к тому периоду, когда Твен жил в Сан-Франциско и писал заметки для местных газет, рассылая их по почте. В одном из найденных текстов он сравнивает начальника городской полиции с собакой, гоняющейся за своим хвостом, а чиновников обвиняет в мошенничестве.
«Это особенный период в его жизни. Он совершенно свободен, не обременен браком и чем-то еще, может высказывать или не высказывать собственное мнение. Это чудесные для чтения вещи, удивительно, что они сохранились», — прокомментировал представитель университета Боб Херст, изучающий рукописи.

Автор книг о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна переехал в Сан-Франциско в 1864 году, когда ему было 29 лет. Сотрудничество с газетами помогло добиться первого литературного успеха — его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» перепечатывался по всей стране. В 1866 году Твен был командирован на Гавайи и привез оттуда множество путевых заметок, которые читатели встретили с энтузиазмом. Молодому журналисту стали предлагать проводить лекции и оплачивать поездки за границу для работы над новыми очерками.

Лента.ru
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 13 май 2015, 10:12

"Не вижу возможности дальше жить..."

34 года ЦК КПСС не решался предать это письмо гласности. Вопрос - почему?


В своем предсмертном письме Александр Фадеев обвинил ЦК КПСС в уничтожении лучших кадров литературы, «физически истребленных благодаря преступному руководству», высказал полное недоверие партийному руководству не только литературным процессом, но и страной в целом. Содержание письма Фадеева долгие годы скрывалось и стало известно только в конце 1980-х годов в связи с начавшейся эпохой гласности.

"Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет.

Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых "высоких" трибун - таких как Московская конференция или XX партсъезд - раздался новый лозунг "Ату ее!" Тот путь, которым собираются исправить положение, вызывает возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных людей, находящихся в состоянии такой же затравленности и потому не могущих сказать правду, - выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же "дубинкой".

С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать!

Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожили, идеологически пугали и называли это - "партийностью". И теперь, когда все это можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность - при возмутительной доле самоуверенности - тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в роли париев и - по возрасту своему - скоро умрут. И нет никакого стимула в душе, чтобы творить...

Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература - это высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.

Прошу похоронить меня рядом с матерью моей. А. Фадеев".

13 мая 1956 года

"Российская газета". - Федеральный выпуск
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 14 май 2015, 14:43

Кем работали поэты Серебряного века
Авторы, имена которых сегодня золотыми буквами вписаны в историю русской литературы, при жизни нередко оказывались на грани нищеты. "Аргументы и факты - Петербург" вспоминает, чем зарабатывали на жизнь Анна Ахматова, Борис Пастернак и еще шесть известных поэтов XX века.
Профессии поэта как таковой не существует. Грузчик типографии – профессия. Поэт – это призвание. Но как совместить работу с творчеством не в ущерб последнему? Сегодня поэты и писатели нередко занимаются для заработка журналистикой, книгоизданием, работают в шоу-бизнесе и сфере образования.
Во времена Серебряного века прожить и прокормить семью на заработки от публикации стихов удавалось мало кому. И даже великим писателям, имена которых знакомы нам из учебников литературы, приходилось искать дополнительные источники дохода. SPB.AIF.RU рассказывает, чем зарабатывали на жизнь поэты в XIX – начале XX века.

Иннокентий Анненский
Анненский, выпустивший свою первую книгу «Тихие песни» под псевдонимом «Ник. Т-о», на самом деле был и поэтом, и драматургом, и переводчиком, и критиком. Но зарабатывать на жизнь приходилось не этим. Окончив университет, он преподавал древние языки и русскую словесность в гимназии Гуревича на протяжении 12 лет. Потом в течение трех лет работал в коллегии Галагана в Киеве (закрытое средне-учебное заведение), столько же в Восьмой Санкт-Петербургской гимназии и 10 лет в гимназии Царского села – везде на должности директора.
После был переведен в Санкт-Петербург окружным инспектором, с 1906 по 1909 год работал на этой должности. К тому же, читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах. Но в свободное от работы время Иннокентий Федорович умудрялся обогащать русскую словесность, внося личный вклад в виде стихов, переводов, пьес и критических статей. По воспоминаниям современников, должность директора гимназии его всегда тяготила.


Александр Блок
Блок в период студенчества публиковал критические статьи, поэтические сборники, выступал с докладами в религиозно-философском обществе. Известно, что после смерти отца в 1909 году поэт получил наследство, которое избавило его от забот о содержании семьи и дало возможность посвятить все свободное время крупным художественным замыслам. И только после революции (спустя восемь лет) он впервые в жизни был вынужден искать средства к существованию.
В период с 1917 по 1920 год Блок входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов; был членом Театрально-литературной комиссии, сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса; входил в редколлегию издательства «Всемирная литература»; был председателем Петроградского Союза поэтов.
Активная общественная деятельность привела к тому, что поэтом завладела проза. Музыка прекратилась. Стихи не шли. Дневники его полны записей о многочасовых бюрократических заседаниях. «Ужас! - восклицал он. – Неужели я не имею простого права писательского?»

Николай Гумилев
Гумилев свое первое путешествие в Африку совершил на средства семьи, второе – при поддержке Академии наук. В промежутках между путешествиями он издавал журналы, вел заседания в организованном им «Цехе поэтов», занимался переводами, выпускал сборники стихов, в журнале «Аполлон» заведовал литературно-критическим отделом, где печатал знаменитые «Письма о русской поэзии». Практически всю Первую мировую поэт находился на фронте. В 1918 году ему помогли устроиться в шифровальный отдел Русского правительственного комитета в Париже, но чиновничья работа его не устраивала. И через два месяца он вернулся в Россию.
Был редактором, переводчиком, читал лекции. Вместо Блока его назначили председателем Петроградского Союза поэтов. Ольга Делла-Вос-Кардовская вспоминала о встрече ее мужа с Гумилевым в 1920 году, когда на вопрос «как поживаете» поэт ответил: «Да что же говорить! Мне вот за строчку перевода платят столько-то, а масло теперь стоит столько-то. Между прочим, в день я перевожу их не больше семи. Вот и судите теперь, как я живу». В 1921 году, накануне гибели, Николай Степанович думал о том, кем ему стать в будущем: «ученым, литературоведом, археологом, переводчиком. Нельзя – только писать стихи…».

Анна Ахматова
Ахматова год после революции работала в библиотеке Агрономического института (выдавала книги, писала карточки). В годы вынужденного безмолвия занималась изучением жизни и творчества Александра Пушкина, в результате чего появились выдающиеся исследования в области пушкинистики.
Стихи Ахматовой не публиковалось с 1925 по 1939 год, а потом был еще один перерыв с 1946 по 1955. В 1946 поэтесса была подвергнута жестокой критике, исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию. Приходилось зарабатывать на жизнь переводами. После смерти Сталина возродился интерес к творчеству Ахматовой. Стихотворения начала войны, в которых отчетливо звучал призыв к борьбе и победе, печатали особенно охотно. Их Ахматова называла «заказными» и за них получала «необыкновенные» гонорары.
Но появление денег мало что изменило в ее жизни. Подарки от друзей она часто раздавала тем, кто, по ее мнению, в этом больше нуждался. В 1953 году Ахматова получила крупную сумму за перевод драмы «Марьон Делорм» для собрания сочинений Виктора Гюго. Свой гонорар она подарила сыну близких друзей Алексею Баталову, чтобы он «приоделся», но юноша купил старенький зеленый «Москвич».
Владимир Маяковский
Маяковский в 15-летнем возрасте выжигал по дереву и раскрашивал пасхальные писанки. Материальное состояние семьи после смерти отца было плачевным. В связи с этим поэту пришлось уйти из гимназии. В 1911 году, после знакомства с Давидом Бурлюком, Маяковский впервые начал выступать со стихами и докладами, ездить по стране. Корней Чуковский вспоминал: «Мало кому известно, что Маяковский в те годы чрезвычайно нуждался.[…] В его комнате единственной, так сказать, мебелью был гвоздь, на котором висела его желтая кофта […] Обедал он едва ли ежедневно».
С 1912 года выходят сборники Маяковского, он сотрудничает с журналами и газетами, пишет пьесы, очерки, киносценарии, выступает режиссером и актером, редактором журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», организует футуристические группы, работает как художник и поэт в Российском телеграфном агентстве («РОСТА»), занимается агитками и рекламой – вплоть до 1930 года. По данным шведского литературоведа Бенгта Янгфельдта, Маяковский зарабатывал почти в 13 раз больше, чем простой рабочий. Творческий успех и признание власти позволяли поэту содержать несколько семей, и при этом – жить на широкую ногу.


Марина Цветаева
Марину Цветаеву в 1918 году устроили на службу в Народный Комиссариат по делам национальностей, где она составляла архив газетных вырезок в течении 5,5 месяцев, - первый и последний опыт работы вне литературы. В революционной России семья жила впроголодь, но и в эмиграции пришлось не легче. Кроме писательской стипендии (600 крон в месяц), выдаваемой чехами, был еще небольшой заработок от публикации стихов (1 франк/строчка) и от выступлений.
Алексей Эйснер писал: «…Аля, дочь Марины Ивановны, вязала шапочки, Сережа что-то получал, вместе они наскребали, наверно, 2 тысячи на полунищую жизнь». Друзья даже создали комитет в поддержку поэта. Вернувшись на родину, Цветаева зарабатывала малые средства переводами. Просила место судомойки в писательской столовой, но не получила его. Незадолго до смерти она писала в дневнике: «Я отродясь, как вся наша семья – была избавлена от этих двух понятий: слава и деньги… Деньги? Да плевать мне на них. Я их чувствую только, когда их – нет… Ведь я могла бы зарабатывать вдвое больше. Ну – и? Ну, вдвое больше бумажек в конверте. Но у меня-то что останется?.. Ведь нужно быть мертвым, чтобы предпочесть – деньги».

Борис Пастернак
Пастернак в 1916 году работал на заводе помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчетности. До этого давал частные уроки. После – лихорадочно искал источник постоянного заработка. С 1923 года, живя в полунищите, он занимался переводами неизвестных немецких поэтов, чьи стихи приводили его в уныние, составлял библиографию зарубежных откликов на смерть Ленина, писал детские стихи. Платили ничтожно мало.
К 1927 году Пастернак – уже известный поэт. В издательствах он сразу оговаривает сумму гонорара (не ниже чем по три рубля за строчку – минимальная планка по тем временам). К концу 30-х годов он обращается к прозе и переводам, которые вскоре станут основным источником дохода. Жена поэта, Зинаида Пастернак, вспоминала: «Он зарабатывал очень много, но бриллиантов я не нажила», на его иждивении жили первая жена с сыном, друг Табидзе, Ахматова, родственники Цветаевой.
Последние годы поэта были омрачены травлей и нуждой. От Нобелевской премии ему пришлось отказаться. К тому времени доходы от публикации текстов Пастернака за границей составляли более миллиона долларов, о чем он не знал. Гонорары из-за рубежа в СССР не пропускали, а когда пропустили, поэта уже не было в живых.

Осип Мандельштам
Мандельштам после 1917 года работал в Наркомпросе заведующим сектором эстетического развития отдела реформы школы, сотрудничал с газетами, занимался изнурительными переводами, в «Московском комсомольце» на протяжении трех лет был литературным консультантом.
В 1927 году он заключил два договора: на публикацию итоговой книги стихов и сборника статей, гонорар с которых позволил ему совершить путешествие на Кавказ. Вернувшись в 1930 году, он просил дать ему комнату, но получил отказ. «Жить, в общем, было не на что: какие-то полупереводы, полурецензии, полуобещания» - писала Ахматова. Когда же поэт получил квартиру в Москве, то жил там недолго, ибо за нее нужно было платить. Приходилось гостить у друзей.
Поэтесса Надежда Вольпин признавалась, что Мандельштам зарабатывал больше всех знакомых ей переводчиков, но с деньгами обращаться не умел, мог в самые голодные дни сменять пайковый хлеб на сладкое, а потом голодать. В 1932 году за «заслуги перед русской литературой» ему назначили пожизненную пенсию в 200 рублей в месяц. В то время он много писал, но печататься уже было невозможно.
В 1934 году поэта арестовали за эпиграмму на Сталина и другие стихи, отправили в ссылку на Урал, затем перевели в Воронеж – до 1937 года семья живет почти нищенски, изредка получая мелкие заработки (в театре, газете) и небольшую помощь от друзей. Надежда Яковлевна, жена поэта, вспоминала: «Иногда мне казалось, что жить уже больше нельзя, что невыносимо… А Ося вдруг говорил: «Почему ты думаешь, что ты должна быть счастлива?» Это удивительно помогало, и до сих пор помогает».­­­­­­­
Интересно, что только один поэт, принадлежащий старшему поколению, работал на протяжении всей жизни – это Иннокентий Анненский. Младшее же поколение, в основном, делало ставку на переводы и все остальное, перебиваясь в сложные годы скромными заработками, которыми дарила их литература.
Ольга Надточий
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 20 май 2015, 10:20

Прижизненный портрет Шекспира
обнаружили в книге по ботанике XVI века

Вероятный прижизненный портрет Уильяма Шекспира был обнаружен в книге по ботанике XVI века - такое открытие сделал британский ботаник и историк Марк Гриффитс, сообщает "Би-би-си" со ссылкой на журнал Country Life.

Как заявил ученый, он расшифровал "остроумный код" и опознал в одной из гравюр в книге поэта. Как сообщается, Гриффитс занимался исследованием жизни пионера ботаники Джона Джерарда и его труда "Травник или общая история растений" (The Herball or Generall Historie of Plantes). На титульной странице 1400-страничной книги, опубликованной в 1598 году, изображены четыре фигуры. Расшифровав эмблематику цветов и геральдические символы, ученый опознал в одной из них поэта: изображенный мужчина держит цветок рябчика и початок кукурузы – по словам Гриффита, эти растения указывают на поэму Шекспира "Венера и Адонис", а также его трагедию "Тит Андроник".

"Так и выглядел Шекспир – изображенный с натуры, в расцвете сил", - заявил Гриффитс.

"Это, судя по всему, единственный портрет величайшего писателя, созданный во время его жизни; это абсолютно необыкновенное открытие: до сегодняшнего дня никто не знал, как на самом деле выглядел Уильям Шекспир", - сказал эксперт.

Пока это открытие не получило подтверждения научного сообщества. В 2009 году другой портрет претендовал на то, чтобы стать прижизненным изображением поэта, но позже критики заявили, что на нем запечатлен другой человек.

Как отмечает The Guardian, на данный момент существует два признанных изображения Шекспира. Речь идет о гравюре из посмертного Первого фолио - первого собрания пьес Шекспира от 1623 года, а также памятник писателю, установленный в месте его захоронения - церкви св. Троицы в его родном городе Стратфорде-на-Эйвоне.
Источник: Сетевое издание «Интерфакс»
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 21 май 2015, 10:51

Как известные писатели заставляли себя работать?
Как создавались великие книги? Как Набоков писал «Лолиту»? Где творила Агата Кристи? Какой режим дня был у Хемингуэя? Эти и другие подробности творческого процесса знаменитых авторов — в выпуске блога Издательства АСТ - "Литература с большой буквы" .

Для написания книги нужно в первую очередь вдохновение. Однако к каждому писателю приходит своя муза, причем приходит она не всегда и не везде. На какие только ухищрения ни шли знаменитые авторы, чтобы найти то самое место и тот самый момент, когда сюжет и персонажи книги складывались в их голове наилучшим образом. Кто бы мог подумать, что великие произведения создавались в таких условиях!

1. Агата Кристи (1890–1976), уже издав десяток книг, в анкетной строке «род занятий» указывала — «домохозяйка». Она работала урывками, не имея ни отдельного кабинета, ни даже письменного стола. Писала в спальне за умывальным столиком или могла примоститься за обеденным столом в перерывах между приемами пищи. «Мне бывало немного неловко «идти писать». Но если удавалось уединиться, закрыть за собой дверь и сделать так, чтобы никто не мешал, то я забывала обо всем на свете».

2. Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896–1940) свой первый роман «По ту сторону» писал в тренировочном лагере на клочках бумаги в свободное от службы время. Отслужив, забыл о дисциплине и стал применять алкоголь как источник вдохновения. До обеда спал, иногда работал, ночью кутил в барах. Когда случались приступы активности, мог за один подход написать 8000 слов. Этого хватало для большого рассказа, но было недостаточно для повести. Когда Фицджеральд писал «Ночь нежна», ему с большим трудом удавалось выдерживать трезвым три-четыре часа. «Тонкое восприятие и суждение во время редактирования несовместимы с выпивкой», — писал Фицджеральд, признаваясь издателю, что алкоголь мешает творчеству.

3. Гюстав Флобер (1821–1880) писал «Мадам Бовари» пять лет. Работа продвигалась слишком медленно и мучительно: «Бовари» не идет. За неделю — две страницы! Есть с чего набить себе морду от отчаяния». Просыпался Флобер в десять утра, не вставая с постели, читал письма, газеты, курил трубку, беседовал с матушкой. Затем принимал ванну, завтракал и обедал одновременно и отправлялся на прогулку. Один час он преподавал своей племяннице историю и географию, потом усаживался в кресло и читал до семи вечера. После обильного ужина он несколько часов беседовал с матушкой и, наконец, с наступлением ночи начинал сочинять. Годы спустя он писал: «В конце концов, работа — наилучший способ ускользнуть от жизни».

4. Эрнест Хемингуэй (1899–1961) всю жизнь вставал на рассвете. Даже если накануне он допоздна пил, поднимался он не позже шести утра, свежим и отдохнувшим. Работал Хемингуэй до полудня, стоя возле полки. На полке стояла печатная машинка, на машинке лежала деревянная доска, выстеленная листами для печати. Исписав карандашом все листы, он снимал доску и перепечатывал написанное. Каждый день он подсчитывал количество написанных слов и строил график. «Когда заканчиваешь, чувствуешь себя опустошенным, но не пустым, а вновь заполняющимся, словно занимался любовью с любимым человеком».

5. Джеймс Джойс (1882–1941) о себе писал: «Человек малодобродетельный, склонный к экстравагантности и алкоголизму». Ни режима, ни организации. Спал до десяти, завтракал в постели кофе и рогаликами, зарабатывал уроками английского и игры на пианино, постоянно занимал деньги и отвлекал кредиторов разговорами о политике. Чтобы написать «Улисса», ему понадобилось семь лет с перерывами на восемь болезней и восемнадцать переездов в Швейцарию, Италию, Францию. За эти годы он провел за работой примерно 20 тысяч часов.
Изображение
Ответить