По коням! Новый "Тихий Дон". Версия 4.0
Четвертая по счету экранизация одноименного романа Михаила Шолохова. К 110-й годовщине со дня рождения Михаила Шолохова режиссер Сергей Урсуляк решил экранизировать роман, который с упоением читали и читают люди, которые живут на просторах некогда великого советского государства. «Тихий Дон» вот уже несколько десятков лет манит своих читателей нетипичными образами для того времени.
На предпремьерном показе Сергей Урсуляк (автор многосерийных фильмов "Ликвидация", "Исаев", "Жизнь и судьба" и других) сказал, что в его новой работе, в 14-серийном фильме "Тихий Дон", "есть все, что может понравиться, если посмотреть на нее чистым, незамутненным взглядом". Режиссер просил не сравнивать и уж если формировать мнения, то именно "об этой картине, а не о той, которая вам представляется".
Конечно, тому зрителю, кто хоть раз видел экранизацию "Тихого Дона" Сергея Герасимова, не сравнивать очень трудно. Петра Глебова в роли Григория Мелихова, Элину Быстрицкую в роли Аксиньи, Зинаиду Кириенко в роли Натальи (главный любовный треугольник фильма) так просто из памяти не выбросишь. Но уже к середине первой серии нового сериала странным образом перестаешь думать про прежние экранизации и следишь за нервом фильма, за его страстью, за смыслом…
В центре сюжета жизнь казачьей семьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую и Гражданскую войну. Многое пережили Мелеховы с хуторянами и со всем донским казачеством в эти смутные годы. От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня.
Главный герой Григорий Мелехов — донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Исторический перелом, напрочь поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни. Григорий не может понять, с кем ему остаться: с красными или с белыми. Мелехов в силу природных способностей дослуживается сначала из простых казаков до офицерского звания, а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией в Гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться. Также мечется Мелехов между двумя женщинами: нелюбимой поначалу женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей Полюшки и Мишатки, и Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любовью Григория. И обеих женщин он не смог сохранить.
Декорации к фильму одни из самых масштабных за всю историю нового российского кино. Строили их 8 месяцев, и дома нововозведенной станицы заняли три большие съемочные площадки с базами, куренями, мельницей, магазинами. Все это хозяйство разрослось, формируя хутор Татарский, куда как нельзя кстати вписалась и настоящая старинная казачья церковь. Местные жители киношникам помогают как могут. Например, участвуют в обустройстве построенных домов, кто забор подровняет, кто принесет глиняные горшки для плетня. Дома Мелиховых и Астаховых возвели с полной обстановкой, мебелью и утварью. С занавесками, телегами, бутылями под водку, латунными чайниками и самоварами. Местные жители рады показаться и в массовке. Причем приходят на съемки в своей казачьей форме и собственных платьях и повлиять на них художникам по костюмам бывает сложно. Уж очень казаки блюдут и чтят традиции.
Размышляя о сути экранизации, Сергей Урсуляк отмечает, что "Тихий Дон" - это великий роман XX века, поэтому ничего нового он предлагать не будет, никаких переносов действия в сегодняшний день не предвидится. Режиссер намерен четко следовать за книгой, сохранять содержание и искать форму, которая бы подошла для восприятия современным зрителем. И добавляет, что "это будет фильм о том, как разрушались людские судьбы, как тяжело жить, когда мы друг другу враги".
Российская газета. Неделя № 6833