Интересные факты о писателях

Дни рождения, памятные даты, праздники в мире литературы.

Модератор: Natali

Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 21 янв 2016, 14:31

Тайны знаменитых книг

Многие известные литературные произведения имеют свои секреты и тайные истории. И порой читать о них не менее интересно, чем сами книги.
Руслан и Людмила
Александр Сергеевич Пушкин

Вы никогда не задумывались, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»? Образ русалки, которая наполовину женщина, наполовину рыба, — это наследие западноевропейской культуры. Мы привыкли представлять русалку с рыбьим хвостом, однако западная русалочка и русалочка из русского фольклора — совершенно разные персонажи. Чаще всего русалочку в русской традиции изображают как дородную, красивую, молодую женщину с бледным лицом и с длинными зелеными волосами. Главное ее развлечение — сидеть на ветках деревьев и расчесывать свои волосы.

Маленький принц
Антуан де Сент-Экзюпери

Все герои сказки имеют своих прототипов. Образ самого принца глубоко автобиографичен — это Экзюпери в детстве. Роза, которую Маленький принц любит и охраняет, — его красивая, но капризная жена, латиноамериканка Консуэло. А Лис — это Сильвия Рейнхардт, хороший друг Экзюпери, которая помогала ему в трудные времена.

Таинственный остров
Жюль Верн

Известно, что Жюль Верн обычно писал свои романы, основываясь на собственных научных знаниях. Но в «Таинственном острове» он намеренно умолчал одну деталь: в описании способа изготовления нитроглицерина для подрыва гранитной скалы не хватало катализатора (платина), без которой вся эта затея ни за что бы не сработала

Али-Баба и сорок разбойников
Знаменитая фраза «Сезам, откройся» в переводе на русский язык должна была звучать как «Кунжут, откройся».

Алиса в Стране чудес
Льюис Кэрролл

Персонажи Шляпник и Мартовский Заяц происходят из двух английских поговорок: «сумасшедший, как шляпник» и «сумасшедший, как мартовский заяц». Поговорка о шляпнике связана с тем, что в старину при изготовлении фетра для шляп использовалась ртуть, хроническое отравление которой вызывает психические расстройства. А сумасшествие мартовских зайцев объясняется брачным периодом, наступающим весной.

Макбет
Уильям
Шекспир
Шекспир вовсе не выдумал сюжет пьесы «из головы». Он талантливо изложил средневековое сказание, причем довольно близко к первоисточникам. «Макбет» является самой популярной пьесой Шекспира. Она исполняется в мире каждые четыре часа.

Лолита
Владимир Набоков

Считается, что на написание романа Набокова вдохновила нашумевшая история о Чарли Чаплине, который полюбил свою вторую жену Литу Грей, когда ей было 12 лет.

Горе от ума
Александр Сергеевич Грибоедов

В 19 веке актрисы отказывались играть Софью в «Горе от ума» со словами: «Я порядочная женщина и в порнографических сценах не играю!». Такой сценой они считали ночную беседу с Молчалиным, который еще не был мужем героини.

Граф Монте-Кристо
Александр Дюма

Сюжет «Графа Монте-Кристо» был почерпнут из архивов парижской полиции. Сапожник Франсуа Пико был арестован по доносу и брошен в крепость, где провел около 7 лет. В тюрьме Пико прорыл подземный ход в соседнюю камеру, где содержался богатый итальянский священник. Они подружились, и перед смертью священник поведал Франсуа тайну о скрытом в Милане сокровище. После выхода на свободу Пико овладел завещанными ему сокровищами и под другим именем объявился в Париже, где посвятил 10 лет возмездию за подлость и предательство.
© AdMe.ru.
Изображение
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 26 янв 2016, 13:27

Свидетельства о Мандельштаме

Павел Нерлер (Полян) о реконструкции последних дней жизни поэта, свидетелях его лагерного быта

Мандельштамом занимаются разные люди — и разными сюжетами, с ним связанными, и вопросами творчества, поэтики. Я занимаюсь не только биографией Мандельштама, но все-таки по преимуществу именно ею. И долгие годы я собирал материалы, так или иначе помогающие что-то узнать именно о репрессиях против Осипа Эмильевича, о том, что с ним было в лагере, о том, как он погиб. Все удалось собрать в некую такую заготовку для мозаики, эти камешки аккуратно разложить, разобраться с ними.

Был этап, когда каждое свидетельство в отдельности было опубликовано. А вот я ощутил, что можно попробовать из всего этого сложить некую мозаику, которая была бы реконструкцией. Отбрасывая вещи совершенно невозможные (аберрация памяти — вещь неизбежная), я попробовал реконструировать все, что было с Мандельштамом. Постараюсь коротко это изложить.

В частности, эшелон мандельштамовский прибыл 8 октября 1938 года на станцию «Вторая речка». По-моему, 12 сентября он стартовал из Москвы, был сформирован из заключенных разных тюрем, московских и подмосковных, в том числе Бутырской, откуда Мандельштама везли. Около месяца он ехал в пересыльный лагерь, который являлся воротами на Колыму. Тех, кто был здоров, как можно быстрее переправляли на Колыму. Мандельштам своим здоровьем этому критерию не соответствовал. С такими людьми поступали так: их отправляли в Мариинские лагеря для инвалидов, для больных. Мандельштама отправить не успели, так или иначе, этого не произошло. Что мы знаем? Он попал в одиннадцатый барак. В этом бараке были люди, которые как раз предназначались в отсев, то есть не отправлялись на Колыму. Среди тех, кто был с ним рядом, оказался, во-первых, Юрий Моисеенко с сотоварищами, был там такой Ковалев, который ухаживал за Мандельштамом как за очень слабым, очень уважал его в конечном счете. Он был членом бригады, бригадиром у него был Милютин, о нем кое-что известно, и он оставил воспоминания о Мандельштаме — единственный из всех них, кто оставил свои собственные воспоминания, а не ответы на вопросы. И почти до конца, до ноября, он был бригадиром. Потом самого Милютина отправили на Колыму. Мы знаем даже старосту барака, Мироновича, и целый ряд людей, которые с ним были рядом, Казарновского в том числе.

Была поначалу замечательная погода, работы никакой не требовали от людей, кто был на пересыльном лагере, но Мандельштам тем не менее — мы знаем это из его письма —работал как раз с этим физиком Л., Хитровым. Что это была за работа? Это была переноска некоторых камней из карьера, который тоже на территории лагеря был, в другое место. Мы знаем, что в начале ноября, видимо накануне 7 ноября, был так называемый «день письма». Мандельштам отправил письмо своим родным — Надежде Мандельштам и своему брату Шуре. Вот это письмо было написано в начале ноября, оно вполне вменяемое, он просит прислать теплые вещи и так далее, но, во всяком случае, датировать этот день письма с помощью других свидетельств удается примерно 4–5 ноября, накануне 7 ноября, праздника.

Мы знаем, что с каждой неделей состояние его здоровья все ухудшалось и ухудшалось. У него было определенное отклонение: он полагал, что его хотят отравить, и поэтому старался избегать казенной пищи или же брал ее только из рук тех людей, которым доверял, а таковых людей было не очень много, но тем не менее они были. И из-за этой формы психической неадекватности он слабел. И даже если отбросить все те рассказы о том, как его били заключенные за то, что он у них воровал пайки, потому что думал, что его хотят отравить, а если он сворует пайку чужого человека, то она по крайней мере без яда и не несет угрозы здоровью, — даже если все это отбросить, с каждой неделей свидетельства сгущаются, у него все в большей и большей степени отклонения от здоровья: веко начало дергаться…

Он дважды оказывался в лагерной больничке. Один раз до карантина по тифу, просто по состоянию здоровья, а второй раз уже, собственно, накануне смерти. Там в самом начале декабря был объявлен карантин из-за тифа, Мандельштам тоже был в том бараке, который был под карантином. И когда карантин кончился — это как раз 26 декабря 1938 года, — всех после карантина повели в прожарку — не в баню, а прожаривать одежду, от вшей избавляться и так далее. В этот момент, когда в общем-то из такой сернистой воздушной массы, в которой прожаривались, от насекомых избавлялись, дезинфицировались вещи, пахнуло сероводородом из этой печи, откуда все это выходило, Мандельштам упал в обморок. Некоторые даже подумали, что он умер, поскольку пришла врач и не зафиксировала признаков жизни. Но он не умер, он еще был отвезен в больницу и уже на следующий день, 27 декабря, в 12:30 действительно умер. Это зафиксировано врачом Кирсановым, и уже последующие патологоанатомические процедуры, процедура взятия отпечатков пальцев — все процедуры, которые для этого предусмотрены, — были совершены, смерть была зафиксирована.

Из этих мелких осколочков-рассказов складывается такая картина, и в книжке «Con amore», в главе «11 барак», я это достаточно подробно и детально излагаю, а сейчас я очень коротко, пропуская многие связки, об этом рассказал. Такова примерно картина, которая возникает благодаря реконструкции.

Павел Нерлер (Полян),

доктор географических наук, председатель Мандельштамовского общества, директор Мандельштамовского центра при Школе филологии Высшей школы экономики, лауреат литературной премии имени Александра Блока 2015 года за книгу «Осип Мандельштам и его солагерники».
ПостНаука
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 05 фев 2016, 12:10

В Год литературы указан год смерти живого писателя

В Волгограде на рекламной конструкции в центре города допустили сразу три ошибки в годах жизни представителей русской литературы.


Авторы баннера, посвященного Году литературы, «похоронили» писателя Бориса Екимова.

Годы жизни на растяжке, появившейся на площади Павших борцов в Волгограде, значатся как 1925–1986. Тогда как на самом деле Борис Екимов еще жив. И кроме того, родился не в 1925, а в 1938 году.

Другого писателя-земляка на том же баннере, напротив, «воскресили». Год смерти Валентина Леднева, ушедшего из жизни в 2009 году, не указан.

Однако и на этом ошибки на растяжке не заканчиваются. Авторы рекламной конструкции «продлили» жизнь поэту Сергею Есенину. Год его рождения обозначен как 1886, тогда как он появился на свет на 9 лет позже – в 1895. Год смерти значится как 1924, при том что поэт ушел из жизни чуть позже – в 1925.

Напомним, что это уже второй казус, связанный с баннером, посвященным Году литературы в Волгограде. На одном из таких носителей допустили ошибку в годах жизни Чехова. У писателя «отняли» три года жизни – последним его годом вместо 1904 был обозначен 1901. Плакат с неверным годом смерти русского классика появился в Центральном районе города у входа на станцию «Комсомольская».
Ошибку уже заметили внимательные горожане. Пользователь Ярослав Малых выложил фото в социальную сеть с предложением найти ошибку без помощи интернета. Сразу после того, как на ошибку указали в СМИ, рекламную растяжку заменили.

АиФ-Волгоград
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 12 фев 2016, 16:41

История одного стихотворения

Баллада о прокуренном вагоне

- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, -
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы, -
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой, любимый, -
Ты понесешь с собой повсюду,
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного, -
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг.

Александр Кочетков, 1932 г.
Поэт Александр Кочетков и история рождения "Баллады о прокуренном вагоне"

Какая-то пушкинская ясность есть в этих строчках, а звали поэта, как и Пушкина: Александр Сергеевич.
Александр Сергеевич Кочетков. Он родился 12 мая 1900 года. Окончив Лосиноостровскую гимназию в 1917 году, поступил на филфак МГУ.
Был мобилизован в Красную армию. Потом работал библиотекарем. В 1930-х годах стал профессиональным переводчиком. Переводил с французского, немецкого, испанского...

"Баллада о прокуренном вагоне" была написана Кочетковым в 1932 году при обстоятельствах, о которых жена поэта Нина Григорьевна рассказывала так: "Лето мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен - Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи - Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали, как могли. Накануне отъезда мы решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд... Нас спасла любовь".

Ушедший без них поезд потерпел крушение на станции Москва-товарная. Многие пассажиры погибли. Друзья, знавшие о приезде Кочеткова этим поездом, сочли его погибшим и были потрясены, когда он объявился в Москве через три дня.

Еще во время Великой Отечественной войны "Балладу о прокуренном вагоне" переписывали от руки и посылали в письмах. Стихотворение разошлось так широко благодаря корреспонденту газеты "Красный флот", участнику обороны Севастополя писателю Леониду Соловьеву (автору книги о Ходже Насреддине). Зимой 1942 года он познакомился в Ташкенте с Кочетковым, услышал от него "Балладу..." и переписал стихотворение в блокнот.
Но опубликована "Баллада..." была только в 1966 году, на 298-й странице альманаха "День поэзии", с кратким предисловием Льва Озерова.

...Когда Андрей Мягков и Валентина Талызина читают за кадром "Балладу...", Женя Лукашин идет к своему дому номер 25 по улице Строителей. Он идет сквозь метель, против ветра, мимо бетонного забора. А за забором - древняя церковь с чудом уцелевшими крестами на куполах. Недавно узнал: это храм Архангела Михаила в московском районе Тропарево.

По внешним меркам Кочетков был неудачник: как поэта его знали лишь близкие друзья. Первая книга лирики Александра Кочеткова вышла только в 1985 году, а умер он в 1953-м. И как удивительно, что последние его стихи - это стихи умиротворенного и даже счастливого человека. Читая их, кажется: автор получил несомненное уверение свыше о том, что его поэтическая судьба сотворена на небесах, сложится она и на земле...

Российская газета. – 2014. - 9-15 янв. – С. 30.
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 15 фев 2016, 15:21

Как выясняли отношения русские писатели и поэты

Мы привыкли искать в биографиях великих поэтов и писателей добрые примеры для подражания. Но классики - живые люди, обуреваемые теми же страстями и пороками, что и все остальные. Ругались и ссорились они не менее вдохновенно, чем творили. Поразительно, но в результате человечество только выигрывало! Потому что финал ссор двух талантов - не фингал под глазом, а сочиненный в пику визави очередной шедевр на все времена.

Достоевский: «Тургенев сделался немцем из русского писателя!»
Трудно было представить более не похожих друг на друга молодых людей: мнительный, какой-то мятый, погруженный в себя Федор Достоевский и холеный, уже добившийся признания Иван Тургенев.
Объявленный Белинским гением, будущий автор «Преступления и наказания» показался литературной тусовке, и небезосновательно, хвастуном. Ехидный Тургенев подбил Некрасова на пару сочинить обидную эпиграмму: «Рыцарь горестной фигуры! / Достоевский, юный пыщ, / На носу литературы / Ты вскочил, как яркий прыщ».
Достоевский и Тургенев. Худ. Игорь Князев

Достоевский страшно переживал. Но обиду сумел забыть. А через 20 лет после знакомства, проигравшись в казино в Висбадене, автор «Игрока» робко попросил у него денег: «Мне и гадко и стыдно беспокоить Вас... Обращаюсь к Вам как человек к человеку и прошу у Вас 100 (сто) талеров. На душе скверно (я думал, будет сквернее), а главное, стыдно Вас беспокоить; но когда тонешь, что делать».
Сумма для Тургенева плевая, однако Иван Сергеевич прислал только половину. К слову, Достоевский отдал долг только через 11 лет...
Взаимное неприятие копилось годами. Тургенев подолгу жил за границей и ставил в пример тамошний образ жизни. Пламенному патриоту Достоевскому чудилось в этом пренебрежение Родиной.
«Тургенев сделался немцем из русского писателя, - вот по чему познается дрянной человек», - горячился Федор Михайлович в письме другу, поэту Аполлону Майкову. Достоевский даже посоветовал Тургеневу купить телескоп, чтобы через него смотреть на далекую от него Россию.
Зато читающая публика была в экстазе - как сейчас от сплетен про Баскова и Киркорова.
Даже смерть Достоевского не заставила Тургенева забыть былое - он сравнивал ушедшего с маркизом де Садом, распространяя беспочвенные слухи о якобы неприличной личной жизни писателя.
И все-таки спустя годы биографы сошлись во мнении: какими бы репликами ни обменивались Достоевский и Тургенев, они прекрасно понимали масштаб таланта друг друга.

Есенин и Маяковский: батл двух поэтов
С первого взгляда Есенин категорически не понравился Маяковскому: «Я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Он мне показался опереточным, бутафорским. Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло». Футуриста Маяковского, горячего сторонника прогресса, смешило преклонение перед березками рязанского имажиниста.
Как-то раз в стихотворении «Юбилейное» Маяковский обозвал Есенина «коровою в перчатках лаечных». Тот обижался как дитя и искал, искал любой возможности насолить обидчику.
«Маяковского он не любил и рвал его книги, если находил в своем доме», - вспоминал писатель Виктор Шкловский. Но стихи противника читал, чтобы бросить потом: «Мать честная! До чего бездарны поэмы Маяковского об Америке!»
Не дурак выпить и подраться, Есенин не лез к Маяковскому с кулаками. Наоборот, его тянуло к этому большому, громкому, уверенному в себе человеку. Дрался до крови и пил он с Борисом Пастернаком, уговаривая того помирить его с Маяковским. А потом сорвался и выдал в стихотворении «На Кавказе»: «Мне мил стихов российский жар. / Есть Маяковский, есть и кроме, / Но он, их главный штабс-маляр, / Поет о пробках в Моссельпроме» (Маяковский, напомним, писал рекламные стихи для «Окон РОСТА» - Есенин считал это недостойной поэта забавой).
Зато страна успела насладиться знаменитыми литературными диспутами. На поединки Маяковского и Есенина собиралась вся Москва и весь Ленинград - как будто они были, скажем, боксеры. Импровизируя на ходу, они доказывали правоту своей позиции и смехотворность взглядов соперника. Это были битвы - батлы, совсем как у современных рэперов.
Все знали, что эти двое - чуть ли не враги. Но однажды в редакции «Нового мира» Маяковский на все лады... хвалил стихи Есенина. И попросил присутствующих: «Смотрите, Есенину ни слова о том, что я говорил».
После самоубийства Есенина Маяковский написал: «В этой жизни помереть не трудно. / Сделать жизнь значительно трудней», что высмеивало есенинское «В этой жизни умирать не ново, /Но и жить, конечно, не новей». Тогда Маяковский есенинский способ решения проблем отверг.
Но через четыре года он и сам выбрал суицид. Впрочем, и сегодня еще идут споры: многие исследователи уверены, что гибель обоих поэтов - замаскированная под самоубийство расправа.
Сергей ЕФИМОВ
Читать статью полностью: Достоевский: «Тургенев - дрянной человек, я и прежде его не любил...»
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 19 фев 2016, 10:22

Великая мистификация.
Как выдуманный писатель стал мировым классиком

18 февраля 1874 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано послание одного из братьев Жемчужниковых, в котором впервые названы имена создателей Козьмы Пруткова. Так была раскрыта самая дерзкая литературная мистификация в России.
Козьма Прутков – явление в русской литературе совершенно особенное. И дело даже не в том, что это имя было вымышленное, а под его маской скрывался целый творческий союз. Образ Пруткова за годы его «творчества» едва ли не в буквальном смысле слова оброс плотью и кровью, введя в заблуждение даже самых опытных издателей и литературных критиков.
SPB.AIF.RU вспоминает историю создания этого персонажа, а также малоизвестные факты из его биографии.

Все началось с шутки
Впервые на небосклоне русской поэзии имя Козьмы Пруткова появилось в 1854 году в журнале «Современник», который к тому времени уже открыл немало литературных дарований. Не ошиблись издатели и на этот раз, опубликовав несколько стихотворений никому не известного автора.

Я вечно буду петь и песней наслаждаться,
Я вечно буду пить чарующий нектар.
Раздайся ж прочь, толпа!.. довольно насмехаться!
Тебе ль познать Пруткова дар?!

На деле же новоявленный поэт был умелой мистификацией, которая изначально была всего лишь семейной шуткой. Известно, что начало шутливому творчеству положено летом 1849 года, когда молодые братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы проводили лето в своём орловском имении Павловке. Тогда один из братьев, Александр, и сочинил юмористическую басню «Незабудки и запятки».

Игра пришлась семейству по вкусу. Братья набросали еще несколько басен. Позже к озорным сочинителям присоединился и их кузен, Алексей Константинович Толстой. Когда же первые литературные шаги коллектива увенчались успехом, а произведения стали публиковаться в известных журналах, встал вопрос, какой псевдоним выбрать?
Тогда-то Владимир Жемчужников и предложил приписать все творения своему камердинеру Кузьме Пруткову. Настоящий Прутков тут же получил 50 рублей за использование имени, а новорожденный однофамилец шагнул в литературную вечность.

Постепенно образ новой звезды на литературном небосклоне все больше обретал реальные черты. Так, компания придумала для него подробную, вполне правдоподобную биографию. Из нее мы узнаем, что Козьма Петрович Прутков родился в 1803 году и провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблизи ж/д станции Саблино и т.д.
Был написан и портрет поэта.

Чисто русский юмор
Стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и сам его образ представляли собой едкую сатиру на российскую действительность в целом, и литературу в частности. А многочисленные афоризмы автора разошлись «в народ». Сейчас, иной раз обронив фразу «что имеем, не храним…» или «век живи – век учись!», мы даже не задумываемся, что цитируем незабвенного Козьму Пруткова.

Слава Козьмы была так велика, что еще при его «жизни» русский литературовед Николай Гербель включил стихотворения Пруткова в хрестоматию «Русские поэты в биографиях и образцах», отметив, что они «отличаются тем неподдельным, чисто русским юмором, которым так богата наша литература, справедливо гордящаяся целым рядом таких сатириков, как Кантемир, Фонвизин, Нарежный, Грибоедов, Гоголь, Казак-Луганский (Даль), Основьяненко (Квитка) и Щедрин (Салтыков)».
Стихи и афоризмы Пруткова полюбились публике. Многие читатели всерьез верили в реальность существования этого автора. О нем писали Чернышевский, Добролюбов, Аполлон Григорьев и многие другие критики. Его имя неоднократно упоминал в своих произведениях Достоевский.

Козьма Прутков скончался 13 января 1863 года в два и три четверти часа пополудни. Обстоятельства, предшествовавшие скорбному событию, и само оно были описаны в стихотворении покойного «Предсмертное» и некрологе, опубликованном в «Современнике». И лишь через 11 лет публике была открыта тайна почившего «классика».

В январе 1884 года вышло подготовленное братьями Жемчужниковыми собрание сочинений Пруткова в одной книге. А в 1898 году в «Энциклопедическом словаре» появилась большая статья о Козьме Пруткове. С тех пор имя Козьмы Пруткова неизменно входит во все энциклопедии. И не только в нашей стране.
Самые известные афоризмы
  • Глядя на мир, нельзя не удивляться.
    Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок.
    Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
    Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
    Бди!
    Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
    Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
    Если хочешь быть счастливым, будь им.
    Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
    Где начало того конца, которым оканчивается начало?
    Лучше скажи мало, но хорошо.
    Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
    И устрица имеет врагов.
    Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.
    Единожды солгавши, кто тебе поверит?
    Что имеем – не храним; потерявши – плачем.
    Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.
    Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.
См. также Памятники автору бессмертных афоризмов Козьме Пруткову
Изображение
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 25 фев 2016, 10:54

Чудачества русских писателей

Писатели и поэты для нас — недосягаемые светила. Но, тем не менее, даже они были земными людьми — думали о насущных проблемах, кого-то любили и ненавидели, имели свои порой очень странные особенности.


Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии», «наше все», Александр Сергеевич Пушкин очень любил лимонад. Особенно во время работы. Стоит отметить, что любимый напиток Александр Сергеевич пил по большей части по ночам. «Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь», — вспоминал камердинер поэта Никифор Федоров. При этом Пушкин любил и черный кофе, но, видимо, лимонад бодрил его больше.

Интересный факт: по воспоминаниям Константина Данзаса, лицейского товарища и секунданта Пушкина, отправляясь на дуэль с Дантесом, писатель зашел в кондитерскую и выпил стакан лимонада.

Николай Васильевич Гоголь

Современники Николая Васильевича Гоголя свидетельствуют, что прозаик поражал их своими странностями. У него была любовь к рукоделию: с величайшей старательностью он кроил себе платки и поправлял жилеты. Писал только стоя, а спал — только сидя.

Одной из многочисленных причуд писателя была страсть к катанию хлебных шариков. Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих… Один друг собрал этих шариков целые вороха и хранит благоговейно…»

Антон Павлович Чехов


В ялтинский период жизни за Чеховым его близкие стали замечать удивительные склонности и проявления. Его сестра Мария Павловна вспоминала, что писатель частенько садился на корточки возле кучи щебня в саду и начинал методично молотком этот щебень разбивать в мелкую крошку. Потом эти камешки шли для подсыпок дорожек в саду и во дворе. Так Антон Павлович мог и два, и три часа подряд бить камни. А сестра волновалась — не стряслось ли чего с братом.

В Ялте писатель пристрастился и к коллекционированию почтовых марок. «Он получал и отправлял по нескольку тысяч писем, — пишет чеховед. — Эти письма приходили к нему не только из России, но и из зарубежных стран. Антон Павлович эти марочки аккуратно снимал с конвертов, складывал их в пачечки и перевязывал белой ниткой. В каждой пачке было по 200 марок, и вся его коллекция составляет несколько тысяч!»



Владимир Владимирович Набоков

Писательство для Владимира Набокова было сродни ритуалу. Большинство своих текстов он писал на прямоугольных карточках 3 на 5 дюймов (7,6 на 12,7 см), которые потом сшивались в книги. Причем Набокову требовались только разлинеенные карточки и только с заостренными углами, а также карандаши с резинкой на конце. Других инструментов писатель не признавал.

Общеизвестно и его увлечение энтомологией. Вот в качестве иллюстрации забавный фотоснимок мэтра в коротких шортах и с сачком.



BookMix
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 26 фев 2016, 10:55

Открывается дом — музей Михаила Пришвина


После полугодовой реставрaции открывается дом — музей Михаила Пришвина, в поселке Дунино (Московская область).

Столь глобальная реставрация стала первой за всю историю с момента постройки дома. В процессе реставрации усилили фундaмент, заменили кровлю и стропилы, провели капитальный ремонт стен фасада, потолков, рам и дверей, восстановили печи и хозяйственные помещения и многое другое.

Кроме этого, усовершенствовали систему теплoснабжения, установили пожарную и охранную сигнализации, облагородили дорожки. Список работ можно еще продолжать и продолжать.

В процессе реставрации было сделано не мало интересных открытий, которые хранил это дом. Под слоями штукатурки на стенaх обнаружились обрывки газет на немецком и русском языках, датированных 1900 годом, годом постройки дома. В хорошем состоянии, обнаружили в печи, визитную карточку отца бывшей владелицы дома К.В. Критской.

В течении нескольких месяцев, в доме — музее будет проводиться фотовыставка, посвященная процессу реставрации дома.
Изначально, дом Пришвинa был пострoен в конце девятнадцатого века. Писатель провел в этом доме последние годы своей жизни. До Великой Отечественной войны дом пустовал, затем его использовали как госпиталь. До столь грандиозной реставрации, в доме проводился только косметический ремонт.

Новости литературы
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 09 мар 2016, 11:36

Неоконченный роман. Неизвестные финалы культовых книг
О чём был второй том «Мёртвых душ» Гоголя? Почему Некрасов не дописал поэму «Кому на Руси жить хорошо»? АиФ.ru рассказывает о неизвестных финалах известных книг.

Николай Гоголь «Мёртвые души»
Известно, что поэму «Мёртвые души» Гоголь хотел создать по аналогии с «Божественной комедией» Данте Алигьери. В произведении планировались три части: ад, чистилище, рай. В первом томе главный герой авантюрист Чичиков, путешествуя по России, сталкивался с человеческими пороками, во второй части судьба сводила его с положительными персонажами. А в третьем томе, к написанию которого Гоголь так и не приступил, Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и встать на путь нравственного очищения.

До сих пор точно не известно, было ли уничтожение рукописи случайностью. Автор утверждал, что хотел сжечь лишь черновики и ненужные бумаги, а второй том «Мёртвых душ» в камин был отправлен по его недосмотру. Однако незадолго до инцидента Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всём теле пугают меня самого». Автор «Мёртвых душ» мучился, что не может справиться с задачей, которую поставил перед собой при написании книги — стать своеобразным пророком и «вывести Россию из духовной тьмы к духовному свету».

Свидетелем уничтожения второго тома рукописи стал слуга Семён, который уговаривал барина пощадить бумаги. Но тот лишь грубо ответил: «Не твоё дело! Молись!». Странным совпадением стала и смерть Гоголя — ровно через девять дней после этой роковой ошибки писатель скончался.


Николай Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Николай Некрасов задумывал как народную книгу. В течение многих лет он копил и собирал по словечку материал для книги, изучал жизнь и быт простого народа. Однако из-за развивающейся болезни успел написать только половину из задуманного. Сохранившиеся черновые варианты произведения свидетельствуют о том, что автор, кроме разговора с попом, помещиком, семинаристом, планировал описать встречу пытливых странников с чиновником, купцом и даже царём, чтобы выяснить, наконец, «кому живётся весело, вольготно на Руси?».

После серьёзного ухудшения здоровья Некрасов понял, что масштабный замысел не осуществим, и постарался придать «законченность» хотя бы четвёртой главе — «Пир — на весь мир», которая так и осталась последней. Однако и этого автор мог не успеть, если бы не известный врач Сергей Боткин, который в 1876 году отправил писателя в Ялту на лечение. Именно ему Некрасов посвятил последнюю главу своего главного произведения и до последних дней своей жизни говорил близким: «Одно, о чём сожалею глубоко, это что не кончил своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо».


Александр Пушкин «Евгений Онегин»
Всем хорошо известна «энциклопедия русской жизни» Александра Пушкина «Евгений Онегин». Но многие читатели до сих пор задаются вопросом, почему история Татьяны и Евгения обрывается в разгар кульминации: раздаются шаги генерала, мужа Татьяны — и всё.

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда.

Однако известно, что автор написал продолжение, посвятив его движению декабристов. Спустя много лет после смерти Пушкина в его рукописях были обнаружены наброски текста, который предположительно считается десятой, неопубликованной главой «Онегина». Из воспоминаний современников поэта также известно, что он даже читал кому-то эти наброски неопубликованной главы. До нас же дошёл лишь текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных Пушкиным, и недоработанный черновой текст пары строф.
Изображение
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 14 мар 2016, 11:07

Рейтинг выдающихся писателей


Писатели Лев Толстой, Федор Достоевский и Антон Чехов вошли в тройку наиболее выдающихся по мнению россиян, опрошенных Левада-центром, набрал 45, 23 и 18 процентов голосов соответственно.
Классик российской литературы Александр Пушкин набрал 15 процентов голосов, Николай Гоголь и Михаил Шолохов набрали чуть меньше — по 13 процентов, а Михаил Булгаков — 11 процентов, передает Интерфакс со ссылкой на данные опроса.

Респонденты также вспомнили Ивана Тургенева, Максима Горького, Михаила Лермонтова и Александра Солженицына, все они набрали от девяти до пяти процентов симпатий.

По четыре процента россиян назвали Александра Куприна, Ивана Бунина и Николая Некрасова, показал опрос, проведенный 19-24 февраля среди 1600 человек старше 18 лет в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ.

В список также попали: Александр Грибоедов, Александр Островский, Дарья Донцова, Борис Акунин - по 3 процента, Владимир Набоков, Валентин Пикуль, Константин Симонов, Алексей Толстой, Василий Шукшин, Михаил Салтыков-Щедрин, Виктор Астафьев, Михаил Пришвин и Николай Лесков — по 2 процента.

12 процентов опрошенных затруднились в ответе или заявили, что таких писателей нет.

Аргументы и факты
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 22 мар 2016, 11:04

Неизвестные факты о Борисе Пастернаке


Являясь лауреатом Нобелевской премии по литературе, одним из лучших поэтов XX века, Борис Леонидович написал достаточно много известных произведений, которые изучают, читают и перечитывают до сих пор

Сайт «Пиши-читай» подготовил несколько неизвестных фактов из его биографии. За основу взяты фрагменты биографической книги «Пастернак в жизни», которая вышла под руководством Елены Шубиной.

Иная фамилия
По документам папа писателя значится не Леонид Осипович Пастернак, а Исаак (Абрам) Иосифович Постернак. Первое нашло место в метрической книге Московской синагоги, последнее записано в документах местной управы. Так что и сам сын мог быть записан иначе.

Освобождение от военной службы
Маленький Борис был непоседливым ребёнком. В возрасте 8 лет, не спросив разрешения у родителей, он попытался оседлать непокорную лошадь. Во время прыжка конь сбросил самоуверенного наездника. Тот, в свою очередь, отделался повреждённой укороченной ногой, что помогло ему освободиться от армии.

Увлечение музыкой
Борис мечтал стать высококлассным виртуозом, как и его мать Роза. Однако, написав несколько музыкальных творений, отчаялся и стремительно перешёл к изучению трудов философов. Уклонение от занятий музыкой он объяснял неточным слухом, что, к слову, было неправдой.

Учёба в Европе
В 1911 году мать поэта обрадовала его новостью о том, что сэкономила 200 рублей (огромные деньги!) для его обучения в Европе. На эти деньги Пастернак смог позволить себе год обучения философии в университете Марбурга.

Будущее профессора философии
Кумир писателя, Герман Коген, предложил ему остаться в Германии и начать преподавательскую деятельность касательно философии. Однако тот, несмотря на заманчивость предложения, решил вернуться в Россию и стать поэтом.

Гувернёр
Известно, что после возвращения на родину Пастернак служил воспитателем отрока коммерсанта Морица Филлипа. Получая неплохое жалование, он обучал Вальтера наукам.

Любовь сквозь письма
Давно знакомые, Цветаева и Пастернак долго отправляли друг другу письма личного характера до того, как встретились в Москве. Существует поверие, что, помогая подруге собирать вещи, Борис нашёл крепкую бечёвку и шутливо сказал: «Она выдержит всё, хоть ты вешайся». Через некоторое время Пастернаку рассказали, будто именно на ней поэтесса и закончила жизнь.

Война и… переводы
В военное время большинство поэтов писали о доблести и славе. Пастернаку же не удавалось написать подходящие стихи. Муза не приходила. Он взялся за переводы: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», сонеты, — всё получило русское звучание.

Заслуга ЦРУ
Недавно специальные службы США обнаружили в архивах около сотни актов, подтверждающих фиктивность представления произведения «Доктор Живаго» к награде Нобеля, издания книги огромным тиражом и другие факты, способствующие, по мнению спецслужб, разрушению железного занавеса.

Прообраз Лары
Реальным прототипом известной литературной героини является Ольга Ивинская – последняя любовь писателя.

Ксения ПАРФЁНОВА
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 23 мар 2016, 13:10

Сколько зарабатывал Шекспир

В XVII веке театральная профессия не приносила большого дохода — разбогатеть удавалось в основном антрепренерам. Источники позволяют узнать, сколько фунтов получал за пьесу Шекспир и коллеги и сколько они могли купить воробьев и бочек пива.

Авторы конца XVI — начала XVII века получали за пьесу от четырех до десяти фунтов стерлингов. В среднем за пьесу платили шесть фунтов стерлингов. При этом, продав пьесу театру, автор терял на нее всякие права и не имел возможности опубликовать самостоятельно.

Уже после смерти Шекспира пьесы подорожали и театры могли заплатитьза них до 20 фунтов стерлингов. Тогда же появилась практика, когда драматург получал весь сбор с одного из первых спектаклей по своей пьесе. Но чаще антрепренер платил автору заранее обговоренную сумму. В других случаях он давал труппе деньги на приобретение пьес и реквизита. При этом менеджер получал половину входного сбора от галерей театра, а актеры делили между собой вторую половину и сбор с партера.

По данным историка Т. У. Болдуина, минимальный заработок актера в год был около десяти фунтов стерлингов, максимальный — около 25. Шекспир, еще не будучи пайщиком театра, предположительно, имел годовой заработок около 15 фунтов стерлингов как актер и получал еще около десяти фунтов в качестве гонорара за две пьесы.

В записях театрального антрепренера Филиппа Хенсло приводится договор, заключенный с одним из актеров труппы Робертом Доусом на три года: согласно «контракту» Доус был обязан «посещать все те репетиции, которые будут происходить перед публичным спектаклем»; за каждое опоздание он платил штраф в 12 пенсов, а за неявку — два шиллинга. Если он «не будет одет к началу спектакля» — штраф в три шиллинга; если «окажется пьяным в то время, когда он должен играть», — штраф в десять шиллингов; если не явится на спектакль без уважительной причины — штраф в 20 шиллингов.

Цены конца XVI — начала XVII века
Бочка крепкого пива — 7 шиллингов
13 воробьев — 9 пенсов
Бочка белой сельди — 23 шиллинга 4 пенса
35 дюжин яиц — 2 фунта 3 шиллинга и 9 пенсов
Хороший гусь — 4 пенса
Курица — 2 пенса
Говядина — 1/2 пенса
Зарплата ремесленника — около 6 пенсов в день,
Зарплата чернорабочего — около 3 пенсов
Баронский титул — 1080 фунтов стерлингов

(1 фунт стерлингов = 20 шиллингов, 1 шиллинг = 12 пенсов)

ЛитКульт
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 31 мар 2016, 11:24

«Мне нравится, что вы больны не мной…»

Кому посвятила своё стихотворение Марина Цветаева


Даже тем, кто с поэзией Цветаевой знаком лишь вскользь, известно её прекрасное стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной».

Эти стихи положил на музыку композитор Михаил Таривердиев, и эта песня в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучала в фильме «Ирония судьбы или с легким паром».

Стихотворение Марина Цветаева посвятила второму супругу своей родной сестры - Маврикию Александровичу Минцу. Историю этого стихотворения рассказывала сама сестра поэтессы Анастасия Ивановна Цветаева.


«Многие ищут в этом стихотворении некий подтекст, скрытый смысл, а его просто нет… Мне было 20 лет. К этому времени я рассталась со своим первым мужем и осталась одна на руках с 2-летним сыном. Маврикий Александрович оказался у меня дома случайно, по просьбе друга. Встретившись первый раз, мы проговорили целый день. Маврикий Александрович предложил мне руку и сердце, и я стала его женой".

Когда муж познакомился с Мариной, он был поражён. Её всего 22 года, а у неё уже вышло два сборника поэзии. А ещё у неё прекрасная дочь и замечательный муж. В те годы Марина была счастлива и хороша собой. Маврикий любовался ей, а сестра чувствовала это и краснела. Она была очень благодарна Маврикию Александровичу, что он рядом со мной, любит меня и я не одинока… Именно об этом и Маринино стихотворение. Никакого двойственного смысла в нём нет».

Марина в те счастливые годы была хороша собой, белоснежная кожа с легким румянцем, красивые вьющиеся волосы. Маврикий Александрович любовался Мариной, она это чувствовала и... краснела. Марина была благодарна Маврикию Александровичу, что я не одинока, что меня любят... Вот об этом стихотворение. Марине „нравилось“, и никакого второго смысла в нем нет».

Так случилось, что Маврикию Александровичу Минцу, которому Марина Цветаева посвятила стихотворение, было отмеряно немного. В мае 1917 года он умер от гнойного аппендицита в Москве. А совсем скоро сестра Цветаевой похоронила и своего второго сына. Судьба Анастасии Ивановны Цветаевой (1894-1993) трагична и удивительна. В годы репрессий она отсидела 22 года в сталинских лагерях и выжила. В ссылке в Сибири её спасла корова, к которой она прижималась по ночам, чтобы не замёрзнуть в сорокоградусные морозы. Сестра великой поэтессы прожила почти 100 лет и до последних дней сохраняла удивительную работоспособность.

Культурология
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Arina » 08 апр 2016, 12:03

Александр Иванович Куприн:
интересные факты из жизни

Самый чуткий нос
"Самый чуткий нос России". Так Федор Шаляпин представил однажды гостям своего друга - писателя Александра Ивановича Куприна. Некий французский парфюмер, присутствовавший на том вечере, решил вдруг устроить новоявленному гостю настоящий экзамен. Он предложил Куприну определить состав духов - последнюю разработку его фирмы. Француз явно намеревался сбить спесь с самоуверенного русского: подобное заданиене всякому и профессионалу под силу. Когда экзаменуемый медленно, но уверенно перечислил все основные ароматы парфюма, француз схватился за голову: "Не понимаю! Как!? Как это может быть, что вы, человек с таким редким дарованием, можно сказать, с настоящим собачьим нюхом, - и вдруг какой-то писатель?!"

Современники шутили, что в Куприне было что-то "от большого зверя". Мамин-Сибиряк вспоминал: "Куприн имел одну несколько странную привычку -- настоящим образом, по-собачьи, обнюхивать людей. Многие, в особенности дамы, сильно обижались..."
Впрочем, одна из дам -- писательница Н. Тэффи -- искренне восхищалась его даром: "Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям! Потянет носом, и конец -- знает, что это за человек!" По части запахов у Куприна был единственный соперник -- Иван Бунин. И когда они сходились вдвоем, между ними начиналось состязание: кто определит более точно, чем пахнет, например, цирковая арена или ближайший трактир. Однажды в большой писательской компании зашел спор о том, чем пахнет женщина. "Женщины пахнут сливочным мороженым", -- заметил Чехов. "А мне кажется -- цветками липы, слегка подвявшими", -- подал голос Бунин. Куприн, сделав небольшую паузу, сказал: "А по-моему, молодые девушки пахнут арбузом и парным молоком. А старушки, здесь на юге, -- горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и ладаном". Чехов, в знак признания победы, пожал Куприну руку...

Рекламный агент, конокрад, санитар в морге…
Прежде чем стать писателем, Куприн успел поменять добрых десятка два профессий. Побывал и боксером, и цирковым борцом, и землемером, и учителем, и актером, и рекламным агентом, и рыбаком, и воздухоплавателем, и шарманщиком, и продавцом"пудерклозета инженера Тимаховича"... Ему не важно было, сколько заплатят, ему было интересно попробовать себя в новой роли. Жгучий интерес к жизни бросал его в самую гущу изучаемого дела или явления. Однажды в Одессе газетный репортер Леон Трецек познакомил его с начальником одной из пожарных команд. Куприн тотчас же воспользовался этим знакомством и, когда в центре города загорелся среди ночи жилой дом, Куприн в медной каске помчался туда вместе с отрядом пожарников и работал в пламени и в дыму до утра. "Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою или побыть женщиной и испытать роды".



Александр Куприн работал на сталелитейном заводе в Волынцеве, торговал унитазами в Москве, одно время держал «Бюро объявлений, эпитафий, спитчей, острот и пр.», судил французскую борьбу в петербургском цирке «Модерн», выращивал на юге махорку, репортёрствовал где ни попадя, домушничал в Киеве – это, впрочем, из чисто литературных, эмпирических побуждений, в Одессе летал с Иваном Заикиным на биплане, в Балаклаве спускался на морское дно в скафандре

Только такая неуемная жажда жизни могла заставить его попробовать себя в роли конокрада, шпика, санитара в морге и даже... вора. Как-то, после продолжительной беседы со случайным ресторанным собеседником, оказавшимся каким-то знаменитым вором, ему вдруг захотелось испытать, как чувствует себя профессиональный грабитель, забравшийся ночью в чужую квартиру. "Выбрал место и время, отобрал вещи, уложил их в чемодан, но вынести их не хватило решимости". Страшно подумать, до чего бы могли довести Куприна подобные "эксперименты", если бы он вовремя не стал писателем!


«Да святится имя твое…»
Пожалуй, самое яркое произведение Куприна, вызывающее у читателей эмоциональный всплеск – небольшое произведение «Гранатовый браслет».
В основе сюжета – история, которую кто-то рассказал ему в юности.

Жил-был влюбленный фанатик, который забрасывал замужнюю даму безвкусными подарками и плоскими письмами. Эта странная история вдохновила писателя, через несколько лет он написал «браслет». Многие коллеги по перу критиковали Куприна за эту повесть, но читатели завалили благодарными письмами.

«Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе, «Да святится имя твое»…». Эту цитату из «Гранатового браслета» полубольной Куприн каждый вечер, сидя в кафе, повторял в своих письмах неизвестной даме, в которую влюбился на закате своей жизни.
Изображение
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Интересные факты о писателях

Сообщение Natali » 25 апр 2016, 13:28

Уильям Шекспир оказался женщиной?


Споры о том, кто на самом деле выступал под именем «Шекспир» не утихают уже веками. В 1785 г. английский священник Джеймс Уилмот приехал на родину писателя в Стратфорд-на-Эйвоне, чтобы воочию увидеть документы, подтверждающие, что десятки произведений написал именно Уильям Шекспир.
Изучив большое количество архивных записей и писем, Уилмот смог выяснить только одно – ни в одном из многочисленных документов того времени не было даже упоминания имени прославленного писателя, не говоря уже о том, чтобы найти хоть клочок бумаги с образцом его почерка. Из всего этого можно было сделать только одно предположение – а был ли Шекспир, возможно никакого Шекспира и не было?
Из всех возможных вариантов личности реального человека с таким именем самой достоверной оказалась версия о неграмотном торговце зерном, который даже вместо своей подписи ставил крестик. Но кем же была таинственная персона, создавшая бессмертные произведения «Ромео и Джульетта», «Король Лир» и «Гамлет»?

Кого только не называли настоящим автором сонетов и пьес – от известного философа Фрэнсиса Бэкона до графа Оксфорда. Количество версий неуклонно продолжает расти. Одно из последних предположений было высказано в книге современного исследователя Джона Хадсона «Смуглая леди Шекспира», где приводятся доказательства того, что этим именем скрывала свою личность поэтесса Амелия Бассано.
Хадсон аргументирует свою точку зрения, подробно изучив жизнь и творчество Амелии Бассано. Поэтесса получила прекрасное образование и могла иметь представление о разных науках и искусстве, которые нашли своё отражение в пьесах Шекспира. Кроме того, Хадсон проанализировал сходные моменты в творчестве Шекспира и самой Бассано, найдя много общего не только с точки зрения идей, но и поэтико-стилистической и лексической точек зрения.
На сегодняшний день Шекспиру посвящено около двух миллионов трудов исследователей, а творчество Амелии Бассано вызвало интерес всего двух сотен литературоведов.
Алексей ШАРЫПОВ
Пиши-Читай
Ответить