Буктрейлеры: новый образ книжной аннотации
Распространение монтажных программ и доступность самого разного видеоматериала породили новый концепт: буктрейлеры. Что это такое? В самом упрощенном варианте — это своеобразные клип на тему книги, или видеоанонс. На практике это выглядит так: знакомый с основами видеомонтажа и съемки читатель, познакомившись с новой книгой, делает по мотивам прочитанного ролик, который затем выкладывает в Сеть. Смотрите, думайте, читайте произведение.
В блогах рунета буктрейлеры уже активно обсуждаются. Сразу выделились основные тенденции. Хорошая — с помощью интересных клипов больше людей будут мотивированы к прочтению книг и, в итоге, к чтению вообще. И тенденция «сомнительная» — создатель каждого буктрейлера мыслит сугубо индивидуально. Он вкладывает в ролик своё видение — а книга в реальности может оказаться совсем не такой, или показаться не такой некоторым читателям-зрителям. Однако пользователи Интернета справедливо отмечают, что не меньшая субъективность присуща и аннотациям, и рецензиям на книги. Так что буктрейлингу, судя по всему, уготовано большое будущее.
Во всем мире буктрейлеры уже превратились в отдельный жанр – это весьма популярная книжная реклама в Интернете. В конце февраля завершился Всероссийский конкурс буктрейлеров — первый в стране. Рассказать о книге так, чтобы ее захотелось прочесть – таков был главный критерий оценки на на конкурсе. Принять участие в создании коротких видеороликов по мотивам любимых книг мог любой желающий – на конкурс принимались фильмы, снятые не только на камеру, но и на телефон или планшет. За три месяца на конкурс пришло более 200 работ: никаких специальных условий по тематике или манере исполнения ролика не было, авторам предоставлялась полная творческая свобода.
Глобальная задача – сделать чтение модным. Буктрейлеры – инструмент, рассчитанный на тех, кто не расстается с гаждетами. Видеоминиатюры должны быть неожиданными, провокационными, экспрессивными. Немаловажный фактор – заинтересованность авторов короткометражки.
Победителем конкурса была признана Айгюн Гадымова (Москва) с анимацией на тему романа «Пена дней» Бориса Виана. Второе место заняла Дарья Литвишко за ролик «История одного дерева» по «Красной книге России», третье - Станислав Ефанов за ролик «Молюктеб. Книга-ловушка» по собственной одноименной книге.
«Это возможность познакомить очень быстро с атмосферой книги, – считает Айгюн Гадымова. – Чтобы человек, если эта атмосфера оказывается ему близкой, прочитал эту книгу. То есть, это тизер книги. Вы не рассказываете сюжет. Вы рассказываете об атмосфере, о воздухе книги».
Известный режиссер, член жюри конкурса Сергей Урсуляк уверен, что многих «режиссеров», которые заявили о себе благодаря конкурсу буктрейлеров, ждет большое будущее, как в кино, так и в книжной рекламе: «Прелесть жанра рекламы в том, что он короткий. Самое неправильное, когда кто-то из участников конкурса пытается сделать фильм с актерами и так далее, мне кажется, на таком пространстве это не очень правильно. А вот там, где все делается на каких-то неожиданных вещах, там, где находится новое решение – тогда сразу видно, какой талантливый человек стоит за этим делом», - отметил он.
© "Букстор"
Трейлер-победитель Айгюн Гадымовой «Пена дней» к роману Бориса Виана.