Т521
Л997
Лащенко, С.К. Заклятие смехом : Опыт истолкования языческих ритуальных традиций восточных славян [Текст] / С.К. Лащенко. - М. : Ладомир, 2006. - 316 с. : ил. - (Русская потаенная литература).
1 экз. - читальный зал
Эта книга - попытка истолкования одного из самых древних и загадочных феноменов культуры - ритуального смеха. Что послужило основанием для его появления? Каковы особенности его воздействия на психику? В чем его магический смысл? Почему ритуальный смех оказался неразрывно связан с оргиастическими обрядами наших предков, - в частности, со свадьбами и похоронами, сопровождавшимися сексуальным неистовством, игрищами и плясками, доводившими людей до состояния транса, во время которого они соприкасались с Неведомым, Сакральным, Потусторонним? Чем можно объяснить единство ритуального "смеха-плача" с движением и сексуальным возбуждением? Наконец, почему "первородный" ритуальный смех, настойчиво вытесняемый Церковью и светской властью из памяти потомков, продолжал тем не менее жить в культуре последующих поколений?
Содержащиеся в монографии ответы на эти вопросы возвращают в научный обиход редкие и ценные сведения о быте и традициях языческих славян и позволяют по-новому взглянуть на многие явления прошлого и настоящего.
Из рецензии Сергея ШПАЛОВА на книгу :
Что может быть тривиальнее, чем смех? Это то же самое, что утром умыться, почистить зубы, а днем - хоть кому-нибудь показаться интересным.
Владимир Даль в своем "Толковом словаре" определил это понятие следующим образом: "Смех - хохот, невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа и т.д.". Таковым он и остается в обыденном сознании.
Немало внимания феномену смеха уделили философы, историки, этнографы, психологи, культурологи. Однако было бы преждевременно сказать, что тему удалось закрыть. Дело в том, что предметом исследования в подавляющем большинстве случаев был один тип смеха - тот, который продолжительное время существовал в неразрывной причинно-следственной связи с феноменом комического. Этот смех возник, когда начала формироваться современная цивилизация, таким образом, за пределами внимания оказывался смех, существовавший в языческой культуре.
Советская традиция исследования смеха долго обходила стороной культуру язычников: все существовавшее до "исторического материализма" трактовалось как архаическое, примитивное и оправданное лишь в качестве предыстории "настоящей" культуры...
...Рецензируемая работа обращается к феномену ритуального смеха, имеющего некомическую природу и практически никак не связанного с весельем. Автор на материале, записанном учеными в начале XX века в закарпатской Украине, показывает, что для наших предков смех был очень сложным ритуальным процессом, вхождение в который и выход из которого требовали огромных усилий. В книге рассматриваются смех погребального обряда и смеховое прощание с умершим, смех в языческих брачных ритуалах, смех и срамословие свадебного обряда и т.д. ...
...Язычники четко отделяли ритуальный смех от спонтанного проявления веселости. Эти два явления по многим основаниям могут быть сопоставимы, но сущностно они не соотносимы друг с другом. Большой ошибкой было их смешивание, это на долгие годы привело к искажению представления о культуре, жизненном укладе и мироощущении наших предков. Для нас крайне важно понимать, что наша история началась не вчера и что современный человек несет в себе элементы, сформированные в дохристианские времена.