В данной статье представлены результаты научно – теоретического исследования проблемы усвоения и расширения психологической лексики у дошкольников. С помощью научно – теоретического анализа прослеживаются динамика словарного запаса, усвоение психологической лексики и развитие эмоционально – волевой регуляции поведения дошкольника как результат оперирования ребенком в своей жизнедеятельности различными элементами детской субкультуры.
Хухлаев, О. Е. Этнонациональные установки современной российской молодежи / О. Е. Хухлаев. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 46-57.
Приводятся результаты исследования этнонациональных установок современной российской молодежи в трех регионах России и Латвии на 1069 респондентах 13-20 лет. Описаны четыре формы этнонациональных установок. Проведен анализ половозрастных и региональных различий в этнонациональных установках. Дано описание взаимосвязи этнонациональных установок молодежи и специфики образовательного учреждения, материального положения, межличностных отношений и представлений о будущем.
Штейнмец, А. Э. Учебно-профессиональные задачи для педагогической практики студентов / А. Э. Штейнмец. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 76-84.
Учебно-профессиональная задача (УПЗ) рассматривается как эффективное средство развития субъекта учебно-профессиональной деятельности в период педагогической практики студентов. Обобщается опыт составления такого рода задач и их внедрения в образовательный процесс педагогического вуза применительно к психологическим аспектам практики. Данный опыт представляется в следующем порядке: актуальность развития понятия об УПЗ; общие положения, регулирующие процесс составления таких задач; их роль в составе психологической подготовки студентов к педагогической деятельности; иллюстрация превращения традиционного задания педагогической практики в УПЗ.
Тихомирова, Т. Н. Взаимосвязь аспектов социальной среды с показателями интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Тихомирова. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 85-94.
Приводятся результаты теоретического анализа и эмпирических исследований взаимосвязи аспектов социальной среды и индивидуальных различий в проявлении психометрических показателей интеллекта и креативности. Продемонстрирована роль аспекта межличностного взаимодействия (семья) и предметно-информационного аспекта среды (обогащение образовательной среды в детском дошкольном учреждении) в развитии от интеллекта и креативности. Обозначено направление исследовательского движения от установления взаимосвязей аспектов социальной среды с интеллектом и креативностью детей к пониманию возможных механизмов социальной детерминации способностей.
Сидоренко, А. В. Доверие в малых группах / А. В. Сидоренко, И. И. Сидеренкова. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 94-105.
Разработана и эмпирически исследована многомерная модель проявления доверия в малой группе, которая включает два измерения: уровни (межличностное, микрогрупповое, групповое, доверие между группами и группой) и виды. Сочетание уровней и видов задает 15 совмещенных разновидностей доверия. Выявлены особенности проявления и связи уровней и видов доверия в производственных группах.
Иванова, Н. Л. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности / Н. Л. Иванова, Е. В. Кулаева. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 106-115.
В статье приводится анализ проблемы самоопределения работающих женщин с различными характеристиками гендерной идентичности. Рассматривается модель самоопределения, в основе которой лежит сочетание особенностей самосознания и способов принятия решений. Выделены типы гендерной идентичности, которые связаны с особенностями осуществления выбора профессии и обоснования собственной жизненной концепции, отношением женщин к себе, их поведением в ситуации выбора.