Книжные выставки

Приглашаем обсудить работу библиотеки. Режим работы, обслуживание, услуги и т.д.

Модераторы: Natl, Natali

katrin
Новичок
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 окт 2024, 11:16

Re: Книжные выставки

Сообщение katrin » 05 ноя 2024, 13:29

Книжная выставка "Наследие Фридриха Шиллера"


10 ноября исполнится 265 лет со дня рождения немецкого поэта, философа, драматурга, теоретика искусства, профессора истории, одного из основоположников классической немецкой литературы Фридриха Шиллера.

Мы должны особенно ценить Шиллера, потому что ему было дано не только быть великим всемирным поэтом, но, сверх того, быть нашим поэтом.
.......................................................................................................................................................................Федор Достоевский


Родился Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер 10 ноября 1759 года в немецком городе Марбах-на-Неккаре. Выходец из низов немецкого бюргерства: мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец - полковой фельдшер.
Окончив в 1772 году латинскую школу в Людвигсбурге, по приказу герцога Карла Евгения в 1773 году Шиллер был зачислен в военную школу, переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. По окончании в 1780 году академии получил в Штутгарте место полкового врача.

Поэтическую деятельность Шиллер начал в эпоху "Бури и натиска" (литературное движение в Германии 1770-х годов). Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Шиллер поднял движение "Бури и натиска" на новую высоту, придав ему более целеустремленный и общественно действенный характер.

В 1781 году закончил «Разбойники», в начале 1782 года драма была поставлена в Мангейме. Шиллер присутствовал на премьере. За самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из Вюртембергского герцогства.
Следующим летом интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера "театральным поэтом", заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на сцене. В Мангеймском театре были поставлены республиканская драма "Заговор Фиеско в Генуе" и мещанская драма "Коварство и любовь", последняя имела большой успех.

После разрыва контракта с директором театра Шиллер оказался в весьма стесненных финансовых обстоятельствах. Он принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Готфрида Кернера и с апреля 1785-го по июль 1787 года гостил у него в Лейпциге и Дрездене. В этот период он создает оду «К радости», которая станет основой для гимна Евросоюза, полностью переделывает и заканчивает драматическую поэму «Дон Карлос», начинает новую драму «Мизантроп», пишет первые главы романа «Духовидец», заканчивает «Философские письма».

В июле 1787 года Шиллер покинул Дрезден и до 1789 года жил в Веймаре и его окрестностях. Пересматривая прежний опыт и художественные принципы "Бури и натиска", Шиллер стал изучать историю, философию, эстетику.
Выход в свет первого тома «Истории отпадения Нидерландов» летом 1788 года принёс Шиллеру славу выдающегося исследователя истории. Друзья поэта в Йене и Веймаре (включая И. В. Гёте) использовали все свои связи, чтобы помочь ему получить должность экстраординарного профессора истории и философии в университете Йены.
В феврале 1790 года он сделал официальное предложение Шарлотте фон Ленгефельд, от брака с которой родились четверо детей.
Шиллер начал работу над своей новой книгой «История Тридцатилетней войны» (1791) и рядом статей по мировой истории.

В начале 1791 года Шиллер заболел туберкулёзом лёгких. Будучи не способным работать, драматург находился в крайне дурном материальном положении. Помощь пришла от наследного принца фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа фон Шиммельмана, которые в течение трех лет (1791-1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель Иоганн Фридрих Котта, пригласивший его в 1794 году издавать ежемесячный журнал "Оры".

В 1793—94 годах Шиллер закончил своё самое значительное философско-эстетическое произведение «Письма об эстетическом воспитании человека».

В 1799 году в Веймаре он начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Особую роль в творческом пути Шиллера сыграл И. В. Гёте. Их веймарский союз подарил немецкой литературе особенное классицистическое направление. Шиллер вместе с Гете основали Веймарский театр, ставший ведущим в Германии.

В 1799 году Фридрих закончил работу над трилогией «Валленштейн». В это же время Шиллер примыкает к романтическому направлению, сменившему собой в немецкой литературе мятежный дух "бури и натиска" своей лирикой и балладами: «Перчатка" (1797), "Кубок" (1797). "Ивиковы журавли" (1797), "Поликратов перстень" (1797), "Элевзинский праздник" (1798), "Жалоба Цереры"(1796) – явились выражением глубокого интереса к античному миру, характеризующего последний период творчества Шиллера. Эти баллады, а также "Орлеанская Дева" (1801) были переведены Василием Жуковским, одним из основоположников русского романтизма.

В 1800 году представил свое новые творение – трагедию «Мария Стюарт», сюжет которой занимал его почти два десятилетия. В произведении показал ярчайшую политическую трагедию, запечатлев образ отдалённой эпохи, раздираемой сильнейшими политическими противоречиями. Пьеса имела большой успех у современников. Шиллер закончил её с чувством, что теперь он «овладел ремеслом драматурга».
Через четыре года поэт публикует драму «Вильгельм Телль», в основу которой легла швейцарская легенда о мастерском стрелке.
В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство. Для самого поэта это событие не представляло особого интереса и ценности, но он согласился принять титул, чтобы семья ни в чем не нуждалась после его смерти.
Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми, затяжными болезнями. Он страдал хроническим воспалением лёгких. Скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и других странах Европы. Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения.
Земной путь Иоганна Фридриха Шиллера был очень коротким, но достаточно ярким и насыщенным. Ему хватило времени, чтобы оставить нетленную память о себе в произведениях, завоевавших бессмертие, они стали классикой мировой культуры и литературы.

К юбилейной дате поэта и драматурга абонемент библиотеки подготовил книжную выставку «Наследие Фридриха Шиллера».
На выставке представлены известные произведения, биографические материалы о жизни и творчестве поэта на русском и немецком языках: стихотворения и баллады («Перчатка», «Кубок», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень» и др.), драматическая поэма «Валленштейн», романтическая трагедия «Орлеанская дева», трагедии «Мария Стюарт», «Коварство и любовь», драмы «Вильгельм Телль», «Разбойники».


Книжная выставка действует на абонементе библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 162) со 02 по 30 ноября 2024 года.
Будем рады Вас видеть!
Последний раз редактировалось katrin 05 ноя 2024, 14:16, всего редактировалось 5 раз.
Аватара пользователя
Vladimirovna
Кандидат в читатели
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 18 июн 2024, 14:06

Re: Книжные выставки

Сообщение Vladimirovna » 05 ноя 2024, 14:01

Книжная выставка «Научная деятельность Е. В. Тарле»


В этом году исполняется 150 лет со дня рождения авторитетнейшего историка Советского Союза, академика АН СССР, и общественного деятеля Евгения Викторовича Тарле.

Евгений Викторович Тарле (первоначальное имя — Григорий Вигдорович Тарле; 27 октября 1874 г., Киев — 5 января 1955 г., Москва).

На его долю выпало много испытаний. Его и исключали из Академии наук, и отправляли в ссылку в Казахстан. Именно в ссылке Тарле начал писать свою главную книгу – "Наполеон". Написанная с блестящим литературным талантом, она до сих пор остаётся одной из наиболее популярных работ о Наполеоне.


Тарле, Е. В. Наполеон / Е. В. Тарле. - Минск : Тривиум, 1993. - 429 с. - Текст : непосредственный.
• Тарле, Е. В. 1812 год : избр. произведения / Е. В. Тарле. - Москва : Пресса, 1994. - 542 с. - Текст : непосредственный.
• Тарле, Е. В. Бородино / Е. В. Тарле ; Акад. наук СССР. - Москва : АН СССР, 1962. - 95 с. - Текст : непосредственный.
• Тарле, Е. Бородино : 200-летие величайшего сражения / Е. Тарле. - Текст : непосредственный // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2012. - № 9. - С. 55-64.

После выхода в 1936 году в серии «ЖЗЛ» книги «Наполеон» в «Правде» была опубликована разгромная рецензия, за которой могли последовать неприятности для ученого. Однако на следующий день по указанию Сталина последовало опровержение, а работа Тарле получила положительные оценки вождя. За коллективный труд «История дипломатии» и работу «Крымская война» академику Тарле была присуждена Сталинская премия первой степени в 1943 и 1946 годах.

• Тарле Е. В. Крымская война : в 2 т. / Е. В. Тарле ; Акад. наук СССР. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : АН СССР, 1950 - . - Текст : непосредственный.

В годы Великой Отечественной войны, работая в эвакуации в Казани, Тарле выступает с публицистической работой «Гитлеровщина и наполеоновская эпоха». В ней автор показывает карикатурность сравнений Гитлера с Наполеоном, «ничтожного пигмея с гигантом», опираясь на известное высказывание Сталина, что попытки германской пропаганды представить Гитлера фигурой, равной Наполеону, смехотворны, поскольку Наполеон выражал интересы прогрессивных сил, а Гитлер – самых реакционных.

• Очерки истории колониальной политики Западно-Европейских государств (конец XV-начало XIX в.) / Акад. наук СССР ; ред. В. И. Рутенбург ; сост. М. К. Гринвальд. - Ленинград : Наука, 1965. - 427 с. - Текст : непосредственный.
• Тарле, Е. В. Талейран / Е. В. Тарле. - Москва : Высшая школа, 1992. - 287 с. - Текст : непосредственный.


В 1957–1962 гг. вышло его академическое собрание сочинений в 12 томах. Был членом комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 г.).

Скончался Евгений Викторович Тарле в 1955 году, похоронен на Новодевичьем кладбище. Российская академия наук с 1991 года присуждает премию имени Е. В. Тарле за выдающиеся научные работы в области всемирной истории и современного развития международных отношений.




Приглашаем на книжную выставку «Научная деятельность Е. В. Тарле» в читальный зал библиотеки ШГПУ с 5 по 11 ноября 2024 года (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00.
Аватара пользователя
Elen
Критик
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 20 ноя 2020, 11:01

Re: Книжные выставки

Сообщение Elen » 07 ноя 2024, 12:02

Книжная выставка «Уроки логопедии»




Поздравляем всех, кто правит слоги,
Исправляет отклонений вред!
Радости, удачи в жизни много-много!
Будь здоров и счастлив, логопед!


14 ноября Международный день логопеда – профессиональный праздник представителей одной из наиболее важных социальных профессий. Логопеды – и медики, и психологи, и педагоги в одном лице. Это специалисты, знающие все о развитии детской речи, особенностях воспитания ребят с речевыми патологиями.

Логопедия ‒ это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: logos (слово), paideia (воспитание, обучение) ‒ и в переводе означает «воспитание правильной речи».
«Ничто не остается неподвижным… а все может измениться к лучшему»
И. П. Павлов
Нарушения речи, ограниченность речевого общения — могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.




На книжной выставке "Уроки логопедии" представлены издания, содержащие методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы с детьми, конспекты занятий, игровые задания.


Наша книжная выставка включает разделы, которые предназначены студентам педагогических университетов, воспитателям детских садов, логопедам и родителям.

Разделы выставки "Уроки логопедии":

1.Теоретические основы логопедии
2.Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
3.Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
4.Логопедическая работа с подростками и взрослыми
Теоретические основы логопедии

Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов
/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с. : ил. -
(Учебное пособие для педагогических институтов). - Текст : непосредственный.

В пособии даются основные сведения о различных видах нарушений речи,
рассматриваются пути их выявлениии и коррекции у детей дошкольного возраста.




Китик, Е. Е. Основы логопедии : учеб. пособие / Е. Е. Китик. -
Москва : Флинта, 2014. - 193 с. - Текст : непосредственный.

В пособии раскрываются основные закономерности анализа и коррекции речевых нарушений у детей.
Анализ речевых нарушений с позиций психологии позволит студентам данных специальностей выбрать
верную профессиональную позициюв комплексном процессе диагностики и коррекции речевых
нарушений у разных категорий детей с особыми образовательными потребностями.



Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова,
Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2011. - 283 с. : ил. - Текст : непосредственный.

Пособие содержит в себе материалы, которые должны быть творчески
использованы специалистами при соблюдении общей поэтапностии и
последовательности в коррекционном обучении. Допустимо внесение изменений
в лексический материал заданий, выборочное использование логопедических приемов и заданий.



Логопедия : практ. пособие для логопедов, студентов и родителей /
сост. В. И. Руденко. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 287 с. : ил. -
(Мир вашего ребенка). - Текст : непосредственный.

Практическое пособие предназначено
для коррекционно-педагогической работы с детьми. Пособие содержит богатый материал для развития речи:
разнообразные вопросы и задания для расширения словарного запаса и
формирования грамматических навыков, развития логического мышления.


Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении



Калинченко, А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи :
метод. пособие / А. В. Калинченко. - Москва : Айрис-пресс, 2005. - 218 с. - (Дошкольное воспитание и развитие). -
Текст : непосредственный.

В пособии раскрыты основные направления организации
коррекционно-развивающих занятий по формированию математических представлений
у дошкольников в образовательных учреждениях компенсирующего вида.



Ивановская, О. Г. Энциклопедия логопедических игр / О. Г. Ивановская, Л. Я. Гагасина. -
Санкт-Петербург : КАРО, 2004. - 199 с. : ил. - (Популярная логопедия). - Текст : непосредственный.

Книга о том, как пальчики, являясь с рождения не только главными помощниками ребенка,
но и его первыми игрушками и счетными палочками, способствуют развитию мышления и речи.
Педагогическая фантазия в играх, загадках, пословицах,
поговорках, скороговорках, пестушках,
потешках, считалках, шутках, хороводах, стихах.



Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками :
учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. -
Москва : Академия, 2003. - 240 с. : ил. - (Высшее образование : осн. в 1996 г.). -
Текст : непосредственный.

В учебном пособии рассматриваются современные представления об общем недоразвитии речи (ОНР),
дана клиническая типология и психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР;
показаны обследование речи, структура и содержание коррекционной работы логопеда в группе для детей с ОНР
в соответствии с программой их обучения и воспитания; раскрыты вопросы взаимодействия между педагогами
дошкольного образовательного учреждения и работа логопеда с родителями.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе



Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах :
метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 224 с. -
Текст : непосредственный.

В книге дана характеристика речевых расстройств у умственно отсталых школьников,
освещена методика коррекции нарушений звукопроизношения, лексико-гамматической стороны речи,
чтения и письма, а также приведены конспекты логопедических занятий.



Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников :
пособие для логопеда : в 3 ч. Ч. 3 : Письменная связная речь / Н. Г. Андреева ; под ред. Р. И. Лалаевой. -
Москва : ВЛАДОС, 2009 - 2010. - (Коррекционная педагогика). - Текст : непосредственный.

Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников
с общим недоразвитием речи и ЗПР на третьем этапе коррекционной работы.



Логопедия в школе: практ. опыт : учеб.-практ. пособие / Л. А. Барсукова [и др.] ;
под ред. В. С. Кукушина. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов-на-Дону :
МарТ, 2005. - 367 с. : рис., табл. - (Педагогическое образование). - Текст : непосредственный.

В книге, адресованной практическим работникам,
изложены рекомендации по организации школьного логопункта,
освещены теоретические основы коррекционной педагогики,
даны конспекты уроков различной коррекционной направленности,
в том числе с детьми-мигрантами.


Логопедическая работа с подростками и взрослыми



Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых :
пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 240 с. -
(Коррекционная педагогика). - Текст : непосредственный.

В пособии представлен речевой материал-слоги, слова, фразы,
стихотворения и прозаические тексты,-предназначенный для
работы по автоматизации звуков и введению их в речь.



Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание : учеб. пособие для студентов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. -
Москва : Академия, 2003. - 207 с. - Текст : непосредственный.

В учебнике рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания
с позиций современных достижений психофизиологии,
психологии и коррекционной педагогики,
подробно проанализированы клиническая и
психолого-педагогическая характиристики невротической и
неврозоподобной форм заикания, изложены современные подходы к реабилитации заикающихся.


Выставка действует на абонементе библиотеки ШГПУ (учебный корпус №3) ул. Кондюрина 28.
С 14.11 по 21.11.2024 года. С 8.00 до 16.00
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: Книжные выставки

Сообщение Полина » 13 ноя 2024, 16:36

Фотовыставка "Моя студенческая юность"
ШГПУ в воспоминаниях выпускников

Старейшему в Зауралье высшему учебному заведению – Шадринскому государственному педагогическому университету – 85 лет. Общеизвестно, что славу и авторитет любому учебному заведению приносят его выпускники.
Сам я, будучи выпускником института далекого теперь уже 1970 года, всегда старался этот авторитет укреплять.
В.А. Куприн (ректор ШГПИ с 1988 по 2007 гг.)
Сегодня выпускники ШГПУ – это не только педагоги школ, профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, но и востребованные специалисты других отраслей. Многие с теплотой и благодарностью вспоминают свои студенческие годы, преподавателей и сокурсников.


В читальном зале библиотеки ШГПУ организована фотовыставка «Моя студенческая юность». Вниманию посетителей представлены фотографии и копии фотодокументов из жизни студентов вуза в разные годы.
Материалы предоставлены Государственным архивом г. Шадринска и архивом библиотеки ШГПУ.



Цитаты воспоминаний выпускников ШГПИ взяты из книги

Шадринский государственный педагогический институт. В воспоминаниях выпускников / отв. ред.Е. А. Соколова. – Шадринск : ШГПИ, 2004. – 447 с. : 16 вкл. л. цв. фот., фот. – Текст : непосредственный.

В издании использованы материалы, присланные выпускниками Шадринского государственного педагогического института разных лет. Специально для создания этой книги. Она содержит воспоминания выпускников о годах учебы, информацию о профессиональных и личных достижениях, а также документы и фотоматериалы из личных архивов выпускников, студентов и преподавателей ШГПИ, архивов факультетов.



Студенческая жизнь – это не только лекции, зачеты и экзамены. Это – это общение, впечатления, поездки, мероприятия, конкурсы, конференции, тематические вечеринки, соревнования, знакомство с удивительными людьми и воплощение в жизнь своих идей.

Каждую весну были участниками городского кросса, легкоатлетической эстафеты, соревнований по весеннему спорту. Много тренировались. Тренер очень заботился о членах команды, сессии сдавали досрочно.
.............................................................. А.В. Кибанова, физмат, выпуск 1968 г.






С увлечением и радостью работала в пионерском лагере, где осознала, как важно понять своего воспитанника, увидеть непохожесть на других – это в дальнейшем сделало мою работу поистине приносящей радость. Мне был интересен ученик.
....................................................................Н.М. Бахтеева, филологический ф-т, выпуск 1960 г.




И сейчас вспоминаешь не то, как было тяжело, а какие мы были в то время дружные, веселые. Мы находили время для учебы, и для отдыха, и для общественной работы.
............................................................................... Л.А. Лепехина, ф-т иностр. яз., выпуск 1979 г.




Сколько мы знали песен: студенческих, туристических, лирических. "С песней начал день ты, мы с тобой студенты. Это значит мы с тобой друзья", - эти слова были нашим девизом. А друзей, действительно, было много. Мы вместе готовились к занятиям и экзаменам, ходили в лес на лыжах, праздновали свадьбы, ходили в кино, ездиди к друг другу в гости.
.........................................................................................Т.Н. Дегальцева, ф-т иностр. яз., выпусу 1972 г.



Без книги – нет знаний. Культ книги – так можно охарактеризовать атмосферу читального зала библиотеки ШГПИ. Очень нравилось самостоятельно расширять свой кругозор, работать с каталогами и картотеками, читать, просматривать книги и периодику.
........................................................ Л.А. Балукова, ф-т иностр. яз., выпуск 1976 г.




Институт подарил и прочные профессиональные знания, и верных, добрых друзей. Сформировал стержень, который не дает согнуться в трудную минуту, а мои дорогие преподаватели на всю жизнь дали уроки трудолюбия, ответственности за свою работу и гордости за выбранную профессию.
.......................................................................................................................Л.В. Жилина, физмат, выпуск 1971 г.
Эти и многие другие фотографии - на фотовыставке «Моя студенческая юность» в читальном зале библиотеки ШГПУ с 11 ноября 2024 года (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00. Приглашаем всех желающих.
Аватара пользователя
Vladimirovna
Кандидат в читатели
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 18 июн 2024, 14:06

Re: Книжные выставки

Сообщение Vladimirovna » 14 ноя 2024, 13:49

Книжная выставка "В песне — жизнь моя": к юбилею Александры Пахмутовой

Легендарному композитору - Александре Николаевне Пахмутовой — 95!

Её песни знает и любит вся страна. Вместе с мужем Николаем Добронравовым они написали более 400 песен. Александра Пахмутова служит своему призванию достойно — так, как герои её песен. Это знают строители, геологи, рыбаки, лётчики, космонавты... О ком бы ни писала Пахмутова — это песни не о профессиях, это песни о людях. Она видит своего героя умным, сердечным человеком, который хорошо знает, зачем живёт на земле.

Биография А. Н. Пахмутовой

Специально для церемонии закрытия XXII Олимпийских игр, проходивших летом 1980 года в Москве, Пахмутова и Добронравов написали песню "До свидания, Москва". Прощальная песня Олимпиады-80 получилась настолько торжественно-трогательной, что до слез тронула каждого, кто оказался в тот день, 3 августа 1980 года, на трибуне Центрального стадиона имени Ленина (сейчас "Лужники"). Так же до мурашек близко и знакомо звучит песня и сегодня. Все помнят строки:
На трибунах становится тише,
Тает быстрое время чудес,
До свиданья, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес.
Александра Николаевна много сочиняла и для кино. Все мы прекрасно знаем композиции, звучащие в комедии "Девчата" (1961), драме "Жили-были старик со старухой" (1964), мелодраме "Три тополя на Плющихе" (1967), киноэпопее "Битва за Москву" (1985). Вместе с мужем они создали знаменитые спортивные гимны: "Команда молодости нашей" и "Трус не играет в хоккей".

Еще одной большой творческой удачей супругов стала песня "Мелодия", ставшая музыкальным посвящением Муслима Магомаева его будущей жене Тамаре Синявской, которая в тот момент находилась на стажировке в Италии.

Крепкая дружба связывала Пахмутову и космонавта Юрия Гагарина. К его первому полету в космос на стихи Николая Добронравова она написала песню "Орлята учатся летать":
Не просто спорить с высотой,
Еще труднее быть непримиримым.
Но жизнь не зря зовут борьбой,
И рано нам трубить отбой! В бой! В бой!


Пахмутова была удостоена множества наград и призов, среди которых Государственные премии СССР, ордена "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степени, два ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы Народов, орден Франциска Скорины, орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени.
За особые заслуги в развитии отечественного музыкального искусства, многогранную общественную деятельность и многолетнюю плодотворную творческую работу Владимир Путин присвоил Александре Николаевне звание Героя Труда.



К 90-летию Александры Николаевны звукозаписывающая фирма "Мелодия" выпустила виниловую пластинку с ее самыми популярными песнями в исполнении Анны Герман, Муслима Магомаева, Майи Кристалинской и не только.

• Пахмутова, А. Н. Вираж : песни для детей и юношества / А. Н. Пахмутова. - Москва : Советский композитор, 1990. - 136 с. – Текст : непосредственный.
• Пахмутова, А. Н. Нежность : Сборник песен с сопровождением баяна / А. Н. Пахмутова. - Москва : Воениздат, 1968. - 160 с. - Текст : непосредственный.
• Пахмутова, А. Н. Песни для детского хора в сопровождении фортепиано / А. Н. Пахмутова. - Москва : Мызыка, 1983. - 80 с. - Текст : непосредственный.
• Пахмутова, А. Н. Песни тревожной юности : Сборник песен с сопровождением баяна / А. Н. Пахмутова. - Москва : Воениздат, 1963. - 136 с. - Текст : непосредственный.
• Пахмутова, А. Н. Чьи песни ты поешь / А. Н. Пахмутова. - Москва : Воениздат, 1965. - 136 с. - Текст : непосредственный.
• Кузнецова, Е. В. Александре Пахмутовой посвящается / Е. В. Кузнецова. - Текст : непосредственный // Музыка в школе. - 2011. - № 2. - С. 32-35.



О жизни и творчестве Александры Пахмутовой организована выставка литературы "В песне — жизнь моя", где представлены сборники произведений композитора, и песни, написанные ею.




Приглашаем на книжную выставку «"В песне — жизнь моя» в читальный зал библиотеки ШГПУ с 11 по 15 ноября 2024 года (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: Книжные выставки

Сообщение Полина » 22 ноя 2024, 11:06

Книжная выставка "Становление педагогического образования в Зауралье"


Эпоха Великих реформ - так называют вторую половину XIX – начало XX века. Проведение крестьянской реформы (отмена крепостного права), судебной, воинской реформ имело огромное значение для развития общества. Земская реформа сыграла значительную роль в развитии народного образования в России, в том числе и на Урале. Школьные реформы вызвали необходимость подготовки учительских кадров.

Решающую роль в распространении образования в Зауралье сыграли церковно-приходские школы и земские школы, где обучалась основная часть детей. Ликвидация безграмотности среди крестьян и дворян, а также развитие женского образования и потребность в профессиональном, потребовали открытие новых школ различного типа, для которых необходимы были квалифицированные педагоги.


Педагогическое образование в Зауралье представляло собой систему, типичную для провинции, которая включала в себя следующие заведения: мужскую учительскую семинарию, мужские и женские второклассные церковно-приходские школы, женские и мужские гимназии с педагогическими классами, четырехклассные училища с педагогическими курсами.

Например, большой вклад в подготовку учителей для школ Зауралья внесла Далматовская второклассная церковно-приходская школа, открытая 26 августа 1899 года. Курс обучения был четырехлетним. Первые два года учащиеся изучали общеобразовательные предметы. Начиная с третьего года обучения ученики занимались либо в ремесленном классе, либо в учительском.
В Кургане Александровская женская гимназия (открыта 12 мая 1858 года) была училищем второго разряда. Ученицы, успешно закончившие курс гимназии, могли продолжить обучение в восьмом - педагогическом классе. Специальный учебный план предусматривал подготовку учительниц для начальных школ.
В Шадринске таким заведением становится Алексеевская гимназия (1906 г.). Выпускницам педагогических классов выдавалось свидетельство об окончании курса обучения, в котором указывались оценки по обязательным и специальным предметам. Согласно этому свидетельству девушки получали звание домашних учительниц.

Выставка литературы в читальном зале библиотеки ШГПУ «Становление педагогического образования в Зауралье» подробно раскрывает тему истории учительства в Зауралье. Читателю предложена подборка книг и журнальных и газетных статей. Например,
• Аксентьева, Е. А. Взаимообусловленность народного и педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX – начале XX вв. / Е. А. Аксентьева. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2011. – № 1. – С. 112-120.
• Аксентьева, Е. А. Подготовка учительских кадров в Зауралье / Е. А. Аксентьева. – Текст : непосредственный // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 60. – С. 207-211.
• Алексеев, И. А. Историко-генетический анализ эволюции системы специального образования в Курганской области с начала XVIII по конец XX века / И. А. Алексеев. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2008. – № 1. – С. 155-158.
• Сорокина, Е. А. Региональное педагогическое образование в России на рубеже XIX и XX вв. / Е. А. Сорокина. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3(39). – С. 74-78.
• Сорокина, Е. А. Система повышения квалификации учителей в Зауралье во второй половине XIX – начале XX вв. / Е. А. Сорокина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 12. – С. 209-212.




Единственным стационарным педагогическим заведением Зауралья была открытая в городе Шадринске 9 ноября 1914 года Учительская семинария. Она имела целью сделать доступным педагогическое образование молодым людям, желающим посвятить жизнь учительской деятельности в начальных училищах. Семинария размещалась в каменном здании, построенном купцом Фетисовым, по ул. Михайловской, 59.

В семинарию принимали юношей в возрасте от 14 до 18 лет. От поступающих требовалось знание курса двухклассных сельских училищ.
Курс обучения в семинарии был четырехгодичный, по одному году в классе. Система обучения в учительской семинарии предусматривала изучение многих дисциплин: закона Божьего, русского языка и русской словесности, арифметики, физики, истории, географии и др. Воспитанники учились петь хором, рисовать, занимались ручным трудом. Также ученики занимались гимнастикой. Зимой катались на катке в городском саду. Для этой цели руководство семинарии специально закупило коньки. Таким образом, учеба в семинарии предусматривала гармоничное развитие воспитанников.
Первый выпуск учителей состоялся после Октябрьской революции в 1919 году. В том же году согласно постановлению отдела Единой трудовой школы Наркомата просвещения «О преобразовании всех учебных заведений, носящих технический, промышленный и профессиональный характер» семинария была закрыта.

Один из разделов выставки посвящен Шадринской учительской семинарии, со дня открытия которой прошло 110 лет.
• Колмогорцева, Н. Шадринская учительская семинария / Н. Колмогорцева. – Текст : непосредственный // Пушкарев Н. Из летописи Шадринского края : ст. по ист. краеведению / Н. Пушкарев. – Шадринск : ПО "Исеть", 2005. – Кн. 2. – С. 120-121.
• Марамыгина, С. А. Неспособных к пению в учителя не брали / С. А. Марамыгина. - Текст : непосредственный // Ваша выгода. - 2022. - 29 нояб. - С. 9.
• Марамыгина, С. А. Шадринская учительская семинария / С. А. Марамыгина. – Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. – Шадринск : Шадринское общество краеведов, 2014. – Вып. 22. – С. 139-142.
• Марамыгина, С. Была и ушла в историю / С. Марамыгина. - Текст : непосредственный // Исеть. - 2014. - 1 нояб. - С. 14.
• Разуваев, Н. А. Шадринская учительская семинария / Н. А. Разуваев. – Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 1995. – Вып. 3. – С. 177-180.


Выставка также знакомит с историей других учебных заведений г. Шадринска.

• Белкин, А. С. Женское образование в г. Шадринске / А. С. Белкин. - Текст : непосредственный // Белкин, А. С. История образования на Урале : материалы к учеб. курсу. - Екатеринбург, 2005. - С. 112-124.
• Деткова, Н. Ю. Становление образовательного пространства в г. Шадринске / Н. Ю. Деткова. – Текст : непосредственный // Социокультурное пространство русского провинциального города : коллект. моногр. / А. А. Алексеев [и др.]; гл. ред. Н. Ю. Деткова. – Шадринск : Шадр. Дом Печати, 2011. – С. 117-132.
• Иовлева, В. Н. Учебные заведения 1910-х – 1930-х гг. / В. Н. Иовлева. – Текст : непосредственный // Шадринск и его обитатели : ст. разных лет / В. Н. Иовлева. – Шадринск : Шадр. Дом печати, 2006. – С. 74-102.
• Колмогорцев, М. А. Несколько страниц из жизни Шадринского уездного училища / М. А. Колмогорцев. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / под ред. С. Б. Борисова, М. А. Колесникова, Н. Г. Рябкова. - Шадринск : ШГПИ, 1993. - Вып. 1. - С. 116-122.
• Пашков, А. А. Из истории малого народного училища / А. А. Пашков. - Текст : непосредственый // Шадринская старина : краевед. альм. / сост., ред. С. Б. Борисов. - шадринск, 1998. - Вып. 6. - С. 125-127.
• Сартасова, О. Церковно-приходские школы г. Шадринска и Шадринского района / О. Сартасова, С. В. Гусева. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы истории, педагогики и права в условиях глобализации социума : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 14 дек. 2012 г. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. – С. 172-174.
• Чепрова, А. В. Из истории церковно-приходских школ в г. Шадринске / А. В. Чепрова. – Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. – Шадринск : Шадринское общество краеведов, 2017. – Вып. 25. – С. 197-202.
Шадринская старина : краевед. альм. - Изд. с 1993 г... - Текст : непосредственный.
Вып. 20 : 2012 / Шадр. о-во краеведов, Шадр. гос. пед. ин-т ; отв. ред., сост. С. Б. Борисов. - Шадринск : ШГПИ, 2012 (Шадр. Дом Печати). - 159 с.


Раздел "Из истории шадринских школ" в книге Шадринская старина : краевед. альм. - Вып. 20 : 2012 / Шадр. о-во краеведов, Шадр. гос. пед. ин-т ; отв. ред., сост. С. Б. Борисов. - Шадринск : ШГПИ, 2012 (Шадр. Дом Печати). - 159 с. - Текст : непосредственный.
Дегтярева, И. Школы Шадринска в 1940-е гг.
Ревякина, Г. А. Шадринская средняя школа № 10 в 1940-1941 гг.
Перунов, В. К. Из истории школы № 15 г. Шадринска


Булыгина, М. В. Школы Зауралья (70- годы XVII в. - 20-е годы XX в.) : монография / М. В. Булыгина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : УрГПУ, 2008. - 364 с. : табл. - Библиогр.: с. 330-342. - Текст : непосредственный.
Зауралье - такое название закрепилось в различных сферах за Курганской областью и сегодня совпадает с ее административными границами. В период с 1861 до 1917 гг. рассматриваемая в исследовании территория входила в состав Оренбургской, Пермской и Тобольской губерний.
Исследование охватывает период с середины XVII века по 20-е гг. XX в., когда зародилась, развивалась и коренным образом изменилась система образования в регионе. В историко-педагогическом аспекте исследуется зарождение и становление школ разного типа в Зауралье, на основе исторических документов описывается учебно-воспитательная деятельность первых церковных, светских и советских школ, педагогических коллективов и отдельных учителей, оставивших значительный след в истории регионального образования. Делается попытка детализировать особенности функционирования и выявить факторы, оказавшие наибольшее влияние на становление системы образования Зауралья, в разные исторические периоды.


Таким образом становление и развитие системы средних учебных заведений для подготовки учительских кадров в Зауралье во второй половине XIX – начале XX века произошло в результате совместной деятельности государства, местных органов самоуправления и православной церкви. Шадринское земство вело активную деятельность в вопросе подготовки учителей, несмотря на то, что оно не всегда находило взаимопонимание с государственными структурами. Но в целом, именно работа органов местного самоуправления во многом способствовала появлению в Зауралье профессиональных учителей.

Приглашаем на книжную выставку "Становление педагогического образования в Зауралье» в читальный зал библиотеки ШГПУ с 11 по 30 ноября 2024 года (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00.
Последний раз редактировалось Полина 26 ноя 2024, 14:26, всего редактировалось 1 раз.
katrin
Новичок
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 окт 2024, 11:16

Re: Книжные выставки

Сообщение katrin » 22 ноя 2024, 15:01

Книжная выставка «Тысяча мудрых страниц»

Словарь — это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.
.........................................................................................................................................М.Н. Эпштейн
22 ноября в России отмечается День словарей и энциклопедий. Дата праздника выбрана не случайно - это день рождения Владимира Ивановича Даля (1801-1872) - выдающегося исследователя русского языка, создавшего знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка».


Даже фамилия его звучит как прекрасная русская ширь и вольность.
.........................................................................................................................................................................А.С. Пушкин

«Толковый словарь» Даля получил большой общественный резонанс среди словарей своего времени. Четырехтомное издание включало 200 000 слов, 30 000 пословиц, поговорок и загадок, приводимых для наиболее точного разъяснения значений слов. На составление непревзойденного по объему словаря у Владимира Ивановича ушло 53 года. Автор стремился отразить в нем все лексическое богатство русского языка, в его основу положена народная речь, включена также общеупотребительная, диалектная и книжная лексика.


...Живой народный язык, сберегший в жизненной свежести дух, который придает языку стойкость, силу, ясность, цельность и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи...
..........................................................................................................................................................................В.И. Даль
В читальном зале библиотеки открыта выставка словарей и энциклопедий «Тысяча мудрых страниц», гостями которой стали студенты 251-ой группы «Информационные системы и программирование» Университетского колледжа. Сотрудники библиотеки провели для ребят познавательное занятие, которое сопровождалось занимательным рассказом о биографии В.И. Даля, многообразии словарей, энциклопедий и справочников, о правилах пользования ими. Студенты с удовольствием приняли участие в интерактивном занятии, в игровой форме прошли испытание на грамотность и сообразительность, повторили правила русского языка, ознакомились с различными видами языковых словарей.



Один из разделов выставки - энциклопедические издания разных лет: универсальные, отраслевые и региональные, специализированные и биографические, среди них - «Шадринская энциклопедия», авторскую строчку которой украшает имя доктора культурологии ШГПУ – С.Б. Борисова. Являясь сводом знаний об истории, культуре и традициях нашего города, энциклопедия привлекла к себе особое внимание студентов колледжа.



Словари, справочники и энциклопедии – наши незаменимые помощники, с которыми необходимо как можно раньше завести дружбу - чем шире кругозор, тем основательнее знания. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.

Приглашаем желающих посетить выставку, у вас есть возможность оставить заявку на проведение познавательного и интерактивного занятия.

Выставка словарей и энциклопедий «Тысяча мудрых страниц» проходит в читальном зале библиотеки
(учебный корпус № 1 сектор А, ауд. 163) c 8.00 до 17.00.
Всегда рады Вас видеть!
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: Книжные выставки

Сообщение Полина » Вчера, 15:32

Тематическая выставка по краеведению «Шадринск: время, события, люди».

Фонд библиотеки ШГПУ по своему содержанию универсален. В нем представлены издания по педагогическим, техническим, естественным, социально-экономическим, историческим, филологическим наукам, экологии, искусству и др.
Ценность фонда любой библиотеки возрастает от наличия в нём краеведческой литературы.
Краеведение начинается с Краелюбия. Невозможно познать то, что не любишь, как и невозможно полюбить то, чего не знаешь.
В.Ф. Ситнов, журналист, поэт, филолог, краевед
Библиотека ШГПУ привлекает внимание читателей к литературе по краеведению, что способствует наиболее полному раскрытию фонда и пропаганде краеведческих материалов.

Наш фонд в основном составляют:
- книги и статьи о Зауралье в целом;
- литература о природных условиях и ресурсах Курганской области;
- художественная литература местных авторов, произведения искусства (живопись, песни и т. д.);
- материалы по истории, культуре, образованию, литературе города Шадринска;
- тематические альбомы (статьи из периодических изданий);
- литература о знаменитых личностях области и города;
- библиографические указатели о Зауралье.

В читальном зале функционирует постоянно действующая тематическая выставка «Шадринск: время, события, люди». Литература отражает различные аспекты, например: историю и современное состояние города, культуру и традиции, творчество писателей и поэтов родного города, книжные новинки и многое другое. Материалы выставки регулярно обновляются.

Отдельный раздел выставки - о знаменитых людях края и города. На сегодняшний день мы представляем информацию об Иване Михеевиче Первушине (1827 - 1900) .
На Урале и в Зауралье Иван Первушин известен как просветитель и талантливый математик. Шадринская земля стала для него родной, именно здесь ему удалось вычислить простое число - 2 в степени 61 минус 1. Сейчас его все знают как знаменитое «число Первушина».
Также более сорока лет своей жизни посвятил составлению таблиц простых чисел от 1 до 10 миллионов, включая их суммы и разности. А работа «О наилучшей проверке арифметических действий над огромными числами при посредстве делителей» была единственной из России на Математическом конгрессе в Чикаго.
В должности приходского священника в селе Замараевское Шадринского уезда за 27 лет службы ему многое удалось сделать для блага крестьян. Его трудами и стараниями была открыта начальная школа для крестьянских ребятишек и воскресная школа для взрослых. Он сам вёл занятия, изготавливал учебные пособия.

Первушин избирался депутатом, гласным уездного земского собрания, отстаивал свою гражданскую позицию в условиях самодержавия. От греха подальше, его перевели служить священником из Шадринска в село Мехонское, где в 1900 году он скончался.
Учёный-исследователь Вячеслав Тимофеев, много лет изучавший жизненный путь Первушина, писал – «Он был гражданином своего большого Отечества – России и малой родины – Урала и Зауралья, и служил им верой и правдой».

О жизни и дятельности И.М. Первушина читателю предложена следующая литература:

• Борисов, С. Б. Сохранение памяти об И. М. Первушине в Шадринском университете / С. Б. Борисов. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2(46). - С. 273-276.
• Варнава (игум.). Жизненный путь и духовный облик приснопоминаемого священника о. Иоанна Первушина (1827-1900). К 120-летию со дня преставления / Варнава. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2. - С. 268-273.
• Зайцева, Л. Ю. Священник И. М. Первушин (по материалам Шадринского вестника, 1861 г.) / Л. Ю. Зайцева. - Текст : непосредственный // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сб. науч. тр. - Курган, 2000 - Вып. 3. - С. 131-136.
• Михащенко, А. Л. Учительское подвижничество в Южно-Зауральской провинции (1860-1890 гг.) / А. Л. Михащенко. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 79-85.
• Перунов, В. К. Первушин Иван Михеевич (21.01.1827 - 29.06.1900) / В. К. Перунов. - Текст : непосредственный // Культурное наследие Зауралья : справ. пособие / В. К. Перунов. - 2012. - С. 33-35.
• Терехин, Ю. Г. Педагогическая деятельность Первушина / Ю. Г. Терехин, О. В. Терехина. - Текст : непосредственный // Шадринская провинция : материалы второй регион. краевед. конф. (2 ; 5-6 февр. 1998 г. ; Шадринск) / Шадр. Движение за культ. возрождение ; ред.: С. Б. Борисов, А. М. Бритвин. - Шадринск : ШГПИ, 1998. - С.101-103.
• Тимофеев, В. П. Священник-математик Иван Михеевич Первушин / авт., сост. В. П. Тимофеев ; Шадр. Движение за культ. возрождение, Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 1996. - 140 с. : ил. - Текст : непосредственный.



Федорова, В. П. Иван Михеевич Первушин - просветитель, краевед : моногр. / В. П. Федорова, Г. Р. Шарипова ; Кург. гос. ун-т. - Курган : Кург. гос. ун-т, 2010. - 191 с. - Библиогр.: с. 157-170. - Текст : непосредственный.

Монография посвящена исследованию многогранной деятельности ученого, педагога, фольклориста, этнографа И. М. Первушина. Такая работа в области просвещения крестьян во многом сходна с учительской практикой писателя и педагога Л. Н. Толстого. Первушину принадлежит особая роль в приобщении грамотного населения края к собирательской краеведческой работе. Этот материал характеризует его как составителя и редактора рукописного журнала "Шадринский вестник" и газеты "Шадринская местность".

Все, кто интересуется историей родного города и края, могут познакомиться с книгами и материалами из краеведческого фонда библиотеки ШГПУ.
Тематическая выставка по краеведению «Шадринск: время, события, люди» действует в читальном зале (учебный корпус № 1 сектор А, ауд. 163) c 8.00 до 17.00.
Ответить