Book exhibition “Development of teacher education in Zauralye”

нет комментариев
Эпоха Великих реформ – так называют вторую половину XIX – начало XX века. Проведение крестьянской реформы (отмена крепостного права), судебной, воинской реформ имело огромное значение для развития общества. Земская реформа сыграла значительную роль в развитии народного образования в России, в том числе и на Урале. Школьные реформы вызвали необходимость подготовки учительских кадров.

Решающую роль в распространении образования в Зауралье сыграли церковно-приходские школы и земские школы, где обучалась основная часть детей.

Ликвидация безграмотности среди крестьян и дворян, а также развитие женского образования и потребность в профессиональном, потребовали открытие новых школ различного типа, для которых необходимы были квалифицированные педагоги.

Педагогическое образование в Зауралье представляло собой систему, типичную для провинции, которая включала в себя следующие заведения: мужскую учительскую семинарию, мужские и женские второклассные церковно-приходские школы, женские и мужские гимназии с педагогическими классами, четырехклассные училища с педагогическими курсами.

Например, большой вклад в подготовку учителей для школ Зауралья внесла Далматовская второклассная церковно-приходская школа, открытая 26 августа 1899 года. Курс обучения был четырехлетним. Первые два года учащиеся изучали общеобразовательные предметы. Начиная с третьего года обучения ученики занимались либо в ремесленном классе, либо в учительском.
В Кургане Александровская женская гимназия (открыта 12 мая 1858 года) была училищем второго разряда. Ученицы, успешно закончившие курс гимназии, могли продолжить обучение в восьмом – педагогическом классе. Специальный учебный план предусматривал подготовку учительниц для начальных школ.
В Шадринске таким заведением становится Алексеевская гимназия (1906 г.). Выпускницам педагогических классов выдавалось свидетельство об окончании курса обучения, в котором указывались оценки по обязательным и специальным предметам. Согласно этому свидетельству девушки получали звание домашних учительниц.
Выставка литературы в читальном зале библиотеки ШГПУ «Становление педагогического образования в Зауралье» подробно раскрывает тему истории учительства в Зауралье.
Читателю предложена подборка книг и журнальных и газетных статей. Например,
• Аксентьева, Е. А. Взаимообусловленность народного и педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX – начале XX вв. / Е. А. Аксентьева. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2011. – № 1. – С. 112-120.
• Аксентьева, Е. А. Подготовка учительских кадров в Зауралье / Е. А. Аксентьева. – Текст : непосредственный // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 60. – С. 207-211.
• Алексеев, И. А. Историко-генетический анализ эволюции системы специального образования в Курганской области с начала XVIII по конец XX века / И. А. Алексеев. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2008. – № 1. – С. 155-158.
• Сорокина, Е. А. Региональное педагогическое образование в России на рубеже XIX и XX вв. / Е. А. Сорокина. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3(39). – С. 74-78.
• Сорокина, Е. А. Система повышения квалификации учителей в Зауралье во второй половине XIX – начале XX вв. / Е. А. Сорокина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 12. – С. 209-212.
Единственным стационарным педагогическим заведением Зауралья была открытая в городе Шадринске 9 ноября 1914 года Учительская семинария. Она имела целью сделать доступным педагогическое образование молодым людям, желающим посвятить жизнь учительской деятельности в начальных училищах.
Семинария размещалась в каменном здании, построенном купцом Фетисовым, по ул. Михайловской, 59.

В семинарию принимали юношей в возрасте от 14 до 18 лет. От поступающих требовалось знание курса двухклассных сельских училищ.
Курс обучения в семинарии был четырехгодичный, по одному году в классе. Система обучения в учительской семинарии предусматривала изучение многих дисциплин: закона Божьего, русского языка и русской словесности, арифметики, физики, истории, географии и др. Воспитанники учились петь хором, рисовать, занимались ручным трудом. Также ученики занимались гимнастикой. Зимой катались на катке в городском саду. Для этой цели руководство семинарии специально закупило коньки. Таким образом, учеба в семинарии предусматривала гармоничное развитие воспитанников.

Первый выпуск учителей состоялся после Октябрьской революции в 1919 году. В том же году согласно постановлению отдела Единой трудовой школы Наркомата просвещения «О преобразовании всех учебных заведений, носящих технический, промышленный и профессиональный характер» семинария была закрыта.

Один из разделов выставки посвящен Шадринской учительской семинарии, со дня открытия которой прошло 110 лет.
• Колмогорцева, Н. Шадринская учительская семинария / Н. Колмогорцева. – Текст : непосредственный // Пушкарев Н. Из летописи Шадринского края : ст. по ист. краеведению / Н. Пушкарев. – Шадринск : ПО “Исеть”, 2005. – Кн. 2. – С. 120-121.
• Марамыгина, С. А. Неспособных к пению в учителя не брали / С. А. Марамыгина. – Текст : непосредственный // Ваша выгода. – 2022. – 29 нояб. – С. 9.
• Марамыгина, С. А. Шадринская учительская семинария / С. А. Марамыгина. – Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. – Шадринск : Шадринское общество краеведов, 2014. – Вып. 22. – С. 139-142.
• Марамыгина, С. Была и ушла в историю / С. Марамыгина. – Текст : непосредственный // Исеть. – 2014. – 1 нояб. – С. 14.
• Разуваев, Н. А. Шадринская учительская семинария / Н. А. Разуваев. – Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 1995. – Вып. 3. – С. 177-180.

Выставка также знакомит с историей других учебных заведений г. Шадринска.

• Белкин, А. С. Женское образование в г. Шадринске / А. С. Белкин. – Текст : непосредственный // Белкин, А. С. История образования на Урале : материалы к учеб. курсу. – Екатеринбург, 2005. – С. 112-124.
• Деткова, Н. Ю. Становление образовательного пространства в г. Шадринске / Н. Ю. Деткова. – Текст : непосредственный // Социокультурное пространство русского провинциального города : коллект. моногр. / А. А. Алексеев [и др.]; гл. ред. Н. Ю. Деткова. – Шадринск : Шадр. Дом Печати, 2011. – С. 117-132.
• Иовлева, В. Н. Учебные заведения 1910-х – 1930-х гг. / В. Н. Иовлева. – Текст : непосредственный // Шадринск и его обитатели : ст. разных лет / В. Н. Иовлева. – Шадринск : Шадр. Дом печати, 2006. – С. 74-102.
• Колмогорцев, М. А. Несколько страниц из жизни Шадринского уездного училища / М. А. Колмогорцев. – Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / под ред. С. Б. Борисова, М. А. Колесникова, Н. Г. Рябкова. – Шадринск : ШГПИ, 1993. – Вып. 1. – С. 116-122.
• Пашков, А. А. Из истории малого народного училища / А. А. Пашков. – Текст : непосредственый // Шадринская старина : краевед. альм. / сост., ред. С. Б. Борисов. – Шадринск, 1998. – Вып. 6. – С. 125-127.
• Сартасова, О. Церковно-приходские школы г. Шадринска и Шадринского района / О. Сартасова, С. В. Гусева. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы истории, педагогики и права в условиях глобализации социума : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 14 дек. 2012 г. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. – С. 172-174.
• Чепрова, А. В. Из истории церковно-приходских школ в г. Шадринске / А. В. Чепрова. – Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. – Шадринск : Шадринское общество краеведов, 2017. – Вып. 25. – С. 197-202.

Таким образом становление и развитие системы средних учебных заведений для подготовки учительских кадров в Зауралье во второй половине XIX – начале XX века произошло в результате совместной деятельности государства, местных органов самоуправления и православной церкви. Шадринское земство вело активную деятельность в вопросе подготовки учителей, несмотря на то, что оно не всегда находило взаимопонимание с государственными структурами. Но в целом, именно работа органов местного самоуправления во многом способствовала появлению в Зауралье профессиональных учителей.

Приглашаем на книжную выставку “Становление педагогического образования в Зауралье» в читальный зал библиотеки ШГПУ с 11 по 30 ноября 2024 года (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00.

Материал подготовила: С. В. Кулакова, сотрудник читального зала библиотеки ШГПУ.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.