Социологические исследования. - 2018. - № 10.
Микешина, Л. А. Социология и эпистемология: необходимость взаимодействия [Текст] / Л. А. Микешина // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 3-13. - Библиогр.: с. 12-13.
Рассматривается необходимость взаимодействия социологии и социальной эпистемологии. Познавательный и исследовательский потенциал современной социологии может быть существенно расширен и углублен за счет обращения к эпистемологическим проблемам: ценностям, предпосылочным формам знания, различным типам коммуникаций, к изучению немарксистских теорий общества, в том числе феноменологии. Обосновывается необходимость и правомерность снижения уровня абстракции субъекта и объекта познания в социологии. Показано, что среди методологических и эпистемологических проблем марксизма по-прежнему остается ряд значимых для социологии и других социально-гуманитарных наук, но не изученных тем: приемы гипостазирования, которые П. Бурдьё обнаружил у Маркса; «историцизм» по К. Попперу и Д. М. Петрушевскому; методологии индивидуализма и коллективизма – концепция С. Г. Кирдиной-Чэндлер.
Кармадонов, О. А. Неочевидность солидарности: проблема эмпирического изучения трудно верифицируемых социальных состояний [Текст] / О. А. Кармадонов, Г. Д. Ковригина // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 14-23. - Библиогр.: с. 22-23.
Объекты социологической науки в самом общем виде могут быть классифицированы на очевидные/легко верифицируемые и неочевидные/трудно верифицируемые. Социальная солидарность входит во второй ряд. Являясь одним из базовых исследовательских феноменов социологии, солидарность представляет собой наиболее сложный объект для эмпирического изучения. Описание данного явления страдает эмпирической односторонностью, методологической непроработанностью, что обусловлено, прежде всего, тем, что солидарность – сложное компонентное явление. Она может быть наиболее адекватно описана и объяснена в таком же – комплексном подходе, синтезирующем матрицы социологии, психологии и социобиологии.
Шубрт, И. Мир постмодерна в социологии Мишеля Маффесоли [Текст] / И. Шубрт // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 24-32. - Библиогр.: с. 31-32.
татья показывает вклад, внесенный в современную дискуссию о постмодерне французским автором Мишелем Маффесоли; он использовал и соединил друг с другом разные источники – Ф. Ницше, Г. Лебона, Э. Дюркгейма, Г. Тарда, М. Хальбвакса, К. Г. Юнга, Ж. Батая и Э. Морена. С их помощью он создал весьма оригинальную концепцию анализа современного мира, характеризуемого им как мир постмодерна. По мнению Маффесоли, в нашем мире происходит оживление определенных архаизмов, отодвинутых на второй план в обществе модерна. К таким заново возникшим явлениям относится, с одной стороны, современный номадизм, а с другой, – трайбализм, связанный с возникновением современных племен и их постмодерновой мифологией. К понятиям, при помощи которых автор пытается выразить свой новый подход к социальной реальности, относятся, в частности, социальность, (эмоциональное) сообщество и взаимосвязь (опора – reliance).
Касавина, Н. А. Социальное государство: между гуманизмом и прагматизмом [Текст] / Н. А. Касавина // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 33-43. - Библиогр.: с. 41-43.
В статье проблематизированы понятия «гуманизм» и «социальное государство», взаимосвязь которых раскрывается в их современной интерпретации. Социальное государство понимается в двух модусах: как способ снятия социальной напряженности (прагматический аспект) и движение общества в реализации цивилизационного выбора гуманистических ценностей (мировоззренческо-гуманистический аспект). Оба модуса обладают высокой степенью актуальности для современной России в локальном и глобальном смыслах. Вопрос о кризисе гуманизма интерпретирован в контексте проблемы отчужденной экзистенции, фиксирующей разочарование философской мысли XX в. в гуманистических идеалах. Социально-гуманитарные науки осуществили дисциплинарный поиск возможности их осуществления (в частности, экзистенциальное правоведение и экзистенциальная социология). Новый гуманизм, включающий концепт «социальное государство», – значимая перспектива современного общества.
Ильинский, И. М. Феномен комсомола и современные тенденции развития молодежного движения в России [Текст] / И. М. Ильинский, В. А. Луков // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 44-53. - Библиогр.: с. 52-53.
В год 100-летия комсомола рассматривается его специфика как молодежной организации СССР, показываются черты, отличающие комсомол от других общественных организаций молодежи. Подчеркивается значение комсомола в строительстве социалистического общества в СССР, его роль в формировании героического типа личности молодого человека. Показано, что в современных экономических, социальных, политических условиях России возрождение организации, подобной комсомолу, невозможно. Представлены результаты опроса современной молодежи в 15 регионах страны, продемонстрировано, что хотя комсомол уходит в прошлое, попытки принизить и исказить его роль не удались, новое поколение положительно или нейтрально относится к комсомолу.
Андреева, Ю. В. Рабочий класс в России: поиск новых векторов дифференциации [Текст] / Ю. В. Андреева, Е. Л. Лукьянова // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 54-65. - Библиогр.: с. 64-65. - 3 прил.
В статье проводится теоретический анализ актуальных российских исследований рабочих, обобщаются подходы к дифференцированному рассмотрению структуры этой социальной группы. Обсуждаются разные основания для выделения новых типов российских рабочих, отвечающих современному состоянию экономического развития. На примере молодых рабочих показываются ключевые направления концептуализации этой группы. Отмечается необходимость расширения поля исследовательских вопросов, выхода за сферу труда в практики повседневной жизни и потребления. Приводятся результаты качественного исследования молодых рабочих Ульяновска, в которых отражается понимание молодыми рабочими своего положения в обществе, рассматривается важность для них образования и квалификации.
Андреенкова, А. В. Стабильность и изменения социальных установок россиян и европейцев в 2002-2016 гг. [Текст] / А. В. Андреенкова // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 66-76. - Библиогр.: с. 76.
В статье анализируются сходства, различия и динамика социальных установок европейцев и россиян на основе восьми волн Европейского Социального Исследования (ESS) 2002–2016 гг. По данным межстранового сравнительного опроса, в последние 15 лет общий социальный климат в странах Европы постепенно улучшается, а также увеличивается уровень политической активности и включенности граждан, позитивная оценка разных показателей качества жизни – материального благополучия, физической безопасности, здоровья. Однако различия между странами и регионами Европы остаются очень большими. Разделение Европы по осям Восток–Запад и Север–Юг остается актуальным, Европа в отношении социальных установок пока не становится единой. Большое влияние на взгляды и установки европейцев оказал экономический кризис 2006–2010 гг., однако, в большинстве стран, за исключением стран Южной Европы, это влияние практически преодолено, и показатели вернулись к докризисному состоянию. В России влияние кризиса на базовые установки и взгляды людей оказалось значительно слабее. Уровень удовлетворенности жизнью, межличностное доверие, доверие государственным институтам, удовлетворенность работой политической системы в целом, продолжали расти вплоть до 2014 г., когда наметился негативный поворот. Насколько долговременным он окажется, покажут дальнейшие исследования.
Ржаницына, Л. С. Бедные в Москве: способы измерения, меры социальной политики [Текст] / Л. С. Ржаницына // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 77-89. - Библиогр.: с. 89.
В целях изучения бедности в Москве представлены методы ее измерения, применяемые в социологии, экономике, статистике. Использованы данные обследований семейных бюджетов Росстата, самооценки финансового положения по опросам ВЦИОМ, анализа по лишениям (депривация), применения нормативного подхода на основе прожиточного минимума и пр. Определены особенности бедности в мегаполисе, проведено сравнение данных региона с общероссийскими показателями. Сформулированы предложения по ее сокращению, предоставлению социальной помощи. Главный вывод, следующий из них, заключается в необходимости специальной государственной программы борьбы с бедностью, исходя из ее причин: экономических (низкие доходы – зарплата, пенсия, выплаты по социальному страхованию) и демографических (наличие нетрудоспособных инждивенцев).
Шестопал, Е. Б. Социокультурные угрозы и риски в современной России [Текст] / Е. Б. Шестопал, А. В. Селезнева // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 90-99. - Библиогр.: с. 97-99.
Проблема описания и осмысления социокультурных угроз государству, обществу и личности актуализирована как объективно самими социально-политическими процессами, так и субъективными реакциями на них со стороны граждан. Сложность решения данной проблемы во многом связана с двойственностью самой социокультурной сферы, включающей и социальные отношения, и культурно-духовное производство. Источником угроз в собственно социальной сфере могут выступать как структурные дисфункции социума: социальные расколы, неравенство, кризис идентичности, структурный дисбаланс в профессиональных, этнических и иных социальных группах, так и психологические дисфункции общества, аномия, дефицит солидарности, неудовлетворенные потребности в безопасности, неудовлетворенный запрос на социальную справедливость, состояние неуверенности в завтрашнем дне и отсутствие долгосрочных перспектив.
Коломиец, В. П. Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960-е-1980-е гг.) [Текст] / В. П. Коломиец // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 100-111. - Библиогр.: с. 108-111.
Представлен обзор работ, идей и подходов, относящихся к истории отечественной социологии массовой коммуникации (СМИ, СМИП, журналистики) за 1960-е – 1980-е гг. Анализируются три выделенных направления: 1) формирование представлений о массовой коммуникации как социальном явлении (работы А. Н. Алексеева, Б. А. Грушина, Т. М. Дридзе, Б. М. Фирсова и др. авторов); 2) становление социологии прессы и журналистики (развивалось журналистами вместе с социологами: Б. А. Грушин, Ю. А. Левада, Е. П. Прохоров, И. Д. Фомичева, Л. Н. Федотова, Л. Г. Свитич; 3) начало социологического изучения телевидения (Б. М. Фирсов). Историческая реконструкция осуществляется с позиций нынешнего времени. Показана значимость для исследований современной коммуникационной среды теоретических построений, которые закладывались пионерами социологии массовой коммуникации.
Гаврилюк, Т. В. Социология музыки в СССР в 1920-х гг.: концептуальные и идеологические основания [Текст] / Т. В. Гаврилюк. - (История социологии) // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 112-121. - Библиогр.: с. 119-121.
Статья носит обзорно-аналитический характер и опирается на общетеоретический метод сравнительного анализа текстов. Путем отбора и анализа ключевых текстов 1920-х гг. определяются базовые концептуальные основания раннесоветской социологии музыки как академического и идеологического проекта: социально-экономический детерминизм и натурализм; приоритетное внимание роли музыки в социальной динамике; противодействие «формализму» и культурной автономии; стремление к парадигмальному и дисциплинарному синтезу; исследование функционирования музыки в контексте повседневности; усиление социальной интеграции как миссии творческой и научной деятельности. С учетом специфики музыкального пространства данного периода реконструируются задачи социологии музыки как формы легитимации государственного и социального заказа на формирование пролетарской музыкальной культуры. Исследование вносит вклад в дальнейшую разработку проблематики исторической социологии искусства, его результаты могут быть использованы в научной, преподавательской и общественной деятельности.
Воронцов, А. В. Мифологема ритуального цареубийства в контексте современного конспирологического мифа [Текст] / А. В. Воронцов, Д. А. Головушкин, А. М. Прилуцкий // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 122-129. - Библиогр.: с. 128-129.
Изучение специфики современного религиозного и квази-религиозного мифа делает актуальными исследования конспирологической интерпретации убийства Николая II и его семьи в контексте мифологем ритуального убийства, что является целью данной статьи. На материале царебожнического дискурса авторы анализируют прагматику и семантику основных концептов, образующих миф о ритуальном убийстве и специфику его социальной прагматики, социо-семиотические особенности мифологемы о ритуальном убийстве. В связи с этим в статье раскрываются содержание и смысл мифологемы ритуального цареубийства Николая II, которая, будучи включенной в политическую повестку современной российской действительности, активно используется в качестве инструмента достижения пропагандистских или апологетических эффектов. Особое внимание уделено проблеме генезиса мифологемы ритуального цареубийства в семиосфере современного маргинального православия, у истоков которой стоит образ «убиенного мученика» царя Ивана Грозного и который служит своего рода критерием ее ортодоксальности...
Нефедов, С. А. "Вызовы" и "ответы" в истории России XVIII века [Текст] / С. А. Нефедов // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 130-139. - Библиогр.: с. 138-139.
Недавно принятая «Стратегия научно-технического развития Российской Федерации» рассматривает стоящие перед государством задачи в тойнбианской терминологии «вызовов и ответов». Эта тема для России не нова и не является спецификой XXI в. В предыдущей статье были проанализированы вызовы, с которыми столкнулась Россия в XVII в. и ответом на которые были реформы Петра I. Эти реформы выразились в попытке создания «регулярного государства», но они породили традиционалистскую реакцию. Многие результаты реформ были утрачены. В Пруссии программа создания «регулярного государства» выполнялась последовательнее, и в 1740-х гг. эта новая военная держава бросила вызов окружающим странам, в том числе России. Ответ России выразился в неудачных реформах Петра III, которые привели к государственному перевороту, ослаблению государства и формированию «дворянской монархии». Российское общество не смогло противостоять новому вызову распространявшейся французской аристократической культуры. В итоге к социальному расколу добавился культурный. К концу XVIII в. усилился вызов со стороны западных «регулярных государств» – Пруссии и Австрии. Павел I попытался ответить на этот вызов, но и эта попытка не удалась.
Яковенко, А. В. Бессмертие как социальная проблема [Текст] / А. В. Яковенко // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 144-152. - Библиогр.: с. 152.
Внимание социологии непосредственно к «технологиям бессмертия» обосновывается тем, что такого вида разработки все чаще становятся значимыми аргументами политического, экономического и социального порядка независимо от их реальной результативности. В последнее время обсуждение данной проблематики сформировало своеобразную среду ожидания. Полемику в отношении возможности достижения управляемости жизненным ресурсом интеллектуально-физического существования предлагается рассматривать в качестве показателя готовности/неготовности человечества к качественным социальным изменениям. Прогнозирование потенциальных последствий возникновения «социума бессмертных» не способно выйти за рамки страхов, вызванных пониманием фундаментализма меркантильных и узкопрагматичных оснований существования индивида и общества.