22 и 24 сентября 2025 года в читальном зале библиотеки ШГПУ студенты Института психологии и педагогики знакомились с тематической литературой по предмету «Нейропсихология».
Изучение материала по нейропсихологии — это важный аспект образовательного процесса, который позволяет овладеть ключевыми концепциями, теориями и практическими навыками в этой области.
«Нейропсихология открывает двери к пониманию невидимых механизмов, которые управляют нашими действиями и чувствами».
Анатолий Демьянов
Сотрудники библиотеки всегда рады помочь в решении любых вопросов, связанных с учебой и исследовательской работой студентов, предоставляя доступ к различным образовательным ресурсам.
Работа с различными словарями, справочниками и энциклопедиями в читальном зале — это отличный способ для студентов изучить терминологию и освоить основы нейропсихологии и других смежных областей. Наиболее близкие к теме:
• Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — 2-е изд., перераб. и доп. — 2001. — 519 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Краткий дефектологический словарь / Акад. пед. наук РСФСР ; ред. А. И. Дьячков. — Москва : Просвещение, 1964. — 397 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Медицинская психология : новейший справ. практ. психолога / сост. С. Л. Соловьева. — Москва : АСТ, 2007. — 575 с. — Текст : непосредственный.
• Понятийно-терминологический словарь логопеда / ред. В. И. Селиверстов. — Москва : ВЛАДОС, 1997. — 399 с. — Текст : непосредственный.
• Чупров, Л. Ф. Патология речи: терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии : (учеб.-метод. пособие) / Л. Ф. Чупров. — Текст : непосредственный // Психология в вузе. — 2011. — № 3. — С. 4-129.
В России существует ряд учёных, которые внесли значительный вклад в развитие нейропсихологии. Их исследования и разработки, теории, методики и практические подходы – остаются актуальными и по сей день. Информация о биографии и деятельности некоторых из них:
• Александр Романович Лурия (1902–1977). — Текст : непосредственный // Сто великих психологов / авт.-сост. В. Яровицкий. – Москва, 2004. — С. 87-90.
• Евгения Давыдовна Хомская (1929–2004). — Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2014. — № 3. — С. 3.
• Любовь Семеновна Цветкова (1929-2016). — Текст : непосредственный // Выдающиеся ученые в отечественной дефектологии : хрест. для студентов оч. и заоч. форм обучения / сост.: И. А. Алексеев [и др.]. — Шадринск : ШГПИ, 2013. — С. 184-187.
Основные учебники по нейропсихологии из фонда библиотеки ШГПУ:
• Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов / А. П. Бизюк ; Ин-т спец. педагогики и психологии Междунар. ун-та семьи и ребенка им. Р. Валленберга. — Санкт-Петербург : Речь, 2010. — 292 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. — Москва : АСТ, 2009. — 383 с. : ил., 8 вкл. л. цв. ил. — Текст : непосредственный.
• Калинина, О. В. Нейропсихология : крат. курс лекций : учеб. пособие для студентов днев. и заоч. отд-ния психол. фак. / О. В. Калинина ; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск : [б. и.], 2011. — 124 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие / А. Р. Лурия. — Москва : Академия, 2003. — 384 с. — Текст : непосредственный.
• Хомская, Е. Д. Нейропсихология : допущено М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для студентов / Е. Д. Хомская. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 496 с. : 5 вкл. л. цв. ил., ил., табл. — Текст : непосредственный.
Литература по нейропсихологии на образовательной платформе Юрайт:
• Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2025. — 161 с. — URL: https://urait.ru/bcode/559182 (дата обращения: 25.09.2025). — Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». — Текст : электронный.
• Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста : учебник для вузов / Ж. М. Глозман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2025. — 249 с. — URL: https://urait.ru/bcode/562965 (дата обращения: 25.09.2025). — Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». — Текст : электронный.
• Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебник для вузов / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2025. — 136 с. — URL: https://urait.ru/bcode/562311 (дата обращения: 25.09.2025). — Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». — Текст : электронный.
• Курдюкова, Н. А. Нейропсихология : учебник для вузов / Н. А. Курдюкова, Т. В. Коростелева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2025. — 154 с. — URL: https://urait.ru/bcode/566136 (дата обращения: 25.09.2025). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.
Детская нейропсихология имеет особое значение в современном обществе, где растет потребность в знаниях о психическом здоровье и развитии детей. Понимание нейропсихологических аспектов позволяет более эффективно работать с детьми, у которых есть различного рода нарушения, и создавать условия для их полноценного развития.
• Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие / под ред. Л. С. Цветковой. — Воронеж : МОДЭК, 2001. — 266 с. — Текст : непосредственный.
• Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Ж. М. Глозман. — Москва : Академия, 2009. — 269 с. — Текст : непосредственный.
• Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие / Ю. В. Микадзе. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 284 с. : ил. — Текст : непосредственный.
Диагностика в нейропсихологии включает в себя разнообразные методики и инструменты: проективные тесты, клинические интервью, исследования, наблюдение, опросники, шкалы и другие.
• Вассерман, Л. И. Методы нейропсихологической диагностики : практ. рук. / Л. И. Вассерман. — Санкт-Петербург : Стройлеспечать, 1997. — 304 с. : ил., табл. — Текст : непосредственный.
• Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. — Санкт-Петербург : Речь, 2002. — 198 с. : рис., табл. — Текст : непосредственный.
• Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма : нач. проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — Москва : Просвещение, 1991. — 96 с. — Текст : непосредственный.
• Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития : метод. пособие / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. — Москва : Коррекционная педагогика, 2005. — 118 с. : рис., табл., 9 вкл. л. цв. ил. — Текст : непосредственный.
• Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей : пособие по практ. психологии / Т. Д. Марцинковская. — Москва : Linka-Press, 1998. — 176 с. — Текст : непосредственный.
• Полонская, Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Н. Н. Полонская. — Москва : Академия, 2007. — 186 с. : рис., табл. — Текст : непосредственный.
• Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — Санкт-Петербург : Речь, 2010. — 373 с. — Текст : непосредственный.
• Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учеб. пособие / А. В. Семенович. — Москва : Академия, 2002. — 232 с. — Текст : непосредственный.
• Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — Москва : Аркти, 2002. — 136 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Хомская, Е. Д. Мозг и эмоции : нейропсихол. исслед. / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. — 2-е изд. — Москва : Российское педагогическое агентство, 1998. — 268 с. — Текст : непосредственный.
Нейропсихология и обучение – взаимосвязанные области, поскольку нейропсихология может помочь устранить первопричины возникающих трудностей обучения и разработать индивидуальные подходы к обучению, что повысит уровень успеваемости школьников.
• Дробинская, А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей / А. О. Дробинская. — 2-е изд. — Москва : Школа-Пресс, 2001. — 143 с. — Текст : непосредственный.
• Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение) : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Дом «М и М», 1997. — 286 с. — Текст : непосредственный.
• Монина, Г. Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником / Г. Б. Монина, Е. В. Панасюк. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. — 199 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / ред. Ж. М. Глозман. — Москва : Эксмо, 2010. — 288 с. : рис. — Текст : непосредственный.
• Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье : кн. для учителя / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. — Москва : Просвещение, 1989. — 234 с. — Текст : непосредственный.
• Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. — Москва : Сфера, 2003. — 285 с. : рис. — Текст : непосредственный.
• Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение : учеб. пособие / Л. С. Цветкова. — Москва : Московский психолого-социальный институт, 2000. — 158 с. — Текст : непосредственный.
Логокоррекционная работа, основанная на нейропсихологическом подходе, находит отражение в многочисленных научных статьях, исследованиях и публикациях. Этот подход позволяет более глубоко понять связь между речевыми нарушениями и мозговыми структурами, что помогает разработать эффективные стратегии коррекции.
• Визель, Т. Г. Нужны ли нейронауки логопедии? / Т. Г. Визель. — Текст : непосредственный // Школьный логопед. — 2018. — № 2. — С. 9-15.
• Воробьева, Г. Нейропсихологический подход к коррекции нарушений речевого развития у детей / Г. Воробьева. — Текст : непосредственный // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. — 2023. — № 7. — С. 21-24.
• Городилова, В. И. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. — Санкт-Петербург : Дельта, 1995. — 383 с. : рис. — Текст : непосредственный.
• Дуда, Н. Г. Применение нейропсихологических приемов в коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Дуда. — Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 3. — С. 44-47.
• Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма : пособие для логопедов, учителей, психологов дошк. учреждений и шк. различ. типов / И. Н. Садовникова. — Москва : Аркти, 2005. — 263 с. : табл. — Текст : непосредственный.
• Фролова, А. Н. Нейропсихологические игры и упражнения в работе по развитию речи детей дошкольного возраста / А. Н. Фролова. — Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 4. — С. 12-13.
• Чибис, Е. И. Проблемы нарушения письменной речи у школьников / Е. И. Чибис. — Текст : непосредственный // Логопед. — 2020. — № 4. — С. 88-92.
• Шохор-Троцкая (Бурлакова), М. К. Стратегия и тактика восстановления речи : нейропсихол. введение в логопедию / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). — Москва : Эксмо-Пресс, 2001. — 426 с. — Текст : непосредственный.
Обзор включает литературу о разных нарушениях и расстройствах, с которыми часто работают нейропсихологи, например:
• Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Психотерапия, 2008. — 203 с. : ил., табл. — Текст : непосредственный.
• Быкова, Е. А. Коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» : учеб.-метод. пособие / Е. А. Быкова, С. В. Истомина. — Шадринск : ШГПУ, 2016. — 258 с. — Текст : непосредственный.
• Гарбузов, В. Нервные и трудные дети / В. Гарбузов. — Москва : АСТ, 2005. — 351 с. — Текст : непосредственный.
• Исаев, Д. Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? / Д. Н. Исаев. — Санкт-Петербург : Речь, 2012. — 186 с. — Текст : непосредственный.
• Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л. М. Костина. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. — 160 с. — Текст : непосредственный.
• Кулганов, В. А. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов : учеб. пособие : рек. УМО в качестве учеб. пособия для вузов / В. А. Кулганов, Н. В. Сорокина. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. — 150 с. : ил., табл. — Текст : непосредственный.
• Лаут, Г. В. Нарушения внимания у детей: тренинг и развивающие игры : учеб. пособие : пер. с нем. / Г. В. Лаут, П. Ф. Шлоттке. — 5-е изд., перераб. — Москва : Академия, 2008. — 365 с. — Текст : непосредственный.
• Преодоление тревожности и страхов у первоклассников. Диагностика, коррекция / авт.-сост.: Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2011. — 143 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Романчук, О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей : практ. рук. / О. И. Романчук ; пер. с укр. А. Секунда. — Москва : Генезис, 2010. — 334 с. — Текст : непосредственный.
• Савостьянов, А. И. Психическое здоровье школьника : учеб.-практическое пособие / А. И. Савостьянов. — Москва : Педагогическое общество России, 2006. — 64 с. — Текст : непосредственный.
• Шанько, Г. Г. Неврозы у детей / Г. Г. Шанько. — Минск : Харвест, 2007. — 303 с. — Текст : непосредственный.
Разные журналы посвящают статьи теме нейропсихология, а это всегда актуальные исследования, новые открытия и профессиональный опыт.
• Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
• Вопросы психологии
• Воспитание и обучение детей с нарушениями развития
• Дефектология
• Коррекционная педагогика
• Логопед
• Логопед в детском саду
• Логопедия
• Практический психолог и логопед
• Психологический журнал
• Психология и школа
• Семейная психология и семейная терапия
• Школьный логопед
• Школьный психолог
Изучение литературы по нейропсихологии требует систематического подхода, критического мышления и активного взаимодействия с учебным материалом. С помощью этих рекомендаций студенты могут углубить свои знания в области нейропсихологии и подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Материал подготовила: С. В. Кулакова, ведущий библиотекарь читального зала библиотеки ШГПУ.