Круглый стол «Из истории советской и российской периодической печати»

Исторические события, явления, процессы невозможно изучать без исторических источников, которые являются основой любого исторического исследования. Особую роль играют письменные источники, которые несут огромный объем информации о людях и том времени, когда они были созданы. Чтобы использовать письменный исторический источник в научном исследовании, его надо не только извлечь из массы документов прошлого, но и добиться определенной верификации, т. е. критически оценить, отбросить ненужное, выявить явное и скрытое содержание.
Особой формой исторического источника, является периодическая печать, представляющая собой своеобразное «зеркало» общества, поскольку оно, с большой долей точностью, отражает события, происходящие в обществе, и фиксирует его на страницах газет и журналов.

17 марта в читальном зале библиотеки ШГПУ состоялось мероприятие по теме «Из истории российской и советской периодической печати».

Участники круглого стола:
преподаватели: С. Б. Борисов, С. А. Парфенова, Н. Ф. Чипинова; заведующий отделом обслуживания и хранения фондов С. Г. Глазова; библиотекари: С. В. Кулакова и А. В. Собенина; а также студенты гуманитарного института и факультета физической культуры.

Студентка 327 гр. Вероника Можаева выступила с докладом и презентацией об истории становления периодической печати в России до 1917 года, подробно рассказав о первых газетах : «Вестовые письма», «Ведомости о военных и иных делах…», «Санкт-Петербургские ведомости», «Петроградские ведомости», «Петроградская правда», «Ленинградская правда», «Санкт-Петербургские ведомости».

С. Г. Глазова подробно рассказала об основных этапах развития центральных газет: «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда» и литературно-художественного журнала «Молодая гвардия». Сообщение сопровождалось показом слайдов в связи с отсутствием этих источников в фондах библиотеки.
Светлана Геннадьевна отметила, что при подготовке информации были использованы материалы официальных сайтов газет и журналов, Российской национальной библиотеки, Национальной электронной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки России, Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
С. Г. Глазова порекомендовала студентам книгу доктора политических наук, профессора Эраста Александровича Галумова «Неизвестные «Известия», в которой гармонично соединены воедино исследования исторических документов и личные свидетельства непосредственных участников, сыгравших важную роль в судьбе издательства и всей страны.

А. В. Собенина подготовила сообщение о советских журналах-юбилярах (100 лет) «Крокодил» и «Крестьянка», а также «Огонек», «Работница», «Советский воин».
Информацией об истории советской и российской детской периодике поделилась С. В. Кулакова. Были представлены журналы «Веселые картинки», «Мурзилка», «Миша», «Барвинок», «Экран детям», «Пионер», «Костер», «Затейник», «Юность». В сообщении сделан акцент на то, что детская периодика обладает нравственным и этическим потенциалом, может помогать в процессе воспитания ребенка и прививания ему культурных норм и ценностей, актуальных для общества, в котором ребенок находится.
Сергей Борисович Борисов, доктор культурологии, провел обзор журналов личного архива, посвященный теме периодической печати как исторического источника.
Большинство журналов и газет 19-20 века имеют просветительское значение, они призваны расширять кругозор, формировать художественный вкус и культуру чтения. Также было отмечено, что периодика — зеркало духовной жизни общества.
На первый взгляд, такая пресса, которую уже много лет никто не брал в руки, кажется никому не нужной. А между тем, это материалы для научных исследований по истории и философии, культурологии. Студентам были предложены темы исследований повседневности по статьям различных журналов, которые предоставил для работы Сергей Борисович в количестве 319 экземпляров.
Цель мероприятия — плодотворная совместная научная, учебная и практическая работа преподавателей и студентов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий