Книжная выставка «Уроки логопедии»

Поздравляем всех, кто правит слоги,
Исправляет отклонений вред!
Радости, удачи в жизни много-много!
Будь здоров и счастлив, логопед!

14 ноября 2024 года отмечается Международный день логопеда. Это профессиональный праздник представителей одной из наиболее важных социальных профессий. Логопеды – и медики, и психологи, и педагоги в одном лице. Это специалисты, знающие все о развитии детской речи, особенностях воспитания ребят с речевыми патологиями. В России профессиональный праздник специалистов по речевым расстройствам и их коррекции появился в 2004 году. 

В современном мире роль этих специалистов становится все более значимой, и Международный день логопеда призван не только отметить достижения сферы, но и привлечь внимание общества к проблемам речевого развития. В мире, когда коммуникативные навыки играют ключевую роль в успехе и самореализации человека, работа логопедов становится все более востребованной и ценной.

Логопедия ‒ это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: logos (слово), paideia (воспитание, обучение) ‒ и в переводе означает «воспитание правильной речи».

«Ничто не остается неподвижным… а все может измениться к лучшему».

И. П. Павлов.

Речь – основа мышления, средство общения, она нам очень нужна. Как важно уметь донести ту или иную мысль, лаконично облечь её в слова, выразить чувства и переживания, быть понятым другим – всему этому способствует чистая и грамотная речь. А если на пути встречаются трудности, то нам поможет логопед!

Нарушения речи, ограниченность речевого общения — могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

К профессиональному празднику — Международному дню логопеда — абонемент библиотеки ШГПУ подготовил книжную выставку «Уроки логопедии» (учебный корпус № 3, ул. Кондюрина 28).

На выставке  вашему вниманию представлены учебные издания, а также издания, содержащие методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы с детьми, конспекты занятий, игровые задания.

Выставка представлена следующими разделами:
1.Теоретические основы логопедии
2.Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
3.Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
4.Логопедическая работа с подростками и взрослыми

Книги, представленные на выставке «Уроки логопедии», будут интересны не только студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, учителям-логопедам, но также воспитателям детских садов и родителям дошкольников.

Раздел 1. Теоретические основы логопедии

Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Москва : Эксмо, 2011. — 283 с. : ил. — Текст : непосредственный.
Пособие содержит в себе материалы, которые должны быть творчески использованы специалистами при соблюдении общей поэтапностии и последовательности в коррекционном обучении. Допустимо внесение изменений в лексический материал заданий, выборочное использование логопедических приемов и заданий.

Китик, Е. Е. Основы логопедии : учеб. пособие / Е. Е. Китик. — Москва : Флинта, 2014. — 193 с. — Текст : непосредственный.
В пособии раскрываются основные закономерности анализа и коррекции речевых нарушений у детей. Анализ речевых нарушений с позиций психологии позволит студентам данных специальностей выбрать верную профессиональную позициюв комплексном процессе диагностики и коррекции речевых нарушений у разных категорий детей с особыми образовательными потребностями.

Логопедия : практ. пособие для логопедов, студентов и родителей / сост. В. И. Руденко. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. — 287 с. : ил. — (Мир вашего ребенка). — Текст : непосредственный.
Практическое пособие предназначено для коррекционно-педагогической работы с детьми. Пособие содержит богатый материал для развития речи: разнообразные вопросы и задания для расширения словарного запаса и формирования грамматических навыков, развития логического мышления.

Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — Москва : Просвещение, 1989. — 223 с. : ил. — (Учебное пособие для педагогических институтов). — Текст : непосредственный.
В пособии даются основные сведения о различных видах нарушений речи, рассматриваются пути их выявлениии и коррекции у детей дошкольного возраста.

Раздел 2. Организация логопедической работы в ДОУ

Ивановская, О. Г. Энциклопедия логопедических игр / О. Г. Ивановская, Л. Я. Гагасина. — Санкт-Петербург : КАРО, 2004. — 199 с. : ил. — (Популярная логопедия). — Текст : непосредственный.
Книга о том, как пальчики, являясь с рождения не только главными помощниками ребенка, но и его первыми игрушками и счетными палочками, способствуют развитию мышления и речи. Педагогическая фантазия в играх, загадках, пословицах, поговорках, скороговорках, пестушках, потешках, считалках, шутках, хороводах, стихах.

Калинченко, А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи : метод. пособие / А. В. Калинченко. — Москва : Айрис-пресс, 2005. — 218 с. — (Дошкольное воспитание и развитие). — Текст : непосредственный.
В пособии раскрыты основные направления организациикоррекционно-развивающих занятий по формированию математических представлений у дошкольников в образовательных учреждениях компенсирующего вида.

Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва : Академия, 2003. — 240 с. : ил. — (Высшее образование). — Текст : непосредственный.
В учебном пособии рассматриваются современные представления об общем недоразвитии речи (ОНР), дана клиническая типология и психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР; показаны обследование речи, структура и содержание коррекционной работы логопеда в группе для детей с ОНР в соответствии с программой их обучения и воспитания; раскрыты вопросы взаимодействия между педагогами дошкольного образовательного учреждения и работа логопеда с родителями.

Раздел 3. Организация логопедической работы в общеобразовательной школе

Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников : пособие для логопеда : в 3 ч. Ч. 3 : Письменная связная речь / Н. Г. Андреева ; под ред. Р. И. Лалаевой. — Москва : ВЛАДОС, 2009 — 2010. — (Коррекционная педагогика). — Текст : непосредственный.
Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР на третьем этапе коррекционной работы.

Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. — Москва : ВЛАДОС, 2001. — 224 с. — Текст : непосредственный.
В книге дана характеристика речевых расстройств у умственно отсталых школьников, освещена методика коррекции нарушений звукопроизношения, лексико-гамматической стороны речи, чтения и письма, а также приведены конспекты логопедических занятий.

Логопедия в школе: практический опыт : учеб.-практ. пособие / Л. А. Барсукова [и др.] ; под ред. В. С. Кукушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. — 367 с. : рис., табл. — (Педагогическое образование). — Текст : непосредственный.
В книге, адресованной практическим работникам, изложены рекомендации по организации школьного логопункта, освещены теоретические основы коррекционной педагогики, даны конспекты уроков различной коррекционной направленности, в том числе с детьми-мигрантами.

Раздел 4. Логопедическая работа с подростками и взрослыми

Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание : учеб. пособие для студентов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. — Москва : Академия, 2003. — 207 с. — Текст :  непосредственный.
В учебнике рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики, подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характиристики невротической и неврозоподобной форм заикания, изложены современные подходы к реабилитации заикающихся.

Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. — Москва : ВЛАДОС, 2001. — 240 с. — (Коррекционная педагогика). — Текст : непосредственный.
В пособии представлен речевой материал-слоги, слова, фразы, стихотворения и прозаические тексты,-предназначенный для работы по автоматизации звуков и введению их в речь.

 

Книжная выставка «Уроки логопедии» действует на абонементе библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 3, ул. Кондюрина 28) с 14 по 21 ноября 2024 года. С 8.00 до 16.00.

 

Материал подготовила: Е. Н. Перминова, сотрудник абонемента библиотеки ШГПУ.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.