Указом от 24 января (4 февраля) 1783 года императрица назначила Дашкову Е. Р. на пост директора Петербургской Академии наук (1783–1796). В том же году Екатерина Романовна стала председателем Российской Академии, которая была создана для того, чтобы «возвеличить и усовершенствовать русский язык».
Ее первый биограф написал о ней: «Благородное рвение Дашковой к наукам и любовь к ученым стоило ей многих усилий, а иногда и неудовольствий, но препятствия не удерживали ее».
В читальном зале библиотеки ШГПУ оформлена книжная выставка «Уникальная личность в истории науки», основной раздел которой посвящен жизни и деятельности Екатерины Романовны Дашковой.
• Глухов, А. «Российская Минерва» : Екатерина Дашкова / А. Глухов. — Текст : непосредственный // Глухов, А. Ревнители просвещения России X-XVIII вв. / А. Глухов. — Москва, 2007. — С. 399-409.
• Екатерина Романовна Дашкова (1744-1810). — Текст : непосредственный // Великие россияне : Биографическая библиотека Ф. Павленкова : Писатели, художники, ученые, полководцы, государственные, церковные и общественные деятели. — Москва, 2003. — С. 205-215.
• Под колесами красного террора. — Текст : непосредственный // Родина. — 2002. — № 7. — С. 83-87.
Став первой женщиной страны на столь высоком посту, умная и энергичная Дашкова сумела возродить академическую и научную жизнь России:
— Дашкова впервые организовала публичные лекции.
— Был создан ряд переводов лучших произведений Европы на русский язык, чтобы в русском обществе с ними могли познакомиться на родном языке.
— Благодаря Екатерине Романовне был создан журнал сатирического характера (с участием Державина, Фонвизина и др.) с названием «Собеседник любителей российского слова».
— Под руководством Дашковой был издан первый толковый словарь русского языка — «Словарь Академии Российской, словопроизводным порядком расположенный».
Составить полный толковый словарь русского языка, не имея почти никаких примеров подобной работы, оказалось непросто, однако шесть томов «Словаря Академии Российской» увидели свет в 1789-1794 годах.
— Именно княгиня ввела в алфавит букву Ё и немало потрудилась над собиранием слов для словаря на такие буквы, как Ц, Ш и Щ.
• Самохин, А. Екатерина немалая / А. Самохин. — Текст : непосредственный // Свой. — 2015. — № 3. — С. 10-13.
• Лозинская, Л. Я. Во главе двух академий / Л. Я. Лозинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1983. — 141 с. : 2 вкл. л. ил. — Текст : непосредственный.
Также она была автором стихов на разных языках, переводчиком, автором академических статей и литературных произведений.
«Записки княгини Дашковой» являются одним из важнейших мемуарных источников по российской истории второй половины XVIII века. Благодаря мемуарам Дашковой мир сегодня знает о многих редких фактах жизни великой императрицы, о далеком перевороте 1762-го года, о дворцовых интригах и пр.
• Дашкова, Е. Р. Записки, 1743-1810 / Е. Р. Дашкова ; ред. Ю. В. Стенник ; Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. — Ленинград : Наука, 1986. — 288 с. — Текст : непосредственный.
• Дашкова, Е. Р. Литературные сочинения / Е. Р. Дашкова ; сост. Г. Н. Моисеева. — Москва : Правда, 1990. — 365 с. — Текст : непосредственный.
• Кочеткова, И. Д. Об авторстве книги «Разные повествования, сочиненные некоторою россиянкою» / И. Д. Кочеткова. — Текст : непосредственный // Русская литература : ист.-лит. журн. — 2014. — № 4. — С. 127-135.
• Сафаров, М. Смело встала рядом с императрицей : «Записки» Екатерины Дашковой как исторический источник / М. Сафаров. — Текст : непосредственный // История. — 2006. — № 5. — С. 18-21.
Екатерина Романовна была удивительно многогранной личностью. Она занималась искусством гравюры, писала картины, проектировала дома и сады, была крупным коллекционером, писателем, педагогом.
Вопросы воспитания занимали значительное место в ее жизни и деятельности. Она была в курсе всех достижений педагогической науки, придерживалась прогрессивных взглядов в воспитании. В статье «О смысле слова «воспитание» высмеивала дворян, преклонявшихся перед иностранной модой, презиравших все национальное, русское, стремившихся воспитывать детей по западному образцу. Е. Р. Дашкова считала, что в первую очередь нужно обучать детей русскому языку, а потом уже иностранным и древним языкам.
• Грицай, Л. А. Этико-гуманистическая модель родительского воспитания : педагогическое наследие русских просветителей второй половины XVIII века / Л. А. Грицай. — Текст : непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2013. — № 9. — С. 102-107.
• Дашкова, Е. Р. О смысле слова «воспитание» / Е. Р. Дашкова. — Текст : непосредственный // Народное образование в России. — Москва, 2000. — С. 121-125.
• Круглый стол с великими / Е. Р. Дашкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Искусство в школе. — 2012. — № 3. — С. 7-8.
• Смагина, Г. И. Педагогические взгляды княгини Дашковой / Г. И. Смагина. — Текст : непосредственный // Педагогика. — 2003. — № 5. — С. 67-71.
• Чагадаева, О. Екатерина Дашкова: воспитание более примерами преподается! : мысли княгини о педагогике, сформулированные два с половиной века назад, напрямую обращены к нам / О. Чагадаева. — Текст : непосредственный // Родина. — 2022. — № 3. — С. 15-17.
1999 году Московским гуманитарным институтом им. Е. Р. Дашковой и Национальным комитетом кавалеров Русских Императорских орденов учреждена медаль княгини Екатерины Романовны Дашковой «За служение Свободе и Просвещению». Эта почётная награда присуждается за выдающийся вклад в науку и просвещение, обучение и воспитание молодого поколения, сохранение и умножение духовных ценностей человечества, возрождение и развитие российских исторических традиций и национального самосознания российского общества.
Несомненно, судить о Екатерине Романовне нужно по её делам и тому наследию, которое она после себя оставила, дающему ей право называться Великой россиянкой.
Документальный фильм «Наследие Дашковой»