27 сентября отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников — профессиональный праздник в Российской Федерации.
Идея этого праздника — помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом. Праздник призван повысить престиж профессии и отметить нелегкий повседневный труд воспитателей.
Трудно найти более важные и ответственные профессии, чем воспитатель и его помощник. Умственное и физическое развитие детей, их умение адаптироваться в социуме, личностные качества, нравственные принципы окажут влияние на будущее нашей страны и всего человечества. Сегодня для работы на этой должности специалисту следует иметь соответствующее образование, важно понимать особенности психологии, психологии и гигиены детей дошкольного возраста, уметь планировать и организовать распорядок дня в условиях дошкольного учреждения (ДОУ), создавать условия для развития воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья.
День воспитателя является одним из нужных и важных праздников, поскольку именно работникам дошкольного образования родители доверяют самое ценное – детей.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. Поэтому очень важно, чтобы наших малышей в дошкольных учреждениях встречали любящие детей люди, умеющие найти с малышами общий язык, заинтересовать, развить таланты и способности, а также воспитать полноценного гражданина своей страны. Воспитатель становится первым значимым взрослым вне семьи — проводником в большой мир. Именно от воспитателя зависит, почувствует ли ребёнок себя в безопасности, научится ли доверять другим и взаимодействовать с окружающими.
Может просто стало нам привычным,
Но не видеть этого нельзя,
Что у воспитательниц обычно
Вечером усталые глаза.
Мы не знаем, что это такое —
Детворы неугомонный рой.
Тут с одним-то не найдешь покоя,
А не то, что с этакой семьей.
Тот смешлив, а этот смотрит косо,
Тот драчун, уж затевает бой.
А вопросы?! Тысяча вопросов
И ответа требует любой.
Сколько нужно ласки и заботы
Всем помочь и каждого понять,
Благодарна и трудна работа —
Ежедневно маму заменять.
Не тревожно на работе маме —
Веселы ребячьи голоса.
Ведь всегда следят за малышами
Добрые, усталые глаза.
Сегодня в России 60 тысяч дошкольных детских учреждений, в которых работают около 1 миллиона 200 тысяч воспитателей. Идея нового праздника — помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом.
Это молодой праздник и появился он благодаря педагогическим изданиям («Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование» и «Обруч»). Корреспонденты изданий провели опрос среди населения, в ходе которого выяснилось, что профессия педагога важна, и наши соотечественники это осознают. Ведь детские сады — это первая ступень в развитии человека. И чествовать воспитателей просто необходимо. Педагогов дошкольного образования должны почитать не меньше школьных учителей. В обществе идею поддержали, и президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ.
Праздник появился 27 сентября 2004 года. Идея нашла поддержку и в Министерстве образования. В 2016 году праздник получил официальный статус. С тех пор День воспитателя ежегодно отмечается в детских садах и яслях по всей стране.
Дата выбрана не случайна. Первый детский сад в России был открыт 27 сентября 1863 года в Санкт-Петербурге на Васильевском острове Софьей Люгебиль, женой профессора Люгебиля. Они открыли детский сад для малышей разных сословий, в котором обучались дети от трех до шести лет. Большая часть занятий проводилась на природе. Дети занимались творчеством и играли в спортивные игры. Особое внимание уделялось нравственному воспитанию. На целый день детей тогда не оставляли — максимум на полдня.
Живое описание детского сада m-me Люгебиль было опубликовано в 1864 году в журнале «Современник». Приведем небольшую выдержку из статьи:
… Сад посещает до настоящего времени около 30 мальчиков и девочек от 3 до 6 лет. Они приходят сюда в половине 11 часа утра и возвращаются домой в половине З-го. Первый час по приходе посвящается обыкновенно на различные гимнастические упражнения; второй час – работы; третий приходится на завтрак и отдых, которым каждый располагает по своему вкусу; четвертый в ритмических играх, соединенных с пением, также в рассматривании картин, рассказах, сказках и т. п. Мы обозначаем главные занятия каждого часа только для того, чтобы показать их разнообразие.
Часто утверждается, что первый детский сад в России был открыт Аделаидой Симонович. Это не соответствует действительности, хотя А. Симонович действительно была крупнейшим деятелем российского дошкольного образования 2-й половины XIX века, но её детский сад открылся в 1866 году.
Несколько позже были открыты частные детские сады семьей Е. Шоффе в Петербурге, Е. Гуторов – в Воронеже, Ильиным и Затруным в Николаеве и многими другими. Без энтузиазма их основателей, возможно, не было бы сегодня такой профессии: воспитатель детского сада.
По сути, воспитатель — это заместитель родителей, который занимается уходом за ребенком и его развитием, пока те находятся на работе. В его основные обязанности входит обучение детей базовым навыкам — самостоятельно одеваться, есть, умываться, заправлять за собой кровать и убирать игрушки. Помимо этого педагог детского сада дает первые знания об окружающем мире, учит писать и считать, развивает речь, проводит творческие занятия и готовит воспитанников к школе. Как правило, такой сотрудник имеет среднее или высшее педагогическое образование, хорошо знает детскую психологию и современные методики развития малышей.
«Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей».
Януш Корчак
27 сентября — День зарождения отечественной системы дошкольного образования. Сегодня в России, согласно данным Росстата, насчитывается более 45 тыс. детских садов.
27 сентября мы все поздравляем воспитателей и работников детских садов с их профессиональным праздником. В этот день, как правило, в садах организуют утренники, на которых звучат стихи и песни в адрес педагогов, а малыши показывают всё, чему их обучили наставники.
У нас в университете обучаются будущие специалисты дошкольного образования. Мы поздравляем Вас и желаем успехов во всех начинаниях в начале вашего профессионального пути.
Ко Дню воспитателя и всех дошкольных работников на абонементе библиотеки ШГПУ подготовлена книжная выставка «Современный взгляд на проблему воспитания дошкольников».
На выставке представлены монографии, учебно-методические, учебные пособия преподавателей ШГПУ, в которых рекомендованы творческие подходы в обучении, освещаются различные аспекты работы с детьми в разных сферах деятельности. Издания помогут воспитателям сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и занимательной. Книги на выставке помогут получше узнать о профессии воспитателя, будут полезны в подготовке повседневных занятий.
• Андреева, Н. А. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольном образовании : монография / Н. А. Андреева ; Шадр. гос. пед. ун-т. — Шадринск : ШГПУ, 2021. — 151 с. — Текст : непосредственный.
• Андреева, Н. А. Педагогическое сопровождение семьи как субъекта системы дошкольного образования : монография / Н. А. Андреева, М. А. Забоева ; Шадр. гос. пед. ун-т. — Шадринск : ШГПУ, 2018. — 133 с. — Текст : непосредственный.
• Вакуленко, О. В. Формирование гуманных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для студентов / О. В. Вакуленко. — Шадринск : ШГПИ, 2002. — 50 с. — Текст : непосредственный.
• Евдокишина, О. В. Педагогическое проектирование процесса формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе : монография / О. В. Евдокишина. — Шадринск : ШГПИ, 2015. — 175 с. — Текст : непосредственный.
• Казаева, Е. А. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для студентов очн. и заочн. отд-ний фак. дошк. и соц. пед. и психологии / Е. А. Казаева ; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск : [б. и.], 2001. — 92 с. — Текст : непосредственный.
• Каратаева, Н. А. Формирование этнокультурной идентичности детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной культуры : монография / Н. А. Каратаева, Л. Г. Касьянова, М. А. Забоева ; Шадр. гос. пед. ун-т. — Шадринск : ШГПУ, 2020. — 131 с. — Текст : непосредственный.
• Каратаева, Н. А. Мы живем в Зауралье : парц. образоват. прогр. дошк. образования / Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских ; Шадр. гос. пед. ун-т. — 2-е изд., доп. и перераб. — Чебоксары : Среда, 2022. — 177 с. — Текст : непосредственный.
• Каратаева, Н. А. Формирование этнокультурной идентичности детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной культуры : монография / Н. А. Каратаева, Л. Г. Касьянова, М. А. Забоева ; Шадр. гос. пед. ун-т. — Шадринск : ШГПУ, 2020. — 131 с. — Текст : непосредственный.
• Касьянова, Л. Г. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным истокам Шадринского края средствами художественного творчества : учеб. пособие / Л. Г. Касьянова ; Шадр. гос. пед. ун-т. — Шадринск : Шадринский Дом печати, 2018. — 129 с. — Текст : непосредственный.
• Касьянова, Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие по спецкурсу для студентов пед. фак. по спец. 050703 «Дошкольная педагогика и психология» / Л. Г. Касьянова ; Шадр. гос. пед. ин-т (Шадринск). — Шадринск : ШГПИ, 2009. — Текст : непосредственный.
• Киселева, Г. М. Интеллектуально-познавательная деятельность дошкольников : учеб. пособие для бакалавров педагогики / Г. М. Киселева, Л. Л. Лашкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск : ШГПИ, 2012. — 114 с. — Текст : непосредственный.
• Крежевских, О. В. Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации : учеб. пособие для бакалавров педагогики / О. В. Крежевских. — Шадринск : ШГПИ, 2013. — 178 с. — Текст : непосредственный.
• Москвина, И. В. Теория и методика музыкального воспитания детей : путеводитель для студентов : учеб.-метод. пособие / И. В. Москвина. — Шадринск : ШГПИ, 2014. — 176 с. — Текст : непосредственный.
• Развитие социального партнерства в сфере дошкольного образования : учеб. пособие / Шадр. гос. пед. ун-т ; сост.: О. В. Вакуленко, Ю. О. Галущинская. — Шадринск : ШГПУ, 2022. — 118 с. — Текст : непосредственный.
• Ранняя профориентация детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Шадр. гос. пед. ун-т ; сост.: О. В. Вакуленко [и др.]. — Шадринск : ШГПУ, 2023. — 182 с. — Текст : непосредственный.
• Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учеб. пособие / С. М. Зырянова [и др.] ; Шадр. гос. пед. ин-т. — 3-е изд., испр. и доп. — Шадринск : ШГПИ, 2011. — 216 с. — Текст : непосредственный.
• Эколого-оздоровительные прогулки с детьми дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. дошк. образоват. учреждений / Шадр. гос. пед. ин-т ; под ред. Г. М. Киселевой, О. В. Крежевских, Л. Г. Касьяновой. — Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2011. — 206 с. — Текст : непосредственный.
Выставка «Современный взгляд на проблему воспитания дошкольников» действует на абонементе библиотеки ШГПУ
(учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121) с 8.00 до 16.00.
Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку!
Материал подготовили: Е. А. Перминова, Н. С. Михалёва, сотрудники библиотеки ШГПУ.