Международный день ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ в России ежегодно отмечают 1 июня. Решение о его проведении было принято в 1925 году на Всемирной конференции в Женеве, посвящённой вопросам благополучия детей. В этом празднике главное — внимание и забота людей к проблемам, с которыми сталкиваются дети на всей планете. В разных странах его отмечают по-разному, в зависимости от интересов и любимых занятий детей. В России в первый день лета обычно проводят культурные и спортивные мероприятия для всей семьи: фестивали, концерты, соревнования и благотворительные акции.
Теплый праздник напоминает нам, взрослым, об огромной ответственности за наших детей, за их жизнь, здоровье и благополучие. Оберегая подрастающее поколение, мы строим благополучное будущее России! Ведь внимание, любовь и заботу, которые мы дарим детям, обязательно обернутся успехами и достижениями для нашей страны.
На абонементе библиотеки ШГПУ оформлена книжная выставка «Развитие детей через игровую деятельность».
На выставке представлены книги, в которых рассказывается о разных играх для детей самого разного возраста. Это не только подвижные игры, но и игры литературные, экологические, игры стратегии и игры – исследования.
Книги будут интересны разным категориям читателей. Они подойдут воспитателям и педагогам, а также всем другим практическим специалистам, интересующимися детскими играми и практически играющими с детьми.
Пригодятся они и родителям, и другим близким людям, окружающим ребенка, и всем тем, кому небезразлична детская игра и кому интересно играть с ребенком.
Игра – это важная часть жизни ребенка. У дошкольников игра – ведущая деятельность, да и для младших школьников она значит немало. В игре происходит развитие ребенка, формируется произвольность его поведения, умение слышать и слушать другого, сотрудничать, выполнять правила. С помощью игр формируются различные психические функции и качества ребенка, такие как мышление, память, воображение и фантазия, смелость, ловкость, внимательность и многие другие.
Игра способствует не только физическому развитию детей, но и формированию социальных навыков, креативности и критического мышления. В процессе игры дети учатся взаимодействовать с окружающими, решать проблемы и проявлять инициативу. Рассматриваются различные виды игр: ролевые, подвижные, настольные, которые способствуют развитию речи, памяти и эмоционального интеллекта. Акцентируется внимание на том, как взрослые могут организовать игровую деятельность для достижения максимального эффекта.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника
Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Через игру дети развиваются, познают окружающий мир. Игровая деятельность, как основная деятельность, тесно связана с развитием личности дошкольника, она обусловливает важные изменения в психических процессах ребенка. По словам Л. С. Выготского, игра является «источником развития и создаёт зону ближайшего развития».
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в старшем дошкольном возрасте имеет огромное развивающее значение.
Игра влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Можно сказать, что игра — это метод познания действительности.
Все детские игры, можно разделить на несколько групп:
Сюжетно — ролевые игры — сценки из повседневной жизни. Девочки традиционно играют в дочки-матери, семью. Важно привлекать и мальчиков, потому что в игровой деятельности формируются представления о роли и обязанностях родителей. Старшие дошкольники с интересом обыгрывают следующие житейские ситуации: переезд, ремонт, празднование новоселья, поход в кафе. Бытовые игры не надоедают детям. Они могут договориться играть вместе, имитировать по сговору необычную ситуацию.
Творческие игры — воплощение фантастических сюжетов или привлечение сказочных персонажей в обыденную ситуацию. В игре ребята стремятся отобразить самое интересное из того, что они узнали или увидели. Поэтому воспитатель проводит насыщенную предварительную работу с детьми. Образы фантазии обогащаются через просмотр мультипликационных роликов, изучение иллюстраций , познавательные беседы. Чтобы поддержать игровой интерес детей, воспитатель использует в старшей группе новый способ построения сюжетно-ролевой игры — введение нестандартного героя. Стимулируют воображение и помогают вжиться в роль элементы костюмов и необычные атрибуты.
Сюжетно — дидактические игры предполагают практическое применение полученных на занятиях знаний. Для детей старшей группы чаще всего задания берутся из занятий по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений). Воспитатель предлагает разыграть знакомый сюжет («Магазин», «Банк», «Ресторан») и озвучивает обязанности для каждой роли: посчитать, назвать число и т. д. Задания могут быть из опытно-экспериментальных, музыкальных, речевых занятий — задача педагога подключать новые навыки и знания ребят к игровой деятельности. Воспитатель наблюдает за ходом игры, указывает на ошибки в выполнении дидактического задания, даёт указания, как их исправить.
Подвижные игры — помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют взрослому оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня. При необходимости он предлагает в соответствии с возможностями и потребностями развития отдельных воспитанников подвижные игры не только общеразвивающей, но и коррекционно-профилактической направленности.
Музыкальные игры — дети учатся различать высокое и низкое звучание барабана (звучит большой барабан, маленький барабан) и соответственно передавать это в движениях, строясь в большие и маленькие кружки; исполнять игровую песенку, передавая ее ритм хлопками в ладоши и кулачками; различать по тембру голоса участвующих в игре детей; исполнять песенку, передавая различные динамические оттенки (усиливая или ослабляя звучание), и выполнять игровые выразительные движения в соответствии с характером звучания музыки.
Игры — эксперименты — включают в себя игры с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом).
Летняя пора – это самое активное время года. Дети ждут лето целый год, вспоминая его даже зимой. И вот наступило долгожданное лето. Оно всегда дарит тепло, радость и множество положительных эмоций. В это время день длинный, можно ходить в легкой одежде, гулять целый день. Это пора каникул и отпусков, когда есть возможность провести время с любимой семьей. А главное, летом можно найти массу увлекательных занятий!
Наступил день первый лета,
От улыбок мир трещит,
Вся Земля детьми согрета,
В небе солнышко горит!
Отмечают праздник дети,
День защиты, день семьи,
Так давайте им подарим,
Больше радости, любви!
М. Володина.
Приглашаем всех на книжную выставку «Развитие детей в процессе игровой деятельности»
(учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121). С 8.00 до 16.00.
Материал подготовили: Е. А. Перминова, Н. С. Михалёва, сотрудники библиотеки ШГПУ.