Книжная выставка «Педагогика и психология детской исключительности»

В отечественной психолого-педагогической науке немало имен, оказавшихся по тем или иным причинам забытыми или недостаточно признанными. К их числу относится и Всеволод Петрович КАЩЕНКО.  21 марта 2025 года  исполняется 155 лет со дня рождения великого учёного, выдающегося врача, детского педагога-дефектолога.

Выдающийся русский врач и педагог Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943) еще в 20-х годах прошлого века в полный голос заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости, и решать ее нужно в контексте государственной политики. Всеволод Петрович стоял у истоков современной коррекционной, или, как он ее называл, коррективной (лечебной) педагогики и заложил основы психолого-педагогической работы с исключительными, педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми.

Краткая биография и начало научной деятельности

Родился Всеволод Кащенко 21 марта 1870 года в городе Ейске Кубанской губернии в многодетной семье военного врача. В 1891 году, окончив ставропольскую гимназию, В. П. Кащенко поступил на медицинский факультет Московского университета, окончить который ему не удалось.

Работал врачом, участвовал в революционном движении. Под руководством А. Н. Бернштейна и Г. И. Россолимо изучал психологию и приобретал практические навыки в области психологии. После революции 1905 года Всеволод Петрович начал работу по созданию специального медико-педагогического учреждения для педагогически запущенных, трудных детей.

Идеи развития и работы с трудными детьми

В современной психолого-педагогической науке трудными принято считать детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Такое понимание проблемы трудного детства вполне согласуется с идеями, развиваемыми Всеволодом Петровичем.

Всеволод Петрович стоял у истоков современной коррекционной, или, как он ее называл, коррективной (лечебной) педагогики и заложил основы психолого-педагогической работы с исключительными, педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми. По мнению В. П. Кащенко, в появлении трудных детей виновато все общество, а потому и ответственность за них лежит на обществе в целом.

Кащенко имел глубокие знания в различных сферах науки: неврологии, психиатрии, психологии, педагогике. Это позволило ему одним из первых обосновать принципы лечебной (коррективной) педагогики в нашей стране. Его книга «Дефективные дети и школа» (1912) стала первым русским учебником по дефектологии.

Открытие школы-санатория для аномальных детей

В 1908 году в Москве на Девичьем поле было открыто учреждение для аномальных детей, которое получило название Школа-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко.

Школа-санаторий была лечебно-воспитательным учреждением. Она обслуживала детей малоуспевающих, нервных, трудных в воспитательном отношении: ленивых, возбудимых, вялых, истеричных.

Не принимались в школу идиоты, глубоко отсталые, эпилептики. Приёму подлежали дети в возрасте от четырех до шестнадцати лет.

Одновременно учреждение могло обслуживать двадцать два воспитанника, которые делились на три семьи. Семья имела воспитателя, жившего в одном дортуаре с воспитанниками. Каждая семья жила, питалась и играла отдельно. Для учебных занятий воспитанники в соответствии со своими индивидуальными особенностями были разделены на более мелкие подгруппы.

Цель учреждения — исправление недостатков развития путем лечения, воспитания и обучения и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

В школе-санатории особые требования предъявлялись к педагогам, поведение которых, по мнению Всеволода Петровича, определяет психическое здоровье всего коллектива.

Не менее важной считалась и работа с родителями детей, так как опыт показал, что специальные детские учреждения страдают от непонимания родителями своих задач.

Идеи начала и структуры обучения

Всеволод Петрович подчеркивал необходимость начинать обучение с пробуждения у учащихся интереса к результатам труда. Первоначально результатами труда были игрушки, затем предметы домашнего обихода. Интерес пробуждался путем демонстрации детям хорошо выполненной вещи и ее практического на значения. За желанием иметь вещь следовало стремление ее изготовить.

Интерес к учению поддерживался благодаря максимальной конкретизации учебного материала на основе использования наглядных пособий, а также наличия тесной связи между всеми предметами.

Всеволод Петрович не ограничивал свою деятельность рамками конкретного лечебно-педагогического учреждения. Он видел свою задачу в изменении отношения общества в целом к детям с нарушениями поведения.

Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии — «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков». В книге систематизированы взгляды автора на исправление недостатков характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. Даётся всесторонний подход с точки зрения медицины, педагогики и психологии. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество.

В книге выстроена система обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и с поведенческими отклонениями. 

Кащенко — выдающийся организатор обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, создавший оригинальную систему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Всеволод Петрович Кащенко внёс огромный вклад в развитие лечебной педагогики: он сформулировал причины детской дефективности, рассказал о принципах дошкольного, школьного обучения аномальных детей и о дефектологическом образовании.
 
Создал первый музей дефектологии. В 1920 году создал Педагогический институт детской дефективности, где был ректором до 1924 года, пока институт не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет.
 
В. П. Кащенко явился автором первого русского учебника по дефектологии «Дефективные дети и школа» (1912); фундаментального труда «Проблемы изучения и воспитания ребенка» (1926); монографии »Исключительные дети. Их изучение и воспитание» (1929).
 
Умер 30 ноября 1943 года в Москве. Могила В. П. Кащенко находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Но его деятельность, как великого гуманиста, ученого, педагога, врача является примером для подражания.
 
На абонементе библиотеки ШГПУ оформлена книжная выставка «Педагогика и психология детской исключительности», посвящённая жизни и деятельности великого учёного,  внесшего огромный вклад в развитие лечебной педагогики.
 
 
Книжная выставка «Педагогика и психология детской исключительности» действует на абонементе библиотеки ШГПУ
(учебный корпус № 3, ул. Кондюрина 28, ауд. 121). С 8.00 до 16.00.
 
Приглашаем всех желающих!
 
Материал подготовили: Е. Н. Перминова, Н. С. Михалёва, сотрудники библиотеки ШГПУ.
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.