13 июня 2023 года исполняется 145 лет со дня рождения российского и советского педагога-экспериментатора Станислава Теофиловича Шацкого. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой педагогики и школы.
«Дайте детям детство», — такова была его главная цель.
Основными методами были выбраны игра и самоуправление в детском коллективе, естественные для социализации ребёнка. Для реализации идеи была выстроена новая структура школы – центр воспитания в социальной среде (опытная станция) как интегративное образовательное учреждение. Идея изучения среды впоследствии легла в основу социальной педагогики.
Совместно с педагогами он разработал программы трудового, физического и эстетического воспитания детей, которые имели практическую направленность: готовили детей к взрослой жизни, учили трудиться, помогали в приобретении опыта коллективной жизни, развивали нравственно и эстетически. Это была летняя трудовая колония.
После революции, в 1918 году, колония «Бодрая жизнь» получила высокую оценку нового Правительства и была преобразована в постоянно действующую школу-колонию с интернатом. С 1919 года по 1932 год школе-колонии был придан статус 1-й Опытной станции Наркомпроса, а педагоги были не только учителями и воспитателями, но и исследователями новых методик обучения и изучения социальной жизни детей, воспитания населения в условиях новой жизни.
После смерти С.Т. Шацкого, в 1934 году, школе-колонии было присвоено имя С.Т. Шацкого. В 30-е годы «Бодрая жизнь» сначала называлась школой колхозной молодежи, а потом средней школой-десятилеткой. Коллектив школы поддерживал и развивал педагогические идеи С.Т. Шацкого. В 1936 году состоялся первый выпуск десятиклассников. Их было 18 человек. Школа была признана одной из лучших в Российской Федерации.
Великая Отечественная война прервала мирное течение жизни. Выпускники школы, многие педагоги ушли на фронт, а школа в составе 95 человек была эвакуирована в д. Макарово Курганской области.
Выставка литературы «Педагогические идеи С. Т. Шацкого» содержит информацию о его деятельности и новаторских педагогических идеях.
• Баркова, Н. Н. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С. Т. Шацкого / Н. Н. Баркова. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 69-73.
• Беляев, В. И. Крупнейший теоретик и практик трудовой школы / В. И. Беляев. – Текст : непосредственный // Школа и производство. – 1998. – № 5. – С. 2-6.
• Беляев, В. И. Инновационность педагогической технологии С. Т. Шацкого / В. И. Беляев. — Текст : непосредственный // Беляев, В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого / В. И. Беляев. — Москва, 1999. — С. 191-202.
• Беляев, В. И. Теоретические основы педагогической концепции С. Т. Шацкого / В. И. Беляев. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 1998. – № 6. – С. 76-83.
• Князев, Е. Станислав Шацкий и становление дошкольного воспитания / Е. Князев. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 8. – С. 87-94.
• Малинин, Г. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого / Г. А. Малинин, Ф. А. Фрадкин. – Москва : Прометей, 1993. – 176 с. : портр. – Текст : непосредственный.
• О Станиславе Теофиловиче Шацком : ст. и воспоминания / Акад. пед. наук РСФСР, ин-т теории и истории педагогики ; под ред.: Л. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. – Москва : АПН РСФСР, 1961. – 143 с. : ил., портр., фото. – Текст : непосредственный.
• Половецкий, С. Д. Выдающийся русский и советский педагог С. Т. Шацкий : (к 140-летию со дня рождения) / С. Д. Половецкий. – Текст : непосредственный // Вестник образования России. – 2018. – № 12. – С. 52-59.
• Скаткин, Ю. Огоньки в глуши / Ю. Скаткин. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 194-199; № 2. – С.169.
• Смирнов, И. П. Пенитенциарная педагогика трудовых коммун (Феномен Шацкого и его вульгаризация) / И. П. Смирнов. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 2022. – Т. 86, № 1. – С. 102-111.
• Смирнов, И. Поселок / И. Смирнов. – Текст : непосредственный // Учительская газета. – 2021. – № 1. – С. 21.