27 сентября отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников — профессиональный праздник в Российской Федерации. Идея этого праздника — помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом. Праздник призван повысить престиж профессии и отметить нелегкий повседневный труд воспитателей.
Деток послушных и прилежных,
Рабочих будней вам успешных,
Веселых, ярких выходных
И жизненных чудес больших.
Здоровья, счастья и тепла.
С Днем воспитателя! Ура!
Это молодой праздник и появился он благодаря педагогическим изданиям («Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование» и «Обруч»). Корреспонденты изданий провели опрос среди населения, в ходе которого выяснилось, что профессия педагога важна, и наши соотечественники это осознают. Ведь детские сады — это первая ступень в развитии человека. И чествовать воспитателей просто необходимо. Педагогов дошкольного образования должны почитать не меньше школьных учителей. В обществе идею поддержали, и президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ. Праздник появился 27 сентября 2004 года. Идея нашла поддержку и в Министерстве образования. В 2016 году праздник получил официальный статус. С тех пор День воспитателя ежегодно отмечается в детских садах и яслях по всей стране.
Дата выбрана не случайна. Первый детский сад в России был открыт 27 сентября 1863 года в Санкт-Петербурге на Васильевском острове Софьей Люгебиль, женой профессора Люгебиля. Они открыли детский сад для малышей разных сословий, в котором обучались дети от трех до шести лет. Большая часть занятий проводилась на природе. Дети занимались творчеством и играли в спортивные игры. Особое внимание уделялось нравственному воспитанию. На целый день детей тогда не оставляли — максимум на полдня.
Живое описание детского сада m-me Люгебиль было опубликовано в 1864 году в журнале «Современник». Приведем небольшую выдержку из статьи:
… Сад посещает до настоящего времени около 30 мальчиков и девочек от 3 до 6 лет. Они приходят сюда в половине 11 часа утра и возвращаются домой в половине З-го. Первый час по приходе посвящается обыкновенно на различные гимнастические упражнения; второй час – работы; третий приходится на завтрак и отдых, которым каждый располагает по своему вкусу; четвертый в ритмических играх, соединенных с пением, также в рассматривании картин, рассказах, сказках и т. п. Мы обозначаем главные занятия каждого часа только для того, чтобы показать их разнообразие.
Часто утверждается, что первый детский сад в России был открыт Аделаидой Симонович. Это не соответствует действительности, хотя А. Симонович действительно была крупнейшим деятелем российского дошкольного образования 2-й половины XIX века, но её детский сад открылся в 1866 году.
Несколько позже были открыты частные детские сады семьей Е. Шоффе в Петербурге, Е. Гуторов – в Воронеже, Ильиным и Затруным в Николаеве и многими другими. Без энтузиазма их основателей, возможно, не было бы сегодня такой профессии: воспитатель детского сада.
27 сентября — День зарождения отечественной системы дошкольного образования. Сегодня в России, согласно данным Росстата, насчитывается более 45 тыс. детских садов.
По сути, воспитатель — это заместитель родителей, который занимается уходом за ребенком и его развитием, пока те находятся на работе. В его основные обязанности входит обучение детей базовым навыкам — самостоятельно одеваться, есть, умываться, заправлять за собой кровать и убирать игрушки. Помимо этого педагог детского сада дает первые знания об окружающем мире, учит писать и считать, развивает речь, проводит творческие занятия и готовит воспитанников к школе. Как правило, такой сотрудник имеет среднее или высшее педагогическое образование, хорошо знает детскую психологию и современные методики развития малышей.
27 сентября мы все поздравляем воспитателей и работников детских садов с их профессиональным праздником. В этот день, как правило, в садах организуют утренники, на которых звучат стихи и песни в адрес педагогов, а малыши показывают всё, чему их обучили наставники.
У нас в университете обучаются будущие специалисты дошкольного образования. Мы поздравляем Вас и желаем успехов во всех начинаниях в начале вашего профессионального пути.
Ко Дню воспитателя и всех дошкольных работников на абонементе библиотеки ШГПУ подготовлена книжная выставка «О красоте профессии воспитателя», которая поможет получше узнать о профессии воспитателя, будет полезной в подготовке повседневных занятий.
• Белая, К. Ю. От сентября до сентября : рекомендации заведующим и ст. воспитателям дет. садов / К. Ю. Белая. — Москва : АСТ, 1998. — 176 с. — Текст : непосредственный.
• Елжова, Н. В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения : пособие для воспитателей / Н. В. Елжова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. — 251 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Елжова, Н. В. Практикум для воспитателей ДОУ : (конспекты занятий, метод. рек. по оформ. развивающей среды, сценарии праздников и развлечений) / Н. В. Елжова. — 3-е изд., перераб. — Ростов-на-Дону : Феникс , 2011. — 185 с. – Текст : непосредственный.
• Настольная книга воспитателя детского сада. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. — 329 с. : табл. — Текст : непосредственный.
• Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. — Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. — 112 с. : табл., рис. — Текст : непосредственный.
• Белоусова, Л. Е. Удивительные истории : конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей ст. дошк. возраста / Л. Е. Белоусова. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2000. — 126 с. — Текст : непосредственный.
• Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников : учеб.-метод. пособие / М. Б. Зацепина ; ред. Т. С. Комарова. — Москва : Педагогическое общество России, 2006. — 141 с. — Текст : непосредственный.
• Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей / авт.-сост. Л. В. Воронкова. — Москва : Педагогическое общество России, 2005. — 92 с. — Текст : непосредственный.
• Покровский, Е. А. Русские детские подвижные игры / Е. А. Покровский. — Санкт-Петербург : Речь, 2009. — 180 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Ознакомление дошкольников с секретами кухни : сценарии игр-занятий / под ред. О. В. Дыбиной. — Москва : Сфера, 2003. — 126 с. : рис. — Текст : непосредственный.
• Образцова, Т. Н. Ролевые игры для детей / Т. Н. Образцова. — Москва : Этрол, 2005. — 192 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Картушина, М. Ю. Народные праздники в детском саду / М. Ю. Картушина. — Москва : Сфера, 2007. — 320 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет / М. Ю. Картушина. — Москва : Сфера, 2004. — 128 с. — Текст : непосредственный.
• Картушина, М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых : сценарии для дошк. образоват. учреждений / М. Ю. Картушина. — Москва : Сфера, 2005. — 320 с. — Текст : непосредственный.
• Народное искусство в воспитании детей : для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., рук. художеств. студий / под ред. Т. С. Комаровой. — Москва : Российское педагогическое агентство, 1997. — 209 с. — Текст : непосредственный.
• Луконина, Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. — Москва : Айрис-пресс, 2005. — 119 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду : сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. — 2-е изд. — Москва : Айрис-пресс, 2004. — 231 с. — Текст : непосредственный.
• Луконина, Н. Н. Праздники в детском саду для детей от 2 до 4 лет / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. — 3-е изд. — Москва : Айрис-пресс, 2005. — 106 с. : ил. — Текст : непосредственный.
Выставка «О красоте профессии воспитателя» действует на абонементе библиотеки ШГПУ
(учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121) с 25 по 30 сентября 2023 г.