Новогодняя маска – один из самых праздничных атрибутов встречи наступающего года.
Само слово «маскарад» означает «в маски рядиться». Маска всегда привносит некий элемент таинственности, создает ощущение предвосхищения.
Кто придумал надевать маски и устраивать новогодние карнавалы? Где таятся корни этой яркой детали новогодних торжеств?
Об этом и не только расскажет книжная выставка — настроение «Новогодний маскарад».
Маска (в переводе с лат. «мужской, храбрый, могучий») появилась в бесписьменные времена и имела ритуальное значение.
Раздел выставки «История маски» рассказывает, как маска использовалась исключительно для проведения ритуальных мероприятий, связанных с определенным культом.
• Зеленский, С. Маска благополучия / С. Зеленский. — Текст : непосредственный // Вокруг света. — 2015. — № 2. — С. 22 : ил. — 1; Палдэн Лхамо. — 1; Марди-Гра. — 1; Хана мацури.
• Леви-Строс, К. Путь масок / К. Леви-Строс ; пер. с фр., авт. примеч. А. Б. Островский. — Москва : Республика, 2000. — 399 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Маска. — Текст : непосредственный // Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Москва, 2001. — С. 312-316.
• Толшин, А. В. Маска, я тебя знаю : учеб. пособие / А. В. Толшин ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург : Петрополис, 2010. — 288 с. : ил. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=254012. – (дата обращения: 23.12.2022). — Режим доступа: по подписке ШГПУ. — Текст : электронный.
• Эрлихман, В. Ретроспектива ложных лиц / В. Эрлихман. — Текст : непосредственный // Вокруг света. — 2008. — № 1. — С. 8-16.
• Яшанина, Е. Всесильная деревяшка / Е. Яшанина. — Текст : непосредственный // Вокруг света. — 2011. — № 3. — С. 20-21.
Появившиеся как ритуальные, со временем маски развили сферу применения, став использоваться не только в обрядовых и театральных действах. Маски «вышли в народ», получив развитие в гуляньях, мистериях и карнавалах. Карнавалы зародились в Италии около тысячи лет тому назад и проводятся ежегодно во многих странах. Но красочные костюмированные карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро признаны самым потрясающем зрелищем в мире.
• Карелина, Д. Бразильский ген веселья / Д. Карелина. — Текст : непосредственный // Вокруг света. — 2014. — № 3. — С. 114-120.
Широкую популярность приобрели маски в Венеции, где их носили не только во время праздников и маскарадных шествий, но и в повседневной жизни. Любой простолюдин, спрятав лицо под маской, мог стать кем угодно!
Классическими масками, подаренными миру Венецией стали:
Баута – маска белого цвета и полностью повторяла контуры лица. Дополнялась черным плащом треугольной шляпой;
Коломбина (Полумаска), украшенная цветными перьями, золотой росписью, камнями и хрусталем;
Моретта (круглая черная бархатная маска) закрывала лишь центральную часть лица (глаза, нос, рот), позволяя мужчинам «дорисовать» эти детали самостоятельно! Крепилась она оригинально – маску нужно было держать зубами за внутренний штырек, поэтому её стали называть «немая служанка» (Servetta Muta);
Дама (Фантазия, Саломея, Венецианка, Валери) – изысканная маска, украшенная драгоценностями.
Доктор Чумы – маска с длинным клювом, имеющая интересную историю. В Средневековой Республике свирепствовала чума, и доктора, чтобы не заразиться, носили кожаные маски наподобие шлемов с длинными носами, в ноздри которых засовывалась пакля смоченная благовониями, которые, как считалось, не позволяли болезни попасть в ноздри доктора.
• Архипов, И. Город-карнавал : Петербург и культура массовых гуляний / И. Архипов. — Текст : непосредственный // Родина. — 2003. — № 1. — С. 84-88.
В старой Руси также существовал обычай на Рождество рядиться в маски и костюмы. Таких людей называли ряжеными. Самая известная маска Медведя – символа силы, ума и мужества – могла носиться во время Коляды (Славянского Новогодья). Популярны были маски Быка, Гуся, Волка и Козла.
• Щербакова, И. История святочных масок: урок по народной культуре № 17 (2-й год обучения) / И. Щербакова. — Текст : непосредственный // Искусство в школе : обществ. — пед. и науч. — метод. журн. — 2019. — № 6. — С. 24-25.
• Ивлева, Л. М. Ряженые в русской традиционной культуре / Л. М. Ивлева. — Санкт-Петербург : Российский ун-т истории искусств, 1994. — 236 с. — Текст : непосредственный.
Новогодние маскарады российской аристократии были позаимствованы из Европы. При Петре Первом появился прообраз венецианского маскарада. Костюмы придворных и карнавальные правила были строго регламентированы самим императором Петром I. Участвовать в «сем действе» могли только приближенные к царю, всем остальным, допущенным на праздник, приходилось быть лишь зрителями. Продолжался такой маскарад семь дней, снимать костюмы, и покидать его было нельзя! При этом на маскарадном балу не принято было и танцевать!
Особенной роскошью отличались балы-маскарады, которые устраивала его дочь Елизавета Петровна. Маски заказывали из дорогих тканей, бархата, парчи, кружев, с украшениями из драгоценных камней, жемчуга, перьев и цветов.
Культура костюмированного бала расцвела в XIX столетии. В императорской России очень любили зимние балы. Их проводили с 25 декабря до окончания масленичных гуляний. К маскараду готовились долго, приглашали лучших художников и портных. Выбирали определенную тему, навеянную политическими событиями, войнами, новинками техники, театральными премьерами.
22 января 1903 года в Зимнем дворце состоялся последний великосветский костюмированный бал. Все участники были одеты в русские костюмы XVII века. Николай II предстал в костюме царя Алексея Михайловича. После бала был выпущен роскошный альбом, состоявший из 195 изображений и донесший до нас облик участников торжества.
• Захарова, О. Ю. Русский бал XVIII — начала XX века. Танцы, костюмы, символика / О. Ю. Захарова. — Москва : Центрполиграф, 2010. — 447 с. : 12 вкл. л. ил. — Текст : непосредственный.
• Костюмированный бал в Зимнем дворце : торжества в год 200-летия юбилея Санкт-Петербурга. — Текст : непосредственный // Родина. — 2003. — № 1. — С. 174-177.
• Сабурова, Т. Маска, я тебя знаю : великосветские балы и маскарады начала минувшего века / Т. Сабурова. — Текст : непосредственный // Родина. — 2001. — № 8. — С. 106-110.
• Хорошилова, О. Княжна Трубецкая, Пчела золотая : в каких костюмах блистал на зимних балах и маскарадах высший свет российской империи / О. Хорошилова. — Текст : непосредственный // Родина. — 2020. — № 12. — С. 82-87 : 18 фото.
• Экштут, С. С короля — на бал! : прототипы знаменитой карточной колоды «Русский стиль» танцевали на костюмированном балу 1903 года / С. Экштут. — Текст : непосредственный // Родина. — 2016. — № 7. — С. 48-50 : 1 фото.
В советскую эпоху маскарадные костюмы остались лишь у детей, да и то выбор был невелик: мальчики – зайчики и петрушки, девочки — снежинки и красные шапочки.
• Гордина, Е. «Елка милая, во славу нашей Родины зажгись!» / Е. Гордина. — Текст : непосредственный // Родина. — 2014. — № 12. — С. 153.
Теперь прекрасная традиция надевать новогодние маскарадные костюмы постепенно возвращается, особенно это касается детской аудитории. Маска помогает детям самовыразиться, а само перевоплощение дает массу позитивных эмоций!
Богатство фантазии можно проявить в масках и костюмах, сделанных своими руками. Оригинальные идеи подскажет раздел выставки «Творческая мастерская».
• Капустюк, Н. Фантик-шоу / Н. Капустюк. — Текст : непосредственный // Дошкольное образование. — 2013. — № 5. — С. 26-29 : фот.
• Контарева, О. Г. Карнавальная маска / О. Г. Контарева, Т. Шиловская. — Москва : Рольф, 2002. — 140 с. : ил., цв.ил. — Текст : непосредственный.
• Мартынюк, С. Г. Костюм и маска. Домашний театр / С. Г. Мартынюк. — Москва : АСТ, 2002. — 64 с. : ил., цв.ил. — Текст : непосредственный.
• Маски для карнавала : альбом / ред. журн. А. Дорофеева. — Москва : Мозаика-Синтез, 2004. — 12 с. : цв. ил. — Текст : непосредственный.
• Матис, Т. «Я — другой» : искусство маски / Т. Матис. — Текст : непосредственный // Искусство в школе. — 2007. — № 3. — С. 21-24.
• Погодина, С. В. Детский дизайн. Новогодняя маска / С. В. Погодина. — Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : журн. для занятий с детьми. — 2013. — № 6. — С. 60-66.
• Румянцева, С. Праздник своими руками / С. Румянцева, А. Рогова, В. Скютте. — Текст : непосредственный // Технология : метод. журн. для учителя технологии. — 2015. — № 7/8. — С. 36-41.
• Трофимова, С. Веселый маскарад / С. Трофимова. — Текст : непосредственный // Юный художник. — 2010. — № 11. — С. 44-45.
«Празднично, ярко и весело!» — таков девиз маскарада.