23 декабря 2024 года исполнилось 225 лет со дня рождения русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852).
Карл Павлович Брюллов (при рождении и до 1822 года — Брюлло) — русский живописец и рисовальщик, наиболее известный представитель художественной династии Брюлловых, один из главных художников позднего русского классицизма первой половины XIX века.
Брюллов — единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора.
За «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства».
Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров.
«Брюллов в юношеских упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам Академии».
Искусствовед Андрей Сомов.
• Ацаркина, Э. Н. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество / Э. Н. Ацаркина. — Москва : Искусство, 1963. — 534 с. — Текст : непосредственный.
• Бочаров, И. Н. Карл Брюллов. Итальянский находки / И. Н. Бочаров, Ю. П. Глушакова. — Москва : Знание, 1984. — 190 с. — Текст : непосредственный.
• Брюллов-путешественник : альбом / Е. Смирнова. — Москва : Советский художник, 1969. — 23 с.- Текст : непосредственный.
• Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов. — Текст : непосредственный // Изобразительное искусство в школе. — 2013. — № 2. — С. 74-76.
• К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / сост. Н. Г. Машковцев. — 2-е изд., доп. — Москва : Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 317 с. — Текст : непосредственный.
Начало творческого пути
Карл Павлович Брюллов родился в семье обрусевшего немца Брюллов. Отец был искусным скульптором-резчиком и писал интересные миниатюры.
Любовь к рисованию проявилась у Карла еще в детстве. Взрослым часто казалось, что карандаш является естественным продолжением руки “Карлуши”.
Когда мальчику исполнилось десять лет, его приняли в столичную художественную Академию. В ее стенах Брюллов Карл Павлович провел двенадцать лет.
Закончив обучение на “отлично”, молодой художник продемонстрировал свою независимость. Он отказался оставаться в стенах академии и в 1819 году поселился в мастерской своего старшего брата, который был активным участником возведения Исаакиевского собора.
В это время Карл Павлович писал портреты на заказ. Основными его заказчиками были меценаты А. Дмитриев-Мамонов и П. Кикин. По их просьбе, Брюллов написал такие картины, как “Эдип и Антигона” и “Раскаяние Полиника”. Эти картины пользовались огромным успехом. За них юного художника наградили четырехлетней пенсионной поездкой в Италию. Поездка состоялась летом 1822 года и продлилась 12 лет – до 1834 года.
Учёба
В Академии художеств Карл учился хорошо, и превосходил всех своих товарищей. Учителя удивлялись, как хорошо рисует этот мальчик.
В 1821 году выпускная работа «Явление Божие Аврааму у дуба Мамврийского в виде трёх ангелов» была удостоена Большой золотой медали, и меценаты Общества поощрения художников назначили Карлу Брюллову пенсионерскую поездку в Италию. Так закончилось его двенадцатилетнее обучение в Академии.
В 1822 году Карл Брюллов вместе с братом Александром отправился в Рим, куда они добрались лишь через год. По дороге братья знакомились с живописью и культурой Европы.
Именно к отъезду в Италию Карл Брюлло стал Карлом Брюлловым по настоянию Александра I.
Жизнь Брюллова в Италии
Брюллов посетил множество городов Европы, но Италия ему нравилась больше всего, и он провел тут более 12 лет. Именно здесь Брюллов состоялся как художник, стал известным и популярным мастером.
В Италии Карл Брюллов занимался копированием работ мастеров эпохи Возрождения, а также активно писал портреты, как камерные, так и парадные.
Жизнь в Италии протекала бурно и весело. К 1829 году Брюллов официально разорвал контракт с обществом поощрения художников, которое снабжала художника средствами на жизнь. Возможно, этому способствовал заказ у Брюллова картины «Последний день Помпеи» русским богачом Демидовым. Картину, которую Брюллов рисовал 6 лет. Так же картина удостоена Гран-при в Париже.
В Риме, на светском приеме Брюллов познакомился с богатейшей аристократкой своего времени Юлией Самойловой, которая покровительствовала молодым талантам. Она покорила художника своей южной красотой и темпераментом и на долгие годы стала его музой и возлюбленной.
Юлия Самойлова заказала художнику портрет своих воспитанниц. Так появился всем известный шедевр из Третьяковской галереи «Всадница».
В 1827 году Брюллов начал работать над масштабным полотном «Последний день Помпеи»: он специально ездил на развалины города Помпеи, чтобы сделать наброски. Картина была завершена через шесть лет.
В Риме представленное произведение было встречено с восторгом. А когда полотно прибыло в Петербург и Николай I увидел его, то предложил Брюллову вернуться в Россию для вручения лаврового венка.
В Италии Карл Брюллов провел 12 лет и написал около 120 портретов.
Возвращение Брюллова в Россию
Уезжая из Италии он оставил там свою любовь – графиню Самойлову («Портрет Самойловой с Джованиной и арапчонком»), которая также очень сильно любила художника.
В конце 1835 года Карл Брюллов прибыл в Москву .
Брюллов, как художник, был признан при жизни. На Родину он вернулся уже будучи живым классиком. В России Карл Павлович Брюллов стал героем. Его встречали с цветами и ликованием.
В 1836 году Брюллов переехал в Петербург, где ему было присвоено звание младшего профессора Академии художеств, и он начал руководить классом исторической живописи. При этом продолжил писать жанровые картины и портреты.
В 1843 году художника пригласили расписывать плафон купола Исаакиевского собора площадью более 800 квадратных метров. Он создал множество эскизов и в 1848 году приступил к росписи. «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!» – шутил Брюллов, стоя под куполом храма. Но из-за сквозняков и пыли от сырой штукатурки художник серьезно заболел и вынужден был отказаться от работы. Роспись заканчивал художник Петр Басин.
Карл Павлович с юных лет был достаточно болезненным. В 1847 году он “подхватил” тяжелейшую простуду. Заболевание дало осложнение на сердце. Одновременно страдая ревматизмом, художник провел в постели 7 лет.
Весной 1849 года, по настоянию врачей, Брюллов навсегда покинул Россию и отправился на о. Мадейра. Но лечение за границей облегчения не принесло. В мае 1852 года художник перебрался в Манциану (Италия), где и провел свои последние годы. Его покровителем стал итальянский революционер, соратник Гарибальди, Анджело Титтони. В его доме Карл Павлович и находился до конца жизни, здесь и сейчас хранятся последние портреты, созданные художником.
Брюллов ушел из жизни 23 июня 1852 года, в возрасте 52 лет, в Манциане, под Римом, где находился на лечении. Его похоронили на римском кладбище Монте-Тестаччо для иностранных лиц, не являющихся приверженцами католической веры.
Карл Брюллов – единственный художник, чей облик увековечен на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
За картину «Последний день Помпеи» Карла Брюллова назвали «первой кистью государства».
• Карл Брюллов / О. Алленова, М. Алленов. — Москва : Белый город, 2000. — 64 с. — Текст : непосредственный.
• Карл Брюллов : альбом / сост. М. М. Ракова. — Москва : Изобразительное искусство, 1988. — 278 с. — Текст : непосредственный.
• Карл Павлович Брюллов : альбом репрод. / сост., авт. предисл. В. Н. Петров. — Москва : Изобразительное искусство, 1960. — 9 с. — Текст : непосредственный.
• Корнилова, А. В. Карл Брюллов в Петербурге / А. В. Корнилова. — Ленинград : Лениздат, 1976. — 176 с. — Текст : непосредственный.
• Леонтьева, Г. К. Карл Брюллов / Г. К. Леонтьева. — 2-е изд., доп. — Ленинград : Искусство, 1983. — 335 с. — Текст : непосредственный.
• Ракова, М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века : очерк рус. истор. живописи / М. М. Ракова. — Москва : Искусство, 1979. — 243 с.
• Савинов, А. Н. Карл Павлович Брюллов / А. Н. Савинов. — Москва : Искусство, 1966. — 131 с. — Текст : непосредственный.
• Триумф русского искусства / В. Перепелица. — Текст : непосредственный // Искусство в школе. — 2017. — № 2. — С. 52-57.
• Фролова, М. «Праздник искусств». Чествование Карла Брюллова в московском Художественном классе / М. Фролова. — Текст : непосредственный // Родина : рос. ист. журн. — 2010. — N 10. — С. 76-78.
Приглашаем на книжную выставку «Мечты своей и думы властелин» в читальный зал библиотеки ШГПУ с 23 по 28 декабря 2024 года (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00.
Материал подготовила: Е. В. Савченко, сотрудник читального зала библиотеки ШГПУ.