Книжная выставка «Мастерская педагогического опыта»

УЧИТЕЛЬ… Произнося часто это слово, мы не задумываемся, какую большую роль играет в нашей жизни Учитель. Профессия учителя очень трудная и ответственная. Ведь трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учитель вкладывает в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девочек и мальчиков в успешных, счастливых людей.

Профессия учителя во все времена была и останется в будущем наиболее почетной и ответственной, так как далеко не каждый учитель может стать настоящим Учителем.

Нет более благородного и ценного занятия, чем человек, обучающий подрастающее поколение.

Цицерон.

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и другие) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми.

Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Дмитрий Менделеев.

УЧИТЕЛЬ – профессия, имеющая тысячелетнюю историю, одна из самых уважаемых и ценимых в обществе. Ведь учитель — человек, который с самого раннего детства находится рядом, помогает узнать новое, раскрыть способности, найти свой путь.

Понятие педагогического мастерства рассматривалось в трудах античных философов, например Аристотеля и Платона. Мыслители Древней Греции исследовали взаимосвязь созидательного труда и человека и находили в ней проблему техники как мастерства или умения. Аристотель ввёл понятие «технэ», которое впоследствии стало основой возникновения педагогического мастерства. Впервые о педагогическом мастерстве начали говорить с возникновением педагогической мысли как науки в XVII веке, а широкое и полное развитие это понятие получило в XIX веке.

На абонементе библиотеки ШГПУ подготовлена книжная выставка «Мастерская педагогического опыта».

Выставка знакомят читателей с жизнью и трудами сеятелей разумного, доброго, вечного — педагогов и наставников прошлого и настоящего. Представлены книги о воспитании, обучении детей в древности, за рубежом и в России. Издания познакомят вас с выдающимися учеными, их научными свершениями и литературными творениями.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. В Китае учителем называли Конфуция. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Конфуций известен также под именами: «Великий мудрец», «Самый мудрый ушедший учитель», «Первый учитель» и «Навеки образцовый учитель».

Конфуций одним из первых выдвинул идею равных возможностей для людей из разных слоёв общества. Он был противником зубрёжки и механического заучивания, выдвинул тезис о необходимости взаимосвязи учёбы и мышления. Стремился развивать активность учеников, побуждать их к учению, к добыванию знаний. Конфуций старался быть образцом для своих учеников, рассматривал личный пример как важный и эффективный метод воспитания и обучения.

«Золотое правило» Конфуция гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Также ему приписывают изречение: «Что не выберешь сам, не навязывай другим».

Конфуций считал, что каждый гражданин должен уважать и чтить предков. Ученики Конфуция на основе высказываний и бесед учителя составили книгу «Сы шу» или «Четверокнижие».

В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение», не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Коменский считал, что отношение ученика к школе и учению целиком определяется учителем. Это должны понимать родители, очень бережно поддерживая авторитет учителя в глазах ученика.

Коменский считал, что учитель — это пример для ученика, его наставник и друг, организатор учения. 

Швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения Иоганн Генрих Песталоцци практически всю жизнь прожил в бедности, но оставался верен своим мечтам и убеждениям. Потратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда.

Разработал теорию элементарного природосообразного воспитания и обучения. Образование должно соответствовать естественному росту ребёнка и культивировать его врождённые способности. Эту идею Песталоцци перенял у Жан-Жака Руссо.

Главная цель воспитания — умственно, физически и нравственно развитая личность. В физическое развитие Песталоцци включал гимнастику, активные игры и занятия, развивающие органы чувств, — рисование, пение и игру на музыкальных инструментах. Он считал, что человека от животного отличают три силы — ума, руки и сердца. Важно не дать готовые знания, а привлечь внимание учащихся к созерцанию мира и пробудить их сознание.

Большое значение Песталоцци придавал наглядности в обучении и считал, что необходимо знакомить детей с объектами и явлениями, поощрять любопытство и внимательность. А ещё важно использовать контекст — связывать новые знания с теми, что уже есть, систематизировать их и составлять цельное представление по теме обучения.

В Ивердон-ле-Бен, на Центральной площади, установлен памятник. На нём вычеканены слова: «Всё для других, ничего для себя» — отражение содержания жизни Песталоцци.

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Он внёс значительный вклад в развитие теории и практики воспитания, заложив её научные основы и создав цельную педагогическую систему. Педагог считал, что каждый народ создаёт свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом Ушинский не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребёнка успешность воспитания и обучения невозможна. По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить.

Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

Ушинский предъявлял высокие требования к учителю. Он должен иметь глубокие специальные педагогические знания, твёрдые убеждения, сочетать разум и чувства, быть примером для подражания, любить детей и свою профессию, обладать педагогическим тактом, активно участвовать в народной жизни, постоянно совершенствовать своё мастерство и культуру.

Теоретическое наследие и опыт Антона Семёновича Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Его идеи и методы воспитания оказали влияние на большинство современных воспитательных и психологических систем. Макаренко изложил принципы своей системы воспитания в книге «Педагогическая поэма».

Макаренко считал, что невозможно воспитать полноценную личность вне коллектива, который объединяет людей общей целью, деятельностью, органами управления. Педагог должен уметь находить в каждом воспитаннике положительные черты и проектировать весь процесс воспитания с опорой на них. Макаренко создал социально-педагогическую систему работы с беспризорниками, перевоспитывал малолетних преступников и беспризорников.

Он считал, что работа воспитателя самая трудная, возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей.

Учитель сегодня – это организатор, информатор, консультант, пар­тнер, консультант, собеседник, наставник, мастер, художник, артист, оратор, дирижёр, единомышленник, что являет далеко не полный перечень сторон его деятельно­сти. И всё же определяющей чертой настоящего учителя является сила его личности.

Педагогическое мастерство в современных условиях — это профессиональная компетентность педагога, совокупность знаний, навыков, методов и личных качеств, позволяющих эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие. Это важно для педагогов, работающих в быстро меняющихся условиях цифровизации, нормативных реформ, усложнения социальных требований. Мастерство — это не разовое достижение, а результат постоянного саморазвития, умения адаптироваться к меняющимся условиям педагогической среды.

Мы поздравляем и благодарим тех, кто выбрал эту замечательную профессию. Желаем чтобы преданность своему делу, мудрость и терпение помогали вам и впредь решать серьезные профессиональные задачи.

Книжная выставка «Мастерство педагогического опыта» действует на абонементе библиотеки ШГПУ
(учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121). С 8.00 до 16.00.

 

Материал подготовили: Е. А. Перминова, Н. С. Михалёва, сотрудники библиотеки ШГПУ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.