В марте 2025 года весь мир отметил 550 лет со дня рождения Микеланджело Буонарроти. Он родился в 1475 году в итальянском городке Карпезе, недалеко от Флоренции, где на стене фамильного дома сохранился один из первых его рисунков углем. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело.
Микеланджело жил в период так называемого Высокого Возрождения. Это было то самое время, когда сплошь и рядом создавались одни из лучших произведений искусства всех времён и народов. Достаточно вспомнить его современников Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти — великих художников. Микеланджело в равной мере сочетал в себе талант скульптора, живописца и мыслителя. Из-под его руки выходили шедевры, посвящённые красоте человека.
Скульптура была его главной жизненной страстью, он занимался ею всю сознательную жизнь.
Самые известные творения Микеланджело:
• «Пьета Ронданини» — эта скульптура стала его последней прижизненной работой, он трудился над ней вплоть до той недели, когда скоропостижно скончался, не дожив всего лишь трёх недель до своего 89 дня рождения.
• «Моисей» – это мраморная скульптура, которую Папа Юлий II заказал для своей гробницы.
• Статуя «Давид» — высший шедевр обширной карьеры Микеланджело. Она воплощает в себе идеалы эпохи Возрождения и является одной из самых узнаваемых скульптур в мире.
В живописи Микеланджело был величайшим в истории художником. Он выступил новатором цвета и формы. Изо всех уголков Европы художники стремились в Рим, чтобы увидеть знаменитые фрески Сикстинской капеллы вживую, либо изучали их по копиям. Считалось, что невозможно научиться изображать мужскую обнажённую фигуру без овладения техники Микеланджело. Для некоторых художников это стало основой для развития собственного индивидуального стиля.
Знаменитые картины Микеланджело:
• «Терзания Святого Антония» (1487-1488 годы) – самая ранняя известная работа художника, мастеру было всего лишь двенадцать или тринадцать лет.
• «Мадонна Дони» – это картина, созданная Микеланджело в то время, когда ему было около 32 лет. Она уникальна в том смысле, что это единственное сохранившееся в своём роде панно уже зрелого творца. На ней изображается Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и Иоанном Крестителем. А на заднем её плане можно разглядеть сразу пятерых отчего-то полностью обнажённых мужчин.
• «Страшный Суд» – это огромная фреска, покрывающая абсолютно всю алтарную стену Сикстинской капеллы, находящейся в Музеях Ватикана. На ней изображены различные сцены, связанные с окончательным и вечным судом Божьим над человечеством. Это монументальное произведение искусства создавалось почти пять лет.
Последние 20 лет своей жизни Микеланджело в основном посвятил архитектуре. В архитектурном наследии Микеланджело насчитывается более 15 зданий и сооружений, в работе над которыми мастер выполнял основную роль или был привлечён как проектировщик, скульптор, архитектор или живописец. С 1546 года Микеланджело принялся за реконструкцию собора Святого Петра в Риме, при этом, он отказался от идей своих предшественников и предложил своё, абсолютно новое видение этого здания. Благодаря его нововведениям здание приобрело цельность, словно его вырезали из единого куска материи.
Другие известные работы Микеланджело в области архитектуры:
• На пике своей карьеры – в 1530-ых годах – он создал дизайн площади Пьяцца-дель-Кампидольо (также известная как Капитолийская площадь).
• Библиотека Лауренциана во Флоренции, в которой Микеланджело создал интерьеры, в том числе лестницу с криволинейными ступенями.
• Порта-Пия — городские ворота в северо-восточной части Аврелиановой стены, в которых скомбинировал средневековые и ренессансные формы городских ворот с формами временной триумфальной архитектуры.
Гораздо меньше Микеланджело известен, как стихотворец, поэт. Но до нас дошли около 200 его стихотворений. Принадлежащие его перу сонеты являют собой образцы стихотворного искусства и посвящены таким философским темам, как счастье, любовь, одиночество. Часть из них еще при жизни гения была положена на музыку; стихотворения Микеланджело вдохновляли композиторов разных эпох вплоть до нашего времени.
Если бы люди знали, как тяжело мне было научиться моему мастерству, оно не показалось бы им таким так уж прекрасным.
Микеланджело Буонарроти
Очень много планов и идей мастера так и не были реализованы, очень много из его наследия до наших дней не сохранилось, хотя и то, что осталось после него, поражает величественностью и красотой.
В читальном зале библиотеки ШГПУ оформлена выставка-галерея «Мастер эпохи Возрождения», на которой представлены альбомы с репродукциями знаменитых произведений Микеланджело Буонарроти, а также литература о жизни и творчестве мастера.
• Брион, М. Микеланджело / М. Брион ; пер. с фр. Г. Г. Капринского. — Москва : Молодая гвардия, 2002. — 283 с. : 16 вкл. л. фот. – Текст : непосредственный.
• Губер, А. Микельанджело, 1475-1564 / А. Губер. — Москва : Искусство, 1953. — 199 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Кристофанелли, Р. Дневник Микеланджело Неистового / Р. Кристофанелли. — Москва : Радуга, 1985. — 416 с. : ил. – Текст : непосредственный.
• Кузьмина, М. Т. Микеланджело Буонарроти : к 500-летию со дня рождения / М. Т. Кузьмина. — Москва : Знание, 1975. — 55 с. – Текст : непосредственный.
• Кукина, Е. Микеланджело — скульптор / Е. Кукина. — Текст : непосредственный // История и обществознание для школьников. — 2011. — № 3. — С. 58-64. — Продолж.: № 4.
• Микеланджело / Дж. Николетти. — Москва : Белый город, 2002. — 63 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.
• Пуришев, Б. И. Литература эпохи Возрождения : курс лекций / Б. И. Пуришев. — Москва : Высшая школа, 1996. — 366 с. — Текст : непосредственный.
• Ротенберг, Е. И. Микеланджело / Е. И. Ротенберг. — Москва : Искусство, 1964. — 184 с. : вкл. л. ил. – Текст : непосредственный.
• Харт, М. Х. Микеланджело / М. Х. Харт. — Текст : непосредственный // 100 великих людей / М. Х. Харт. — Москва : Вече, 1998. — С. 270-273.
Кристофанелли, Р. Дневник Микеланджело Неистового / Р. Кристофанелли. — Москва : Радуга, 1985. — 416 с. : ил. – Текст : непосредственный.
Настоящая книга — не беллетризованная биография. Это оригинальное художественное повествование о Микеланджело, человеке и художнике. Оно развертывается в форме дневника, который ведет герой, то есть сам Микеланджело.
Используя обширный документальный материал, в том числе заметки, счета, письма художника, а также многочисленные факты, накопленные его биографами, автор не стремится мистифицировать читателя, не пытается выдать написанное за «подлинный» дневник художника. Для него это лишь прием, дающий возможность «изнутри» показать прекрасную и трагическую судьбу художника, реальную обстановку, окружающую его, характерные черты его личности.
Для более полного воссоздания образа великого художника эпохи Возрождения в русский перевод книги в хронологическом соответствии тексту включены поэтические произведения Микеланджело.
Приглашаем на книжную выставку «Мастер эпохи Возрождения» в читальный зал библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163)
с 11 по 25 марта 2025 года с 8.00 до 17.00.
Материал подготовила: С. В. Кулакова, сотрудник читального зала библиотеки ШГПУ.