«Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение».
А. С. Макаренко.
В России, согласно Конституции, вопросы улучшения положения детей и семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике.
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит – и историю мира».
А. С. Макаренко.
К Международному дню семьи в читальном зале подготовлена выставка «Этический потенциал семьи в трудах преподавателей ШГПУ».
• Блясова, И. Ю. К проблеме воспитания заботливых взаимоотношений ребёнка в семье : тезисы / И. Ю. Блясова. – Текст : непосредственный // Модернизация воспитательно-образовательной работы детского сада : тез. докл. и сообщений науч.-практ. конф.-семинара / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 1994. – С. 77-78.
• Вавилова, И. Н. Родительская позиция о нравственности в семейных отношениях / И. Н. Вавилова. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2010. – № 2. – С. 130-135.
• Галущинская, Ю. О. Особенности воспитания у старших дошкольников ценностного отношения к людям пожилого возраста / Ю. О. Галущинская. – Текст : непосредственный // Социально-психологические аспекты нравственного развития детей и подростков : сб. науч. ст. – Шадринск : ШГПИ, 1999. – С. 56-63.
• Жданова, Н. М. Современные проблемы семейного воспитания младших школьников / Н. М. Жданова. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2011. – № 4. – С. 46-51.
• Забоева, М. А. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре в условиях семейного воспитания / М. А. Забоева. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2(38). – С. 51-57.
• Истомина, С. В. Специфика формирования ответственного родительства / С. В. Истомина. – Текст : непосредственный // Психология образования: проблемы и перспективы развития : материалы X Всерос. науч.-практ. конф., 27 нояб. 2015 г. / сост. С. В. Истомина. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2016. – Ч. 1. – С. 138-142.
• Камышева, А. А. Эмоциональное отношение как фактор семейного воспитания / А. А. Камышева, Е. С. Шамухаметова. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 2. – С. 155-158.
• Каратаева, Н. А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 : защищена 25.11.1999 / Н. А. Каратаева. – Екатеринбург : [б. и.], 1999. – 23 с. – Текст : непосредственный.
• Каратаева, Н. А. О повышении воспитательного потенциала семьи / Н. А. Каратаева. – Текст : непосредственный // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации : материалы Международ. науч.-практ. конф., 28 нояб. 2007 г. / сост. В. Г. Барабаш [и др.]. — Москва-Шадринск : ШГПИ, 2007. – С. 366-370.
• Каратаева, Н. А. Семейные традиции как педагогический феномен / Н. А. Каратаева. – Текст : непосредственный // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве : сб. науч. ст. по материалам науч. практ. конф. / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2007. – С. 495-501.
• Каратаева, Н. А. Семейные традиции как компонент социокультурной среды нравственного воспитания дошкольников / Н. А. Каратаева. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2009. – № 3. – С. 215-220.
• Каратаева, Н. А. Семейные традиции – преемственность между поколениями / Н. А. Каратаева. – Текст : непосредственный // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах : сб. науч. ст. – Шадринск, 1996. – С. 61-67.
• Каратаева, Н. А. Семейные ценности в зеркале сюжетно-ролевой игры современных дошкольников / Н. А. Каратаева. – Текст : непосредственный // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 12. – С. 46-55.
• Каратаева, Н. А. Элементы семейной традиционности в нравственном воспитании / Н. А. Каратаева. – Текст : непосредственный // Социально-психологические аспекты нравственного развития детей и подростков : сб. науч. ст. – Шадринск : ШГПИ, 1999. – С. 106-116.
• Коморникова, О. М. Проблема толерантности в межпоколенческих отношениях / О. М. Коморникова. – Текст : непосредственный // Проблемы духовно-нравственного воспитания и образования XXI века : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 5 дек. 2008 г. – Шадринск : ШГПИ, 2009. – С. 141-145.
• Лабарешных, Н. А. Семейные традиции как средство формирования толерантности старших дошкольников / Н. А. Лабарешных. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2010. – № 4. – С. 124-127.
• Малетина, Н. С. Привлечение семьи к воспитанию у детей словесной вежливости / Н. С. Малетина. – Текст : непосредственный // Личность – семья – общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы : материалы докл. на секциях обл. науч.-практ. конф. – Курган, 1994. – С. 141-142.
• Мельникова, Н. В. Семья: дети – отношения – родители : учеб. пособие для студентов / Н. В. Мельникова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. – Шадринск : Исеть, 2004. – 102 с. – Текст : непосредственный.
• Мельникова, Н. В. Этический потенциал семьи / Н. В. Мельникова. – Текст : непосредственный // Проблемные вопросы этической психологии : сб. науч. ст., посвящ. нравств. сфере личности дошкольника / Н. В. Мельникова. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. – Ч. 2. – С. 222-230.
• Мосин, А. Е. Связь умственного и эстетического воспитания дошкольника в семье / Н. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению : сб. науч. тр. — Свердловск, 1983. — С. 30-39.
• Прахова, К. Е. Повышение роли семьи в формировании у детей основ коллективизма в игровой деятельности : тезисы / К. Е. Прахова. – Текст : непосредственный // Пути активизации учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях : материалы науч.-практ. конф. / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 1991. – С. 39-43.
• Разуваева, Т. Н. Взаимоотношения детей и родителей с разными стилями воспитания / Т. Н. Разуваева. – Текст : непосредственный // Личность – семья – общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы : материалы докл. на секциях обл. науч.-практ. конф. – Курган, 1994. – С. 143-144.
• Сорокина, И. С. Семья как воспитатель нравственного поведения детей / И. С. Сорокина. – Текст : непосредственный // Социально-психологические аспекты нравственного развития детей и подростков : сб. науч. ст. / Шадр. гос. пед. ин-т, Фак. психологии. – Шадринск : ШГПИ, 1999. – С. 93-99.
• Ступина, В. Н. Влияние семьи на процесс становления личности / В. Н. Ступина. – Текст : непосредственный // Ступина, В. Н. Семья: страницы истории, современные проблемы и пути их решения : науч.-метод. пособие по семейному воспитанию в помощь соц. педагогам, кл. руководителям образ. учреждений, воспитателям / В. Н. Ступина ; Ин-т развития образования и соц. технологий. – Курган : [б. и.], 2011. – С. 23-24.
• Хомякова, Г. В. О повышении воспитательного потенциала семьи / Г. В. Хомякова, Н. А. Каратаева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы / Шадр. гос. пед. ин-т, Междунар. акад. наук пед. образования. – Шадринск : ШГПИ, 2014. – Вып. 4. – С. 287-293.
• Шерешкова, Е. А. Конструктивные детско-родительские отношения как ресурс развития личности подростка / Е. А. Шерешкова, Ю. В. Прокофьева. – Текст : непосредственный // Личностный потенциал субъектов образовательных отношений : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 11 окт. 2019 г. / Шадр. гос. пед. ун-т ; ред., сост. О. В. Коновалова. — Шадринск : ШГПУ, 2019. – С. 118-125.
• Шерешкова, Е. А. Формирование осознанного отношения подростков к своим родителям / Е. А. Шерешкова, Ю. В. Прокофьева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 2. – С. 151-161.
• Психолого-педагогическое взаимодействие педагога и родителей // Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательных отношений : учеб.-метод. пособие для магистрантов направлений подгот. 44.04.02 Психол.-пед. образование / Шадр. гос. пед. ун-т ; сост. Е. А. Волгуснова. – Шадринск : ШГПУ, 2021. – С. 76-105.П
Предлагаем Вашему вниманию электронные версии трудов преподавателей Шадринского государственного педагогического университета о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в семье:
• Истомина, С. В. Семейные ценности в контексте родительской компетентности / С. В. Истомина, А. С. Квашнина. – Текст : электронный // Наука XXI века: взгляд в будущее : материалы ХII Всерос. науч.- практ. конф. учащейся молодежи 24 апреля 2020 г. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ун-т. – Шадринск : ШГПУ, 2020. – С. 151-157. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – URL: http://irbis.shgpi.edu.ru/biblioteka/katfree/405. – Загл. с этикетки диска. – Сведения доступны также по Интернету. – Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, свободный.
• Капустина, Р. И. Ребёнок и художественная культура семьи / Р. И. Капустина. – Текст : электронный // Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребёнка : материалы науч.-практ. конф., 16-17 дек. 1997 г. – Шадринск : Курган, 1998. – С. 44-46. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41213486 (дата обращения: 10.05.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
• Каратаева, Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие по спецкурсу для студентов фак. дошк. и соц. педагогики и психологии по специальности 030900 «Дошк. педагогика и психология» / Н. А. Каратаева. – Шадринск : ШГПИ, 2003. – 110 с. – URL: http://irbis.shgpi.edu.ru/biblioteka/katfree/284.pdf. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публикации. – Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, свободный. – Текст : электронный.
• Каратаева, Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие по спецкурсу для студентов фак. дошк. и соц. педагогики и психологии по специальности 030900 «Дошк. педагогика и психология» / Н. А. Каратаева. – Шадринск : ШГПИ, 2003. – 110 с. – URL: http://irbis.shgpi.edu.ru/biblioteka/katfree/284.pdf. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публикации. – Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, свободный. – Текст : электронный.
• Мельникова, Н. В. Духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколения / Н. В. Мельникова. – Текст : электронный // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф., май 2010 г. / Владимир. гос. ун-т. – Владимир, 2010. – С. 379-386. – Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, свободный. – URL: http://irbis.shgpi.edu.ru/biblioteka/katfree/232.pdf.
• Мельникова, Н. В. Семья: дети – отношения – родители : учеб. пособие для студентов / Н. В. Мельникова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. – Шадринск : Исеть, 2004. – 102 с. – URL: http://irbis.shgpi.edu.ru/biblioteka/katfree/67.pdf. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публикации. – Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, свободный. – Текст : электронный.
Гармоническое развитие человека немыслимо без семейного воспитания. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.
Семья – это наш родной дом, в котором воспитываются дети, передаются из поколения в поколение важнейшие нравственные, духовные традиции нашего народа, где мы учимся любви, уважению, взаимопомощи. С каждым днём мы всё яснее понимаем, что высокая духовность – это залог семейной верности, любви и доброты.
Приглашаем читателей ознакомиться с материалами экспозиции, присоединиться к исследованию вопросов повышения воспитательного потенциала семьи.