Согласно позиции ЮНЕСКО, А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке.
На Западе его давно признали классиком мировой педагогики, а на родине отношение к нему менялось кардинально. «Три кита» знаменитой на весь мир системы педагога Антона Макаренко – воспитание трудом, игра и воспитание коллективом – у нас были причудливо искажены.
Его официальная биография может вызвать только зевоту. Антон Макаренко родился 13 марта 1888 г., в семье рабочего железнодорожных мастерских. Начальное железнодорожное училище, годичные педагогические курсы, учительский институт, руководство колонией для беспризорников… В промежутке – неудачные литературные опыты. На несколько ранних романтических рассказов, высланных Горькому, «буревестник революции» наложил резолюцию: «Писателя из вас не выйдет никогда». Иными словами, скука и серость, умноженные на традиционную нелюбовь к учителям.
А между тем, биография Макаренко состоит из таких вывертов и парадоксов, что даже удивительно, как до сих пор по ней не сняли блокбастера.
Вот, например, детство героя. Антоша, этот будущий «укротитель шпаны», был хилым и близоруким, авторитет его среди сверстников измерялся отрицательными величинами: шпана города Крюкова частенько его поколачивала. Юные годы. Будущее светило защищает диплом на интересную тему: «Кризис и крах современной педагогики». Зрелость ещё интереснее. Антон Семёнович спокойно работает в аппарате НКВД, при этом имея родственника за границей. И не какого-нибудь «правнучатого племянника со стороны свояка», а родного брата Виталия. Брат, между прочим, живёт во Франции, в свое время служил офицером под началом Деникина. Советский патриот Макаренко открыто пишет брату-белоэмигранту: «Я живу среди тёмных дикарей. Здесь мерзость запустения. Ничего похожего на твою жизнь… Ты в Ницце – об этом можно только мечтать!». За переписку с братом педагогу грозил арест, и в 1928 г. он перестал отвечать на письма Виталия. В СССР у него остались жена и дочь Олимпиада, воспитанием которой занимался Антон Семенович.
Главный же парадокс заключается в том, что никто не может понять, как это Макаренко удавалось управляться с теми самыми «малолетними преступниками». Причём не просто управляться, а каким-то волшебным образом их перевоспитать. И почему у современных педагогов, которые должны быть знакомы с его трудами, с его теорией воспитания, ничего подобного не получается, хоть ты тресни? На все измышления и предположения внятный ответ дал немец Зигфрид Вайтц, который занимался изучением и внедрением системы Макаренко ещё в ФРГ: «Знакомство с его наследием носит в СССР поверхностный характер. Именно это является источником разного рода недоразумений и упрощений, которые не дают воплотить в жизнь теории знаменитого педагога». Все предельно просто: не вникли в суть и не докопались до истины, как всегда, наши исследователи.
Труд, и уже без кавычек, состоял в том, что Макаренко своим малолетним преступникам доверял. И потому они с нуля построили два высокотехнологичных завода – по производству электромеханических инструментов (австрийская лицензия) и знаменитых фотоаппаратов ФЭД (немецкая лицензия). Колонисты освоили сложнейшие технологии, успешно работали и давали продукцию, по меркам своего времени, достаточно высокого качества. Это было смело до безумия. Попробуйте себе представить современную колонию для несовершеннолетних, которая наладила бы выпуск, скажем, компьютерных игр или антивирусных систем. Не бывает? А вот тогда очень даже было!
То же самое с коллективизмом. Если немцы, изучавшие и внедрявшие систему Макаренко, делали ставку на труд, то японцам очень понравилось сочетание ответственности и творчества, а также круговой коллективной поруки. В 1950-е годы работы Макаренко стали там издавать массовыми тиражами. Для руководителей предприятий. И теперь практически все японские фирмы строятся по лекалам трудовой колонии нашего педагога.
Это всё придумал и воплотил Макаренко. Но – нет пророка в своём отечестве! Его труды у нас не переиздавали довольно долго. Кстати, последнее переиздание его собрания сочинений было осуществлено – вот где позорище-то! – одной западной косметической компанией. С характерным предисловием: «Он сделал для процветания нашей фирмы больше, чем кто бы то ни было».
По материалам сайта “kulturologia.ru” и газеты «Комсомольская правда».
Рекомендуем почитать труды А. С. Макаренко:
- Макаренко, А. С. Воспитание в советской школе [Текст] / А. С. Макаренко ; сост. В. В. Кумарин. – Москва : Просвещение, 1966. – 255 с. : портр. – Библиогр.: с. 253-254.
- Макаренко, А. С. Воспитание гражданина [Текст] / А. С. Макаренко. – Москва : Просвещение, 1988. – 304 с.
- Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] : к 100-летию со дня рождения А. С. Макаренко / А. С. Макаренко. – Москва : Педагогика, 1988. – 302 с. : 8 вкл. л. фот.
- Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А. С. Макаренко. – 4-е изд. – Москва : Учпедгиз, 1952. – 96 с.
- Макаренко, А. С. О воспитании в семье [Текст] : избр. пед. произведения / А. С. Макаренко. – Москва : Учпедгиз, 1955. – 319 с.
- Макаренко, А. С. Педагогическая поэма [Текст] : для сред. шк. / А. С.
- Макаренко ; худож. А. Слепков. – Москва : Детская литература, 1986. – 622 с.
- Макаренко, А. С. Собрание сочинений [Текст]. В 4-х т. Т. 3 : Флаги на башнях / А. С. Макаренко. – Москва : Правда, 1987. – 509 с.
- Макаренко, А. С. Трудовое воспитание [Текст] / А. С. Макаренко. – Минск : Народная асвета, 1977. – 256 с. : портр. – Библиогр.: с. 253-254.