Из истории появления книги
«Книга — это друг, советчик. Это — источник многих добрых мыслей, чувств, знаний».
Еше великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо вести его в мир книг». Книга не только учит, она еще и лечит.
А.С.Пушкин призывал своих читателей взять в руки книгу, если их охватил недуг. И он был прав. Издавна люди заметили положительное действие книги на здоровье и настроение человека. В настоящее время этот метод широко используется. Он получил название
«библиотерапия». Начало методу положили первые церковные библиотеки. Книги религиозного содержания приносили верующим людям успокоение и надежду. В XVII в. в Англии врачи рекомендовали своим пациентам кроме лекарств чтение двух-трех страниц хорошего текста.
Откуда же к нам пришло такое удивительное лекарство для души?
Самое первое — это
«человек-книга».
В очень далекие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, все знания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Они передавались от одного человека к другому, из одного поколения в следующее. Тех, кто рассказывал предания, называли
сказителями. У древних греков, например, сказителей называли
аэдами. Они всегда были желанными гостями на пиру. По его окончании, аэд брал в руки лиру и начинал петь о храбром воине Одиссее и других героях древнегреческой мифологии.
У нас в России сказители рассказывали сказки, былины. Лишь спустя века, после изобретения письменности, они были записаны.
До появления письменности человек пользовался и другими способами передачи и запоминания информации. Один из них —
узелковое письмо.
Для узелкового письма требовались толстая веревка и разноцветные тонкие шнурки разной длины, которые привязывали к веревке. На шнурках завязывали узелки. Чем ближе узелок к веревке, тем важнее информация.
Черный узел обозначал смерть, белый — мир, зеленый — хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы — десятки, двойные — сотни и т.д.
На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, возникло
"письмо в картинках". Рисовали на всем, даже на теле. Отсюда к нам пришла
татуировка. Она имела свое значение — узоры говорили о числе походов и побед, о силе и доблести человека.
Позже появилась письменность, но не было бумаги, и человек приспособился делать книги из других материалов.

В Древней Руси это была
береста. Писали на ней острым железным или костяным стержнем. Сначала берестяные грамоты сворачивали в свитки, позже, когда научились ее хорошо обрабатывать, стали делать книги.

В Древнем Риме пользовались
восковыми книгами. Выглядели они так. Несколько табличек-дощечек аккуратно выстругивали в середине и заливали воском. Через дырочки, проделанные в двух углах дощечки, скрепляли их шнурком. Затем писали на воске стальной палочкой.
В Древней Ассирии изобрели
«книги-плитки». Их лепили из мягкой глины, затем писец чертил на них свои знаки. После этого плитку обжигал горшечник. Существовали целые библиотеки, сделанные из плиток.

В Древнем Египте люди пользовались
«книгами-лентами». Эти книги делали из растения, которое называлось
папирусом. Они выглядели в виде длинной ленты, шагов сто в длину. Папирус нельзя было сгибать, так как, будучи очень хрупким, он легко ломался, поэтому книги сворачивали в рулон.

Позже на смену пришла новая книга, сделанная из тонко выделанной овечьей или козьей кожи. Эта кожа называлась
пергамент. Новый материал для книг оказался значительно лучше старого. Его можно было резать, сгибать, фальцевать в тетради, сшивать в книги. Переплет книги делали из двух досок, обтянутых кожей, украшали дорогим металлом и драгоценными камнями. Она была тяжеловесной и дорогостоящей. В библиотеках такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы их никто не мог украсть.
Эти книги использовали вплоть до изобретения бумаги.
Книга — наш товарищ и друг. Она — источник знаний. Книга всегда даст дельный совет, самое главное — правильно выбрать этого советчика, бережно к нему относиться.