Дзиов Артур Русланович - первый проректор ШГПИ, и.о. ректора ШГПИ,
профессор кафедры философии и социальных коммуникаций;
кандидат филологических наук, доцент.
Дзиов, А. Р. История зарубежной литературы [Электронный ресурс] : метод. пособие по курсам "История зарубеж. лит. сред. веков и эпохи Возрождения" и "История зарубеж. лит. XVII-XVIII вв." для студентов оч. и заоч. отд-ний филолог. фак. / А. Р. Дзиов ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Электрон. текстовые дан. - Шадринск : ШГПИ, 2002. - 37 с. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Режим доступа: свободный. - Имеется печ. аналог. - Библиогр.: с. 33-34. - Б. ц.
Курс “История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения” изучается студентами во 2 семестре 1 курса, сразу же вслед за курсом “История античной литературы”. Его значение в системе профессиональной подготовки студента-филолога определяется многими факторами: изучаемая эпоха охватывает более чем тысячелетний период развития европейской культуры, в течение которого были созданы значительные духовные ценности, формирование представления о которых совершенно необходимо для будущего учителя-словесника, в этот период европейская литература пережила несколько разнообразных и сложных этапов своего развития, в ходе которых развивалась и совершенствовалась система родов и жанров, художественных средств. Созданное в этот период не только представляет самостоятельную и очень значительную художественную ценность, но и является фундаментом для всей последующей истории развития литературы.
Курс «История зарубежной литературы 17-18 веков» изучается в 3 семестре, на 2 курсе. Эта эпоха в духовном развитии Европы отличается чрезвычайной насыщенностью. Она связана со становлением нового цивилизационного уклада европейской жизни, в котором противоречиво сочетаются старое и новое, средневековое и буржуазное. Драматическая противоречивость времени нашла свое отражение в литературе, которую отличают черты новаторства, необычайная динамика художественных исканий, смена стилей, направлений. Достижения литературы барокко, классицизма, Просвещения чрезвычайно значимы для последующего развития духовной культуры человечества.
Оба курса изучаются одновременно с соответствующими курсами истории отечественной литературы. Следует обратить внимание на параллелизм некоторых художественных явлений, в ходе изучения предметов студентам надо шире использовать приемы компаративного анализа.
Структура курсов включает в себя как лекционные занятия, так и семинары, на которых рассматриваются те или иные произведения, что подразумевает необходимость самостоятельной работы студентов. Отдельные темы и вопросы выносятся на индивидуальные собеседования, включаются в списки контрольных заданий и вопросов.
Дзиов, А. Р. История русской литературы ХХ в. [Электронный ресурс] : метод. пособие для студентов филолог. фак., обучающихся по специальности 050301 Русский язык и литература / А. Р. Дзиов ; ред. С. Б. Борисов. - Электрон. текстовые дан. - Шадринск : ШГПИ, 2006. - 48 с. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Режим доступа: свободный. - Имеется печ. аналог. - Б. ц.
Курс «История русской литературы XX века» изучается студентами в течение четырех последних семестров. Его значение в системе профессиональной подготовки студента-филолога определяется многими факторами: изучаемая эпоха охватывает духовно насыщенный вековой период развития русской культуры, в течение которого были созданы значительные духовные ценности, формирование представления о которых необходимы для будущего учителя-словесника. В это время русская литература пережила несколько разнообразных и сложных этапов своего развития, в ходе которых развивалась и совершенствовалась система литературных жанров и художественных средств. Драматическая противоречивость времени нашла свое отражение в литературе, которую отличают черты новаторства, необычайная динамика художественных исканий, стремительная смена стилей и направлений.
Курс «История русской литературы XX века» изучается одновременно с соответствующими курсами истории зарубежной литературы. Следует обратить внимание на параллелизм некоторых художественных явлений, в ходе изучения предметов студентам надо шире использовать приемы компаративного анализа.
Структура курсов включает в себя как лекционные занятия, так и семинары, на которых рассматриваются те или иные произведения, что подразумевает необходимость самостоятельной работы студентов. Отдельные темы и вопросы выносятся на индивидуальные собеседования, включаются в списки контрольных заданий и вопросов.
В методическое пособие включены следующие материалы, способствующие более успешному овладению знаниями по изучаемому курсу: программа курса, составленная на основании соответствующей Примерной программы, планы практических занятий и задания к ним, задания и вопросы для самостоятельной работы студентов, основная и дополнительная литература, методические указания для преподавателей и студентов.