Подуфалов, Н. Д. Научное наследие К. Д. Ушинского и проблемы современной дидактики / Н. Д. Подуфалов. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 5-17. - Библиогр.: с. 15.
В статье обсуждается ряд актуальных проблем и задач, связанных с влиянием наследия выдающегося русского педагога, основателя российской педагогической науки К.Д.Ушинского на развитие дидактики на современном этапе. Рассматриваются педагогические, психологические и технологические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса, задачи развития дидактической науки, в том числе в условиях цифровой трансформации образования и общества.
Фролов, О. В. Категория "правовая культура" в ансамбле эпистемологических универсалий культуры (педагогический контекст образования взрослых) / О. В. Фролов, В. С. Гришин. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 18-28. - Библиогр.: с. 25-26.
В современном российском обществе отношение человека к нормативным установкам является критически опасным, что обусловлено новым оценочным форматом культуры, в том числе педагогической, ослаблением ее интегрирующих ценностей, усилением их «служебного» характера, когда смысловое пространство гуманизма оказывается социокультурно и когнитивно детерминировано «негативным гуманизмом», подчиняющим объект субъекту, чей деятельностно-преобразовательский пафос воплощается в «просвещенческовоспитательской» (Т.Д.Федорова) этико-аксиологической программе. Авторы обращают внимание на сложность восприятия и критического отношения к правовой реальности взрослого человека, множество культур которого обусловлено доминирующими стандартами социального взаимодействия во внешней среде, определяемого осмысленным, и чаще всего поставленным под сомнение, отношением к власти, религии, правовой традиции как манипуляторам сознанием отдельных людей и целых обществ.
Цирульников, А. М. Социокультурный подход к образованию: язык в контексте социокультурной ситуации / А. М. Цирульников, И. П. Драгилева. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 29-38. - Библиогр.: с. 36-37.
В статье в контексте социокультурного подхода к образованию и ряда его аспектов рассматривается родной национальный язык. Представлены основные характеристики, инструментарий, тип социокультурной ситуации. Анализируются явления и процессы возрождения, развития и деградации родных языков в разных типах социокультурных ситуаций («чужой фон», «малый этнос внутри большого», «из культурного центра в социокультурную пустыню» и другие). На примере опыта анализа культурных образовательных практик разных регионов России и стран мира (Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Саха (Якутия), Канада, Израиль и др.) раскрываются факторы торможения и возрождения национальных языков, гуманитарные механизмы их развития.
Смолянинова, О. Г. Сохранение культурного наследия коренных малочисленных народов Севера в условиях поликультурной образовательной среды / О. Г. Смолянинова, Е. А. Алексеева. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 39-47. - Библиогр.: с. 44-45.
Авторы статьи на основе анализа нормативно-правовых актов, стратегических программ и исследований по вопросам защиты коренных малочисленных народов Севера выявляют проблемы, приоритеты и возможности сохранения их культурного наследия. Сложности этнической социализации приводят к активизации социально-психологической защиты, этнической отчужденности и, как следствие, развитию конфликтов. Возможность восполнения знаний о культуре, ценностях и самобытности уникальных этносов связывается с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Особо выделяется значение процедуры онлайн-медиации для сохранения культурного наследия в условиях поликультурной образовательной среды. В этой связи авторами проводится интервьюирование среди специалистов школьных служб примирения (медиации) с целью выявления конфликтогенных факторов, возможностей и проблем внедрения процедуры онлайн-медиации и разрабатывается электронный образовательный курс, раскрывающий этнопсихологические и коммуникативные особенности различных культур и возможности процедуры онлайн-медиации для формирования толерантного отношения к представителям различных этносов в условиях поликультурного образовательного пространства.
Мишурова, О. И. Формирование профессионально-ориентированной языковой компетенции с помощью английских художественных текстов / О. И. Мишурова. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 48-53. - Библиогр.: с. 52-53.
В статье рассматривается формирование с помощью художественных текстов профессионально-ориентированной языковой компетенции у студентов, изучающих иностранный (английский) язык. Предложены некоторые методические рекомендации по отбору материала, составленные на основе опыта работы в Московском государственном юридическом университете им. О.Е.Кутафина (МГЮА). Хотя отмечены не только достоинства, но и недостатки использования аутентичных художественных текстов на занятиях по английскому языку, высказано мнение о том, что это необходимо для формирования познавательной функции, развития сознания и чувств, становления личности, взглядов и убеждений обучающихся. Ключевые слова. Изучение иностранного языка, профессионально-ориентированная языковая компетенция, правовые дисциплины, интеграция, литература, аутентичные художественные тексты, аудирование, словарный запас, профессиональная лексика.
Гулов, А. П. Культурологические основания школьных предметных олимпиад / А. П. Гулов. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 54-63. - Библиогр.: с. 62.
В статье показано методологическое соответствие образовательно-педагогического феномена «школьные предметные олимпиады» идее Университета (Дж.Ньюмен; О.В.Долженко) и выявляются культурологические основания школьных предметных олимпиад в их «человекоразмерности» с целью расширения сложившихся представлений об образовательно-развивающих возможностях школьных предметных олимпиад.
Семикопов, Д. В. Мультимедийный исторический парк "Россия - моя история" как просветительское и образовательное пространство / Д. В. Семикопов, А. А. Захряпин. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 64-70. - Библиогр.: с. 70.
В статье характеризуется мультимедийный исторический парк «Россия – моя история» как современное просветительское и образовательное и пространство. Анализируются образовательные и просветительские задачи, особенности деятельности и перспективы развития исторического парка в Нижнем Новгороде. Представлены характеристики исторической концепции и содержания экспозиций таких парков профессиональным сообществом.
Гурьянова, М. П. Формирование здоровья детей дошкольного возраста в семье: результаты социально-педагогического исследования / М. П. Гурьянова, П. И. Храмцов, Ж. Ю. Горелова. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 71-79. - Библиогр.: с. 78.
В статье отражены результаты проведенного авторами исследования, цель которого состояла в изучении социально-педагогических аспектов формирования здоровья детей, посещающих детский сад и проживающих в семье. На основе анализа полученных количественных и качественных показателей составлен социальный портрет обследованных семей, охарактеризованы социальные условия их жизни, особенности воспитания детей в семье, организация домашнего питания дошкольников, соблюдение привычного для них режима в воскресные дни, использование ими электронных устройств. Представлена оценка родителями собственного здоровья и здоровья детей. Сформулированы общие рекомендации специалистам образования и социальной защиты по сохранению и укреплению детского здоровья.
Неумоева, Е. В. Сопровождение личностного самоопределения будущих педагогов / Е. В. Неумоева. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 80-87. - Библиогр.: с. 85.
Статья посвящена проблеме обоснования ключевых свойств сопровождения личностного самоопределения будущих педагогов как интегративной образовательной практики. Представлен анализ структуры, целей, содержания, процесса и «технологий» сопровождения с позиции системного, антропологического, личностно-ориентированного, культурологического, аксиологического, герменевтического, экзистенциального подходов.
Лысенко, В. Г. Трудовая мобилизация студентов как механизм устранения кадрового дефицита предприятий региона / В. Г. Лысенко. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 88-94. - Библиогр.: с. 92-93.
В статье рассматриваются подходы к реализации идеи «трудовой мобилизации» студентов старших курсов колледжей и вузов Кемеровской области в качестве одного из механизмов устранения кадрового дефицита в период частичной мобилизации, обеспечения трудоустройства и расширения оборонно-промышленного комплекса. Представлена роль центра опережающей профессиональной подготовки как регионального оператора по взаимодействию с образовательными организациями и предприятиями Кузбасса.
Аксютина, З. А. Казахский педагог и поэт Магжан Жумабаев: реальность и мифы / З. А. Аксютина. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 94-102. - Библиогр.: с. 100-101.
В статье осуществляется историко-педагогической реконструкция некоторых сведений о талантливом казахском поэте и педагоге М.Б.Жумабаеве, судьба которого тесно связана с историей нашей страны. Вместе с тем, о жизни и творчестве этого человека более полувека не было никакой информации, поэтому произошла их мифологизация. Автор статьи объясняет ее причины и развенчивает мифы. На основе анализа архивных документов уточняются факты, связанные с образованием и деятельностью Жумабаева-педагога, охарактеризованы некоторые его взгляды на обучение.
Воронцова, Е. А. Особенности развития высшего образования Австралии в историческом контексте и в условиях интернационализации / Е. А. Воронцова. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 103-108. - Библиогр.: с. 108.
В статье охарактеризованы основные этапы развития высшего образования Австралии в историческом контексте в условиях интернационализации. Описан уникальный опыт привлечения иностранных студентов и преподавателей в австралийские университеты, которые благодаря этому заняли лидерские позиции среди высших учебных заведений стран Азиатско-Тихоокеанского региона по показателям интернационализации образования.
Киракосян, М. Ж. Возможности использования образовательной платформы Stepik в вузовской среде / М. Ж. Киракосян. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 109-113.
В настоящее время наблюдается небывалый рост популярности онлайн-обучения. Цифровые технологии открыли доступ ко многим возможностям для самообучения. Однако современная образовательная система очень медленно реагирует на запросы общества. Это связано с рядом как объективных, так и субъективных причин. К первым можно отнести неравномерность финансового оснащения вузов, ко вторым – нежелание некоторых представителей системы перестраиваться под требования сегодняшнего дня. В статье рассматривается создание авторского контента на цифровой платформе Stepic и его влияние на эффективность учебного процесса. Цель статьи – выявить возможности агрегатора Stepic в преподавании учебной дисциплины в режиме смешанного обучения.
Ситникова, О. В. Формирование образа психолога-профессионала средствами кинопедагогики / О. В. Ситникова. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2023. - № 4. - С. 114-117. - Библиогр.: с. 116.
Выдвигается предположение, что воплощенный в кинокартине как художественном произведении художественный образ героя-персонажа, в частности, профессионального психолога, способен воздействовать на сознание будущих психологов, формируя представления о себе как о профессионале.