Оказывается, Александр Сергеевич очень часто изображал на своих рисунках и в черновиках упитанных котиков. Чаще котиков он рисовал разве что себя да женские ножки.
Солнцу русской поэзии профили котов не были милы, предпочитал он вид хвостатой спины...
В 1818 году в черновике «Руслана и Людмилы» у Пушкина впервые появляется толстый кот, изображенный со спины. И вовсе не в связи с котом ученым. Просто так.
«Руслан и Людмила», черновик.
Потом этот кот с острыми ушками, хвостом-змейкой и внушительным шарообразным телом будет в черновиках, письмах и на рисунках Пушкина появляться снова и снова.
Карикатура на француза Дегильи, который уклонился от дуэли с Пушкиным. Подпись на французском (перевод): «Жена!..... штаны..... а дуэль-то моя!..... эх, право, пускай она сама как хочет отыгрывается, раз она играет первую скрипку». В оригинальном тексте - непереводимая игра слов. Porter culotte, в прямом смысле означающее «носить штаны», в переносном — применяется к женам, которые верховодят в браке. Словом, Пушкин называет Дегильи подкаблучником.
Своей трусостью Дегильи вывел Пушкина из себя. Кроме карикатуры (на которой даже коту нет никакого дела до душевных терзаний несостоявшегося дуэлянта), Пушкин посвятил Дегильи еще и полное негодования письмо:
«К сведению г-на Дегильи, бывшего французского офицера. Недостаточно быть трусом, нужно еще быть им в открытую.
Накануне паршивой дуэли на саблях не пишут на глазах у жены слезных посланий и завещания; не сочиняют нелепейших сказок для городских властей, чтобы избежать царапины; не компрометируют дважды своего секунданта.
Все, что случилось, я предвидел заранее и жалею, что не побился об заклад.
Теперь все кончено, но берегитесь.
Примите уверение в чувствах, какие вы заслуживаете.
6 июня 1821. Пушкин.
Заметьте еще, что впредь, в случае надобности, я сумею осуществить свои права русского дворянина, раз вы ничего не смыслите в правах дуэли».
Фрагмент рукописи «Евгения Онегина».
В тексте «Евгений Онегина» кота тоже найдем:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости…
«Кухарка брилась» - рисунок на странице болдинских рукописей: иллюстрация Пушкина к шуточной поэме «Домик в Коломне».
Кстати, среди немногочисленных действующих лиц поэмы «Домик в Коломне» есть кот Васька.
Стряпуха, возвратясь из бани жаркой,
Слегла. Напрасно чаем и вином,
И уксусом, и мятною припаркой
Ее лечили. В ночь пред рождеством
Она скончалась. С бедною кухаркой
Они простились. В тот же день пришли
За ней и гроб на Охту отвезли.
Об ней жалели в доме, всех же боле
Кот Васька…
Кот и петух на черновике неоконченной «Сказки о медведихе». В написанном тексте кота нет. Толстый котик на черновике письма Наталье Ивановне Гончаровой (тёще Пушкина).
Особая история – пушкинские коты на рисунках из альбома Елизаветы Ушаковой.
Пушкин был влюблен в Екатерину Николаевну Ушакову, а Лиза – ее младшая сестра, за которой ухаживал (а после и женился) приятель Пушкина Сергей Киселев. Как и многие барышни ее эпохи, Елизавета вела альбом, где друзья и гости могли бы оставлять рисунки, записи. Ее альбом вошел в историю рисунками и текстами, сделанными рукой Пушкина. Кстати, знаменитый «донжуанский список» (женские имена в два столбца) Пушкин оставил именно в альбоме Елизаветы Ушаковой. Но нас сейчас интересуют котики – а они в альбоме фигурируют на трех листах.
Подпись: Елизавета Миколавна въ день Ангела Д. Жуана. Портрет Елизаветы Ушаковой с котом на руках.
Дон Жуаном тут Пушкин называет не себя, а Киселева. Его же, вероятно, изображает в образе кота-дирижера, а предполагаемых будущих детей Елизаветы Николаевны и Сергея Дмитриевича - в виде пухлых котов. Киселев и его потомки изображены котами из-за созвучия фамилии пушкинского приятеля с «кис-кис». Этот рисунок в литературе о Пушкине иногда называют «Шесть котов». Всех нашли?
А здесь в образе кошки, которую мы видим в профиль, – вероятно, Елизавета Ушакова.
Литературовед Леонид Майков комментировал этот рисунок так: «Иногда Пушкин называл Елизавету Николаевну “кисанькой” и, согласно с таким названием, нарисовал на одном листе альбома кошку, которой придал профиль его обладательницы; у ее ног лежат трупы двух крыс, а вдали победоносно шествует очень маленького роста Дон-Жуан, на которого кисанька ласково поглядывает».
Искусствовед Абрам Эфрос справедливо замечает, что рисунки из Ушаковского альбома следует воспринимать как «иллюстрации к неким «устным новеллам» Пушкина, импровизированным им в семье Ушаковых, связанным с ними, получившим устную устойчивость». То есть это были внутренние мемы, которые рождались в разговорах и были зафиксированы на страницах альбома.
А что же толстый кот? Похоже, что никакого особого смысла Пушкин в него не вкладывал. Просто ему нравилось его рисовать, и кот у него получался. Иногда было настроение для изображения стройных женских ножек. А иногда – для кота-тяжеловеса.
Женские ножки на черновике стихотворения «Осень». Октябрь 1833.
P.S. Бонусный котик от Пушкина – лев на рукописи стихотворения «Напрасно я бегу»:
Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам...
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
Литература, использованная при подготовке обзора:
- 18-й том Полного собрания сочинений Пушкина (Рисунки). 1996
- Пушкин. Болдинские рукописи 1830 года в трех томах. 2013
- Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. 1938
- Пушкин. Рабочие тетради. Том II. 1995
- Абрам Эфрос. Рисунки поэта. 1933