Искусство и образование. - 2015. - № 1.
Черепенникова, М. С.
Феномен фаустианства в мировой литературе [Текст] / М. С. Черепенникова // Искусство и образование : журн. методики, теории и практики худож. образования и эстет. воспитания. - 2015. - N 1. - С. 6-23. - Библиогр.: с. 23.
В данной статье рассматривается история фаустианского сюжета в мировой литературе. Исследуется роль трагедии Гёте «Фауст» в актуализации феномена фаустианства, развитие и распространение феномена в Италии, Германии, Франции, Англии, России и в других странах мира. Феномен всемирного фаустианства включает в себя переводческие и художественные формы рецепции гётевского сюжета, фольклорные, мифологические, этические, эстетические, философские и культурологические аспекты данной темы.
Васильева, О. В.
Образовательно-исторический статус творческой деятельности [Текст] / О. В. Васильева // Искусство и образование : журн. методики, теории и практики худож. образования и эстет. воспитания. - 2015. - N 1. - С. 25-41 : табл.
Данная статья посвящена обзорному анализу базовых этапов творческого, художественного проявления с точки зрения предваряющей роли для аспектов рационального аналитического развития, в итоге ставших научными и философскими особенностями человеческого мышления как такового. Автор стремится максимально упорядочить основные свойства образного восприятия и главные эстетические категории, зафиксировать их в исторической последовательности и на основе достаточно наглядной и функциональной схемы провести аналогию с развитием иных, более практических и точных свойств человеческой природы. Выявив основные образно-художественные параметры (форма, цвет и т.д.), и распределив их по мере усложнения изначальных изобразительных задач, он предположил, что наряду с желанием рукотворно воссоздать те или иные аспекты живой реальности, человек, скорее всего, испытывал и вполне определённые градации эмоционального настроя, и, как следствие, с большой степенью вероятности мог сформировать и новый, нестандартный ход размышления. Итогом этих предположений и стал образовательно-исторический анализ взаимодействия сугубо творческих и сугубо рациональных представлений в контексте общего антропного развития.
Рыбакина, Н. П.
Воспитание творческих качеств личности учащихся класса скрипки (из опыта работы) [Текст] / Н. П. Рыбакина, Н. И. Седачева // Искусство и образование : журн. методики, теории и практики худож. образования и эстет. воспитания. - 2015. - N 1. - С. 43-52. - Библиогр.: с. 52.
Статья посвящена роли межпредметных связей в воспитании творческих качеств личности учащихся ДМШ. Авторы освещают опыт многолетней совместной работы в данном направлении. Учебно-методическая и воспитательная работа по предметам — скрипка, скрипичный ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература, обязательное фортепиано — помогает учащимся более прочно усвоить теоретические знания и применять их на практике с первого года обучения; даёт возможность быстрее овладеть комплексом исполнительских навыков, развивает способность подходить творчески к любому виду деятельности.
Бороздинов, А. А.
О двух направлениях в музыкальном образовании и воспитании [Текст] / А. А. Бороздинов // Искусство и образование : журн. методики, теории и практики худож. образования и эстет. воспитания. - 2015. - N 1. - С. 53-57.
Как известно, под музыкальным образованием в педагогике искусств понимается учебная деятельность в области искусства, осуществляемая в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования — школах искусств (ДШИ), различных студиях и центрах эстетического воспитания. В данной статье речь идет о двух направлениях музыкального образования и воспитания — специальное музыкальное образование, направлен ное на освоение и создание большого искусства, и общее (массовое) музыкальное воспитание. Было бы серьезной ошибкой разделять их, обособлять, пытаться изолировать одно направление от другого. Однако противоречия между ними существуют, как существуют трудности в развитии каждого из этих направлений. Не замечать их нельзя, и нельзя откладывать решение соответствующих задач, так как они все равно встают перед нами и оказываются сложнее и выше ростом, так что преодолеть их бывает нелегко.
Сорокин, В. Н.
Явление студийности как психологический феномен в искусстве [Текст] / В. Н. Сорокин // Искусство и образование : журн. методики, теории и практики худож. образования и эстет. воспитания. - 2015. - N 1. - С. 59-65.
Статья рассматривает историю студийного движения в России, сам феномен студийности и рассказывает о первых студийных работах молодых режиссёров и актёрских коллективов.
Калашников, А. С.
Предпосылки зарождения и развития режиссуры в России к середине XIX века [Текст] / А. С. Калашников // Искусство и образование : журн. методики, теории и практики худож. образования и эстет. воспитания. - 2015. - N 1. - С. 66-76. - Библиогр.: с. 76.
Статья рассматривает вопросы, связанные с предпосылками развития искусства на рубеже XIX-XXвв. и зарождение режиссуры как творческой категории. Приводя конкретные примеры, автор пытается проследить многообразие подходов к режиссёрской профессии, объединение которых привело к созданию Системы.
Перепелица, М. Ю.
Проявление театральности в нетеатральных музыкальных жанрах [Текст] / М. Ю. Перепелица // Искусство и образование : журн. методики, теории и практики худож. образования и эстет. воспитания. - 2015. - N 1. - С. 77-94. - Библиогр.: с. 93-94.
Автор рассматривает проблему театральности применительно к нетеатральным музыкальным жанрам, где под театральностью в музыке понимается некоторое художественное свойство, выражающее на образно-психологическом уровне внутреннюю связь музыки с «театром представления». Показаны разновекторные условия существования театральности в нетеатральных музыкальных жанрах — как внутреннее игровое развитие, где действие отражается иллюзорно, посредством ассоциативных связей, и как внешнее театрализованное представление, где происходит визуальная интерпретация звучащего материала. Рассматривая театральность в единстве образно демонстрационных факторов автор выделяет три типа театрализации в нетеатральных музыкальных жанрах: внутреннюю театральность, как театрализацию образной сферы, без демонстрационных проявлений на сцене, внешнюю театрализацию, которая, предполагает только демонстрационные проявления произведения, и двойную театрализацию, которая совмещает оба типа — образный и демонстрационный.