Биология в школе. - 2014. - № 5
Наумова, Л. Г. Консорты растений [Текст] / Л. Г. Наумова // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 3-9. - Библиогр.: с. 9 (5 назв.).
Рассматривается роль гетеротрофных консортов растений: прокариотов-азотфиксаторов, микоризных грибов, фитофагов, роющих животных, опылителей, распространителей диаспор и патогенов. Подчеркивается, что в естественных экосистемах автотрофные растения и гетеротрофные консорты связаны отношениями подвижного экологического равновесия.
Марина, А. В. Роберт Эдвардс - ученый, разработавший технологию искусственного оплодотворения [Текст] / А. В. Марина, Л. М. Жиженина // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 10-15. - Библиогр.: с. 15 (6 назв.).
О выдающемся ученом-физиологе Роберте Эдвардсе, и технологии искусственного оплодотворения.
Марина, А. В. Вопросы школьного учителя биологии о проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС [Текст] / А. В. Марина, С. Н. Трифонова, Т. В. Новаева // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 16-23. - Библиогр.: с. 22-23 (18 назв.).
Раскрыты особенности организации проектной деятельности при реализации федерального государственного образовательного стандарта. Охарактеризованы проблемы, связанные с отсутствием разработанных методов проектной деятельности.
Чернухин, В. А. Нужна ли школе виртуальная молекулярная биология? [Текст] / В. А. Чернухин, О. А. Чернухин // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 24-33 : 7 рис. - Библиогр.: с. 33 (13 назв.).
Проанализированы критические ошибки в изложении школьного материала по биологии при изучении тем, связанных с молекулярными основами жизни. Показано, что ошибки такого рода привели к тому, что в рамках этого раздела биологии большинство заданий ЕГЭ содержат неверные решения и часто также некорректные условия заданий. Продемонстрированы возможные пути устранения этих ошибок. Авторы отмечают, что коррекция учебного материала возможна без заметного его усложнения. А имеющееся, в частности в ЕГЭ, относительное однообразие и повторяемость заданий может быть расширена за счет рассмотренных в статье уточнений учебного материала.
Зачем для школы придумывать несуществующую молекулярную биологию? [Текст] / Р. А. Петросова [и др.] // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 34-41.
Авторы статьи - ведущие специалисты в области методики преподавания биологии и химии анализируют замечания и предложения по корректировке содержания раздела школьного курса биологии, посвященного молекулярным основам жизни, и соответственно, ряда заданий ЕГЭ (статья В. А. Чернухина и О. А. Чернухина "Нужна ли школе виртуальная молекулярная биология? "). Высказана точка зрения, не во всем совпадающая с мнением авторов вышеуказанной статьи.
Ионина, Н. Г. Портфолио достижений учащегося как технология профориентационной работы при обучении биологии [Текст] / Н. Г. Ионина, О. С. Шаболина // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 42-47. - Библиогр.: с. 47 (4 назв.).
Рассмотрены возможности современной педагогической технологии - портфолио.
Ибрагимова, М. В. Приемы организации интерактивного обучения при изучении естествознания и биологии [Текст] / М. В. Ибрагимова // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 48-52 : 3 рис. - Библиогр.: с. 52 (11 назв.).
Описаны практические приемы организации интерактивного обучения на уроках естествознания и биологии, дано теоретическое обоснование целесообразности их применения.
Зайкова, Л. А. Экологические знаки: их предназначение и цель [Текст] / Л. А. Зайкова // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 53-55 : 3 рис. - Библиогр.: с. 55 (3 назв.).
Рассматриваются экологические проблемы современности, приводятся факты подтверждающие существование этих проблем, раскрываются их причины, предлагается нетрадиционное решение экологических проблем - создание системы экологических знаков.
Степанова, Н. А. Учебный информационный проект "Яды животных" [Текст] / Н. А. Степанова // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 57-63. - Библиогр.: с. 63 (24 назв.).
Представлена методическая разработка учебного информационного проекта "Яды животных", посвященная организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Минькова, Н. О. Летняя научно-исследовательская школа как форма профориентационной работы с учащимися [Текст] / Н. О. Минькова, Е. О. Королькова // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 64-67. - Библиогр.: с. 67 (5 назв.).
Авторы анализируют проектную деятельность учащихся в рамках летних научно-исследовательских школ как одну из форм профориентационной работы. Такая форма внеклассной работы позволяет улучшить все предметные результаты освоения основной образовательной программы по биологии, а также сформировать у школьников другие универсальные учебные действия.
Кулев, А. В. Зеленая игуана в школьном и домашнем террариуме [Текст] / А. В. Кулев // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 68-72. - Библиогр.: с. 72 (8 назв.).
Рассматриваются вопросы поведенческой адаптации животных к условиям неволи на примере экзотической ящерицы - зеленой игуаны, часто содержащейся в террариуме. Приводятся литературные данные о биологии рептилии, результаты личных наблюдений автора за поведением ящерицы в домашнем террариуме, инструкция для школьников по изучению этого животного во внеурочное время.
Суматохин, С. В. Учебники биологии, естествознания и экологии в федеральном перечне на 2014-2017 годы [Текст] / С. В. Суматохин // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 73-80 : 5 табл. - Библиогр.: с. 80 (7 назв.).
Рассматриваются предметные линии учебников биологии, естествознания и экологии, включенные в федеральный перечень на 2014-2017 гг. Анализируются особенности конструирования содержания биологического образования в соответствии с линейной и концентрической структурой, реализации в учебниках биологии системно-структурного и функционального подходов.