Статья посвящена вопросам поддержки этнической культуры, связанной с необходимостью сохранения исторической памяти и культурной специфики. Поддержка национальной культуры необходима в силу того, что она фактически обеспечивает через систему учреждений культуры и образования единство тех смыслов и значений, тех представителей и идеологических нарративов, которые придают государству устойчивость. Более того, именно сфера образования и сфера культуры являются наиболее естественными каналами распространения социально значимой информации.
Лескинен, М. В. Материальные атрибуты этнической идентификации в визуальных репрезентациях народов Российской империи / М. В. Лескинен // Традиционная культура : науч. альм. - 2011. - N 1. - С. 47-58.
В статье проанализированы значение и функции материальных элементов в процессе описания и определения иерархии этнодифференцирующих черт на этапе становления этнографической науки в России. Описание народа рассматривалось как важнейшая исследовательская процедура, целью которой была фиксация отличительных признаков внешнего облика, языка, духа народа. На начальной стадии элементы «материальной культуры» оказывались вторичными по отношению к признакам так называемой «духовной культуры», но играли доминирующую роль в разработке идеи этнической физиогномики, в основе которой находилась оппозиция внешнее/внутреннее.
Пригарин, А. А. Идентичность этноконфессиональной общности старообрядцев Придунавья по источникам первой половины XIX в. / А. А. Пригарин // Традиционная культура : науч. альм. - 2011. - N 1. - С. 59-78.
В статье на основе широкого круга архивных источников рассматриваются этнонимы конфессионимы русских старообрядцев на Дунае. Наряду с описанием их многообразия в первой половине XIX в. демонстрируются конкретные исторические значения каждой формы наименований. С позиции функционального анализа раскрываются смыслы их происхождения и бытования. В качестве гипотез предлагаются соотношения названий со структурой идентичности старообрядческой общности региона. Такой подход позволяет говорить о потенциале феноменального диапазона наименований как важного фактора сложного, вариативного самосознания.
Игумнов, А. Г. Мифологическая проза одного села / А. Г. Игумнов // Традиционная культура : науч. Альм. - 2011. - N 1. - С.106-119.
В статье рассматривается репертуар мифологической прозы одного села. Автор описывает градацию текстов по отношению в них рационального и мифологического. Высказывается предложение, что ее актуальность есть необходимое условие сохранности и самой мифологической традиции.
Афанасьева-Медведева, Г. В. Русская охота на медведя в Восточной Сибири (по материалам народной прозы 1980-2010 гг.) / Г. В. Афанасьева-Медведева // Традиционная культура : науч. альм.- 2011. - N 1. - С.86-98.
Публикация посвящена проблеме современного состояния народных рассказов об охоте на медведя, бытующих среди русских старожилов, проживающих на территории Иркутской, Читинской областей, Красноярского края, Республик Бурятии, Саха. Материалы данной статьи могут быть использованы в качестве основ для реконструкции славянского медвежьего культа.
Пулькин, М. В. Слухи о самосожигателях: истоки, достоверность, фиксация и использование (конец XVII - XVIII вв.) / М. В. Пулькин // Традиционная культура : науч. альм.- 2011. - N 1. – С. 143-150.
Статья посвящена особенностям формирования слухов о самосожжениях. Основой статьи послужили многочисленные труды, оставленные современниками событий и нацеленные на борьбу со слухами. Автор приходит к выводу о разнообразии мотивов, подталкивающих старообрядцев к самоубийствам, а также о значительном влиянии слухов на принятие фатальных решений.