Вопросы философии. - 2015. - № 11.
Материалы "круглого стола" - онлайн-конференции // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 5-37.
В мае 2015 г. журнал "Вопросы философии" провел в Калининграде "круглый стол – онлайн-конференцию" "Культурно-историческое сознание ученых-гуманитариев в контексте современных тенденций в науке: Опыт федеральных университетов" на базе двух федеральных университетов (БФУ им. И. Канта, Калининград; ДВФУ, Владивосток). Участники обсуждали проблемы современной науки, ее превращения в социально-экономический институт, последствия нарастания прикладных исследований.
Смирнов, С. А. Онтология человека: рамки и топика / С. А. Смирнов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 38-49.
В статье предложен опыт построения онтологии человека в рамках неклассического антропологического дискурса. Автор пытается преодолеть крайности и тупики, с одной стороны, абстрактной онтологии вообще, лишенной человека, а с другой - так называемой практической антропологии, лишенной бытия.
Буллер, А. Простить? О феномене исторического непрощения и непреклонной памяти / А. Буллер, А. А. Линченко // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 50-59.
В статье на примере трансформационных процессов немецкого общества во второй половине XX в. и российского общества на рубеже XX и XXI вв. рассматриваются метаморфозы "непреклонной памяти", исследуется проблема виновности и исторического прощения в современной исторической культуре, а также затрагивается тематика взаимоотношения этического и этнического контекстов в процессе переработки прошлого. Авторы пытаются оценить перспективы формирования исторической идентичности, основанной на стратегиях вины и прощения, а также выявить основополагающие ценности культуры исторического прощения в современном мире.
Кочетков, В. В. К вопросу об определении конституционализма: аксиологический аспект / В. В. Кочетков // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 60-70.
В статье предлагается оригинальная аксиологическая интерпретация понятия "конституционализм", позволяющая определить его как форму правосознания, а также выделить ценностные архетипы, которые выражают его своеобразие.
Лахути, Д. Г. Об одной интересной особенности Конституции РФ 1992 года / Д. Г. Лахути // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 71-75.
Показано, что Конституция РФ, действовавшая с декабря 1992 по декабрь 1993 г., была логически противоречива, вследствие чего можно с равными основаниями утверждать, и что обе стороны конфликта осени 1993 г. ("президентская" и "парламентская") соблюдали конституцию, и что они не соблюдали конституцию.
Киященко, Л. П. Беспокойство становления целостностью. Вариации на тему трансдисциплинарности / Л. П. Киященко // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 76-86.
В статье рассматривается феномен трансдисциплинарности как тема, которая находит свое выражение в многообразии биоконцептографических вариаций. Вариационность как один из существенных принципов человеческой деятельности касается ее вечной проблемы – становления целостностью как включенным третьим, делающим осмысленным любой акт коммуникативного взаимодействия. Проблематизация целостности в трансдисциплинарном измерении ведет к переосмыслению акцентов в традиционной философской дилемме единства множественного и множественности единств, требует соответствующего концептуального языка, отслеживающего процесс становления ее понимания.
Михайлов, И. Ф. К гиперсетевой теории сознания / И. Ф. Михайлов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 87-98.
Главными результатами исследований в области философии сознания можно считать, во-первых, представление о формах собственно человеческого сознания как о модальностях, складывающихся в сфере и в процессе коммуникации, а во-вторых, тезис о значимости сложных чувственных образов, которые, будучи частью общего нам и другим животным феноменального интерфейса с миром, формируются под воздействием потребностей и наполняются смыслом благодаря им. Результаты исследований в области нейросетей дали начало междисциплинарному направлению в исследованиях сознания, известному как коннекционизм. В рамках коннекционизма ментальная деятельность моделируется через распространение сигналов активации между простыми вычислительными единицами, что делает её возможной в условиях нечётких или недостаточных данных, контекстозависимых понятий и динамических репрезентаций.
Иванов, В. В. К истории монадологии как учения о прерывных единствах / Вяч. Вс. Иванов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 99-124.
Автор говорит о таком подходе, который разные мыслители традиционно называли монадологией. Речь идет о выделении целостных прерывных (дискретных) единиц, характеризующихся единством строения и наличием содержания, общего для всех отдельных частей, cпаянных вместе. Половина доклада посвящена истории монадологии и столько же – приложениям этих идей, в частности, выделению дискретных (прерывных) единиц: монад и атомов, и тех, которые носят другой, непрерывный характер, по отношению к лингвистике – науке о языке. Автор рассказывает преимущественно об их приложении к языку и к другим затрагиваемым проблемам монадологии и атомистики, в том числе и в связи с Ньютоном и Лейбницем. Доклад В. В. Иванова сопровождается публикацией материалов дискуссии, развернувшейся по теме доклада.
Емельянов, В. В. Образы предбытия в шумерских литературных текстах / В. В. Емельянов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 125-134.
Шумерские литературные тексты содержат множество образов и суждений, которые впоследствии стали предметом философской рефлексии. В статье рассматриваются фрагменты эпоса, заговоров и царской надписи, из которых можно извлечь представления шумерской культуры о предбытии. В результате анализа текстов выясняется, что предбытие было для шумеров идеалом состояния человека и мира, образом святости и блаженства.
Лечич, Н. Д. Звездное небо и моральный закон: очерк истории пифагорейской идеи / Н. Д. Лечич // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 135-152.
Статья показывает возможность отнести появление этики ко временам ранней пифагорейской школы (РПШ). Анализ специфического слияния монизма и онтологического и эпистемологического дуализма РПШ и элеатов показывает, что эти школы оставили в наследство европейской мысли философское обоснование взаимоотношения космологии и этики вместе с клубком неразрешенных проблем. Они видны в первых проявлениях философской реакции на четыре ключевых экзистенциально-эпистемологических феномена: двойки, беспокойства (ужаса), грязного и ошибки.
Мартынов, Д. Е. Учение об уравнении людей Лю Ши-пэя / Д. Е. Мартынов, Ю. А. Мартынова // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 153-157.
В статье рассмотрена утопическая теория Лю Ши-пэя (1884–1919) – одного из пионеров анархической мысли в Китае. Его доктрина интересна попыткой использования арсенала древнекитайской социальной мысли для обоснования общества будущего, построенного на принципах абсолютного равенства. Единственным механизмом его реализации является общеобязательный крестьянский труд. Статья предваряет перевод "Рассуждения об уравнении сил людей" Лю Ши-пэя.
Лю Ши-пэй, Рассуждение об уравнении сил людей / Лю Ши-пэй // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 157-163.
Статья Лю Ши-пэя показательна со всех точек зрения. Во-первых, она чрезвычайно ярко демонстрирует общую идеологическую линию китайских анархистов и их упрощённо-социологические взгляды. При этом Лю Ши-пэй полагал, что излагаемые им идеи являются самыми современными, научными и гуманными. Объяснялось это тем, что его доктрина основывалась на крайне упрощённо понимаемой дарвиновской теории, но с одной оговоркой: Лю Ши-пэй отказывался видеть источником прогресса борьбу.
Власова, О. А. Ясперс и Хайдеггер: по следам утраченных разговоров / О. А. Власова // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 164-174.
В статье предлагается авторская интерпретация философской дружбы К. Ясперса и М. Хайдеггера. Воссоздается канва их отношений в контексте исторической ситуации, анализируются идейные взаимовлияния их раннего творчества. История их дружбы рассматривается как история обращения к философии, в которой они в подлинной коммуникации шли по пути истины: в обоюдном общении начала 1920-х гг. они начинают формироваться как самостоятельные мыслители.
Малинкин, А. Н. Социология знания М. Шелера и К. Манхейма: сравнительный анализ методологий / А. Н. Малинкин // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 175-186.
В центре сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения сложившегося подхода к квалификации их взглядов, основанной на противопоставлении.
Носов, Д. М. Очевидное зло? Неочевидное благо? / Д. М. Носов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 187-198.
В статье прослеживается влияние христианской нравственной традиции, воспринимающей добродетель и грех как диаметральные противоположности, на последующую европейскую культуру (от теории этического сентиментализма до марксизма). Рассматриваются различные ситуации, в которых подобный дихотомический подход дает сбой. Проводится подробный анализ того, как очевидное зло на деле оказывается неочевидным благом.
Долгов, К. М. Эстетика личности и жизни : (к 100-летию со дня рождения М. Ф. Овсянникова) / К. М. Долгов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 199-203.
Автор делится своими впечатлениями о встречах, общении с Михаилом Федотовичем Овсянникове, говорит о его вкладе в развитие философии, эстетики.
Билалов, М. И. Векторы становления и осмысления российского самосознания : (обзор конференции) / М. И. Билалов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 204-209.
На конференции рассматривались вопросы : что является объектом самосознания; содержание российского самосознания; соотношение самосознания с идентичностью.
Меликов, И. М. Культура диалога культур : (обзор международной научной конференции) / И. М. Меликов, А. А. Гезалов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 210-215.
На конференции были освещены такие вопросы, как культура диалога, единство культур, многообразие культур, взаимодействие культур, уникальность и универсальность культур и др.