Дубровина, Л. А. Системный подход в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса [Текст] / Л. А. Дубровина // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 5-11. - Библиогр.: с. 11.
В статье рассматривается проблема организации взаимодействия субъектов образовательного процесса с учетом современных требований к нему. Системный подход позволяет взаимодействовать на более высоком уровне, достигать синергетического эффекта. Организация образовательного процесса в рамках системного подхода позволяет изменить его направленность: от обучающей к личностно развивающей. В статье выделяются способы организации образовательного процесса в рамках системного подхода.
Звонова, Е. Е. Интеллектуальная ограниченность учащегося как повод для самотрансценденции [Текст] / Е. Е. Звонова // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 12-17. - Библиогр.: с. 17.
В статье осуществлен анализ ситуации отстающего вследствие отсутствия интеллектуальной одаренности учащегося с позиций логотерапии. Интеллектуальная ограниченность представлена в качестве повода для самотрансценденции. Демонстрируется целесообразность использования логотерапии для преобразования пассивной неудовлетворенности ученика наличествующим положением вещей в неудовлетворенность активную, трансформации отрицательной мотивации к учебной деятельности в положительную.
Максимова, Е. Б. Гендерные особенности эмпатии современных подростков [Текст] / Е. Б. Максимова // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 18-27. - Библиогр.: с. 25-26.
В настоящее время в образовательной среде отмечается высокий уровень агрессивного поведения у обучающихся, для профилактики которого требуется развитие эмпатии. В статье описана степень выраженности компонентов эмпатии подростков (n = 36), обозначены гендерные различия. Эмпатия обладает возможностью развития, а подростковый возраст является ключевым в процессе становления эмоционально-волевой регуляции человека.
В статье содержится обзор теоретических положений и методик решения проблемы мотивации к учебе на основе достижений когнитивной науки. Представлены две авторских методики в дополнение к существующим подходам: 1) компьютерные тренажеры рабочей памяти на целевом контенте; 2) методика использования в целенаправленной практике эвристической беседы как инструмента коррекции ментальных моделей ученика.
Шатова, С. С. Субъектность как основа функциональной грамотности младших школьников [Текст] / С. С. Шатова // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 36-49 : рис. - Библиогр.: с. 48-49.
В статье рассматривается проблема роли субъектности младших школьников в достижении функциональной грамотности. Выделяются два компонента субъектности: нравственно-этический и творческо-преобразующий. Определяется роль каждого из компонентов в формировании функциональной грамотности посредством оценки содержательного, динамического и возрастного аспектов. Формулируются основные положения модели развития субъектности младших школьников с целью повышения их функциональной грамотности.
Кокотайло, К. А. Социально-эмоциональные аспекты развития личности девочек-подростков, обучающихся в закрытых ведомственных образовательных организациях [Текст] / К. А. Кокотайло // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 50-61 : рис. - Библиогр.: с. 60.
В статье представлены результаты изучения социально-эмоциональных аспектов развития личности девочек-подростков, обучающихся в закрытой ведомственной образовательной организации. Выявлены особенности личностной и социальной идентичности, самооценки, эмоционального и социального интеллекта воспитанниц закрытой образовательной организации, обозначен социальный аспект развития личности девочек.
Боязитова, И. В. Системное познание интегральной индивидуальности экстравертов и интроветров в науках о человеке (к 120-летию со дня рождения В. С. Мерлина) [Текст] / И. В. Боязитова, В. В. Белоус // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 62-71. - Библиогр.: с. 69-71.
В статье с интегративных позиций раскрываются характеристики экстравертов и интровертов. Показано, что экстраверты подчиняются реципрокным отношениям между природным и социальным. Интроверты, наоборот, между социальным и природным. Экстраверты располагаются в плоскости линейного пространства, интроверты – нелинейного. Разнонаправленность основных свойств интегральной индивидуальности обеспечивает гармоничность и успешность приспособительной деятельности тех и других испытуемых.
Веселовский, И. А. Социальный интеллект в профессиональной деятельности военного психолога: историография вопроса [Текст] / И. А. Веселовский, В. И. Екимова // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 72-81. - Библиогр.: с. 79-81.
В статье представлен историографический обзор исследований социального интеллекта (СИ) отечественных и зарубежных психологов в связи с определением значения СИ для успешного осуществления профессиональной деятельности военного психолога. В обзоре рассматриваются отдельные концептуальные подходы к определению социального интеллекта, его природы и места в когнитивной сфере личности, представлены различные модели социального интеллекта, его составляющие и функции. В работе обобщаются результаты исследований социального интеллекта как фактора успешности профессиональной деятельности психолога в целом и военного психолога в частности. Обосновывается вывод о важности социального интеллекта для осуществления психологом продуктивного профессионального взаимодействия с военнослужащими.
Шефер, О. Р. Подходы к психологическому исследованию формирования учебно-профессиональной мотивации высшего образования [Текст] / О. Р. Шефер, С. В. Крайнева // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 82-94. - Библиогр.: с. 93-94.
В статье анализируется психологический аспект внедрения в практику обучения и воспитания в системе высшего образования методики формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов бакалавриата в рамках программ по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» средствами компетентностно-ориентированных заданий при изучении дисциплины «Физика Земли».
Авакян, И. Б. Развитие инновационной готовности преподавателя в условиях благоприятного социально-психологического климата высшего учебного заведения [Текст] / И. Б. Авакян // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 95-107 : табл. - Библиогр.: с. 106-107.
Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме социально-психологического климата педагогических коллективов высших учебных заведений как условия развития инновационной готовности преподавателя.
Бубнов, А. Л. Тенденции изучения групповой самоидентичности с позиции субъектного подхода в психологии [Текст] / А. Л. Бубнов // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 108-115. - Библиогр.: с. 113-114.
В статье рассматривается применение субъектного подхода в целях изучения групповой самоидентичности малой группы, проводится разделение дефиниций социальной и групповой идентичностей.
Формирование конструктивных копинг-стратегий родителей подростков-правонарушителей [Текст] / В. И. Екимова [и др.] // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 117-125. - Библиогр.: с. 124.
Результаты проведенного исследования позволяют также говорить о том, что в разных ситуациях, обусловленных как видом наказания подростка-правонарушителя, так и его психофизиологическими особенностями, конструктивность копинг-стратегий родителей будет различной.
Авраменко, Т. С. Развитие межличностных взаимоотношений старшеклассников как фактор эмоциональной безопасности образовательной среды [Текст] / Т. С. Авраменко // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 126-145. - Библиогр.: с. 144-145.
В статье описывается эксперимент по развитию взаимоотношений старшеклассников с помощью тренинга эффективного взаимодействия. Показано, что тренинг выступает эффективным средством развития взаимоотношений школьников, формирования у них стиля сотрудничества, повышения уровня альтруизма. В свою очередь развитие отношений ведет к повышению эмоциональной безопасности личности в образовательной среде.
Березина, Т. Н. Ожидаемая продолжительность жизни и ее связь с экстремальным образом поведения у студентов и профессионалов [Текст] / Т. Н. Березина, О. В. Баранова, Ю. И. Дзебик // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 146-154. - Библиогр.: с. 153.
В статье показано, что ожидаемая продолжительность жизни студентов в возрасте 23 лет незначительно отличается от таковой специалистов экстремального профиля в возрасте 43 лет и равна 81–84 годам. Наибольшая ожидаемая продолжительность жизни была обнаружена у работников Крайнего Севера. На нашей выборке отсутствовали взаимосвязи ожидаемой продолжительности жизни с возрастом респондентов, экстремальным образом поведения, оптимизмом и смысложизненными ориентациями.
Агаева, Д. А. Организация психолого-педагогического сопровождения младших школьников в структуре проектной деятельности [Текст] / Д. А. Агаева // Психология обучения. - 2017. - N 12. - С. 155-160. - Библиогр.: с. 160.
В статье проведен обзор мнений отечественных ученых и психологической литературы, на основании чего представлены сформулированные особенности организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников в структуре проектной деятельности.