Вопросы психологии. - 2017. - № 4.
Асмолов, А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции [Текст] / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 3-26.
В статье показывается, что во многом благодаря теории открытых неравновесных систем И.Р. Пригожина, неклассической биологии целенаправленной активности Н.А. Бернштейна, модернистским теориям и новым фактам, открытым в эволюционной биологии на границе XX и XXI столетий происходит как «переоткрытие времени» (И. Пригожин), так и переоткрытие эволюции. Феноменология неадаптивных проявлений в биологии, социологии и психологии, воспринимаемых как неудачи и ошибки эволюции, и привлекаемые для их интерпретации представления о преадаптации к непредсказуемому будущему из фона исследований превращаются в фигуру. На основе этих фактов обосновывается гипотеза о преадаптации к неопределенности как стратегии навигации развивающихся систем.
Тюменева, Ю. А. Эффект самостоятельного выведения принципа из комплексной учебной задачи для последующего переноса [Текст] / Ю. А. Тюменева, И. В. Шкляева // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 27-39.
Одним из хорошо обоснованных в литературе приемов обучения является сравнение двух аналогичных учебных задач, проясняющее их структуру и облегчающее дальнейший перенос способа решения в новый контекст. К сожалению, подбор правильных задач для сравнительного изучения часто становится отдельной методической проблемой. Альтернативой могла бы стать инструкция на самостоятельное выведение принципа из единственной учебной задачи, но эффект такой инструкции мало изучен. Наша цель была оценить эффект активного изучения по сравнению с пассивным способом (только чтение) и с действиями по инструкции: сравнить две учебные аналогичные задачи.
Скороходова, Н. Ю. Использование "педагогической власти" на уроках в российских и итальянских школах [Текст] / Н. Ю. Скороходова // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 40-52.
В кросскультурном исследовании с участием российских и итальянских старшеклассников анализируется взаимодействие учителя с учениками в ситуациях нарушения школьниками правил и ситуациях разногласий между учителем и учениками. Сравниваются представления школьников об использовании российскими и итальянскими учителями средств воздействия на учащихся, реакциях учеников на использование различных средств воздействия. Взаимодействие учителя и ученика на уроке в ситуациях использования власти учителем рассматривается как процесс развертывания сопряженных действий его участников. случаев.
Скрипкина, Т. П. Профессиональные деформации у педагогов при разных типах доверительных отношений в дошкольных организациях [Текст] / Т. П. Скрипкина // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 53-63.
Рассматривается проблема формирования профессиональных деформаций педагогов дошкольных организаций с разным стажем работы и при разных типах системы доверительных отношений. Показателями выраженности профессиональных деформаций являются изменения (1) в использовании психологических защит, (2) в стратегиях поведения в конфликте и (3) в акцентуациях характера по мере пребывания в профессии. Под системой доверительных отношений понимается соотношение уровня выраженности доверия к себе и к миру одновременно. Выделяется два основных типа доверительных отношений: гармоничный тип (уровень выраженности доверия к себе равнозначен уровню выраженности доверия к миру) и дисгармоничный тип (уровень выраженности доверия к себе не соответствует уровню выраженности доверия к миру). Эмпирически доказано, что одним из факторов, способствующих развитию профессиональных деформаций, является дисгармонично выраженная система доверительных отношений, что проявляется в ряде параметров, появляющихся или усиливающихся по мере пребывания в профессии.
Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсам академической успешности [Текст] / В. И. Моросанова, Т. Г. Фомина // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 64-75.
Рассмотрена проблема взаимосвязи осознанной саморегуляции и отношения к учению и индивидуально-типологических ее проявлений как различных форм специальных ресурсов академической успешности старшеклассников. Представлены результаты эмпирического изучения взаимосвязи осознанной саморегуляции и отношения к учению и ее типологических форм на выборке учащихся старшего школьного возраста (N = 506 чел.). Методики обследования: опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности, ССУДМ-ЭКСПРЕСС»; опросная методика Г.Ю. Айзенка «Личностный профиль EPI». Результаты обследования были сопоставлены с данными школьных экзаменационных тестирований в форме государственной итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
Юревич, А. В. Отношение к смерти как психологическая проблема [Текст] / А. В. Юревич // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 76-86.
Рассматриваются психологические аспекты отношения к смерти - проблемы, которая традиционно табуирована в обществе, однако при этом проникает в массовую культуру в виде симулякров. Приводятся мнения философов и богословов о смерти, а также результаты эмпирических исследований - социологических и психологических, характеризующие отношение к ней в массовом сознании. Показана эволюция отношения к смерти в истории европейской цивилизации и в индивидуальном сознании. Рассмотрена проблема веры в загробную жизнь, а также вопрос о том, как религиозность влияет на страх смерти. На основе результатов эмпирических исследований рассмотрена структура страха смерти, показано, чего именно люди боятся, в частности, то, что они боятся не столько смерти самой по себе и окончания своего существования, сколько тяжелого и мучительного процесса умирания. Приводятся высказывания различных мыслителей, формирующие позитивные установки в отношении смерти и способные выполнять психотерапевтические функции.
Стресс, болезнь и научение как условие регрессии [Текст] / Ю. И. Александров [и др.] // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 87-101. - Библиогр.: с. 98-101 (59 назв.).
Несмотря на долгую историю использования представления о регрессии, ее проявления и механизмы остаются малоизученными, специальные экспериментальные исследования единичны, а мнения о ее значении - весьма противоречивы. Цель настоящего экспериментально-теоретического исследования состояла в том, чтобы выявить, какие закономерности динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежат в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявляемых при, казалось бы, весьма разнородных состояниях и воздействиях, таких как сильные эмоции, введение алкоголя, стресс, разнообразные заболевания. Рассматриваются механизмы развития стресса и закономерности стрессовой адаптации. Проводится сопоставление механизмов болезни и стресса.
Социально-психологические факторы удовлетворенности жизнью молодежи: религиозный аспект проблем проблемы [Текст] / Е. Ф. Новгородова [и др.] // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 102-117. - Библиогр.: с. 112-115 (78 назв.).
В настоящее время отмечается повышенное внимание научного сообщества и государственной власти к развитию Дальнего Востока России. Важным аспектом данного вопроса является миграционный отток населения из Дальневосточного федерального округа; особенно остро обстоит ситуация с оттоком наиболее активного социального слоя - молодежи. Авторы рассматривают территориальную мобильность молодых людей как способ регуляции их субъективного благополучия. Данная статья содержит итоги эмпирического исследования, проведенного на обширной выборке (n = 657) учащихся различных образовательных систем (массовые школы, учреждения среднего профессионального образования и университеты).
Роль фонового психологического пространства в возникновении эффектов установки [Текст] / М. И. Яновский [и др.] // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 117-128. - Библиогр.: с. 127-128 (17 назв.).
Предметом нашего исследования были некоторые аспекты природы установки. В ряде своих работ Д.Н. Узнадзе описывает «подпсихическую», или «биосферную реальность», которая, по его представлению, выполняет функцию промежуточного звена между психикой и внешним объективным миром. Со временем Узнадзе заменил это понятие на более привычное - «установка», тем не менее содержание его в значительной мере осталось тем же и составило специфику именно узнадзевского понимания установки. Возможны ли свидетельства, подтверждающие «биосферную» природу «эффектов Узнадзе»? Авторами статьи была проведена серия экспериментов, которая дает аргументы в пользу такого понимания.
Иванников, В. А. О природе мотивации трудовой деятельности [Текст] / В. А. Иванников // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 129-136. - Библиогр.: с. 136 (15 назв.).
В предлагаемой статье анализируется мотивация трудовой деятельности. Выделены две главные потребности, побуждающие человека к трудовой активности: потребность в необходимых условиях социальной жизни и потребность иметь профессию. Тем самым утверждается положение о полимотивации трудовой деятельности. Предложено объяснение порождения труда как трудовых действий человека, зарождающихся в биологически важной деятельности и направленных на производство предметов социальной ценности (орудия и предметы потребностей). Показано, что труд рабочего на современном предприятии является и самостоятельной деятельностью, и действием в другой деятельности.
Тхостов, А. Ш. Зачем вообще нужна наука? [Текст] / А. Ш. Тхостов // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 137-142. - Библиогр.: с. 142 (7 назв.).
Рассматривается проблема ценностных оснований науки в контексте снижения социального значения науки, статуса ученого и размывание его самоидентификации в современном обществе. Обсуждаются субъективный статус ученого, значимость и ценность его деятельности, различные варианты социального и субъективного значения науки: наука как рынок, как арсенал, как храм. Анализируются причины снижения статуса академической науки во всех сферах знания, что особенно заметно в области гуманитарных наук. Выделяется символическое значение науки, связанное с исторически сложившимся статусом ученого, обладающего особыми знаниями и качествами. Именно сохранение и доминирование символического значения науки при снижении ее объективной ценности приводят к парадоксальной ситуации расширения возможностей фальсификации научных знаний, дискредитации научных званий и замены их на чисто декоративные статусные знаки.
Панферов, В. Н. Человекознание Б. Г. Ананьева как методология в психологической науке [Текст] / В. Н. Панферов // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 143-152. - Библиогр.: с. 152 (14 назв.).
Рассматривается методологический потенциал принципа целостности в человекознании Б.Г. Ананьева. Он является гносеологической основой интегрального синтеза психологии человека в комплексных исследованиях его психической организации, а также в междисциплинарном познании человека. По результатам исследований человека в этнологии, антропологии, психологии и социологии определены формы целостного проявления этничности как физического типа индивида и психологического типа личности в его внешнем облике, социальной перцепции и социальном взаимодействии людей.
Хохлов, Н. А. Межполушарные и внутриполушарные межмодальные перешифровки как фактор выраженности математических способностей в юношеском возрасте [Текст] / Н. А. Хохлов, М. С. Ковязина // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 153-163. - Библиогр.: с. Библиогр.: с. 161-163 (22 назв.).
Статья посвящена исследованию межполушарных и внутриполушарных межмодальных перешифровок, эффективность которых обусловливает вариативность математических способностей в юношеском возрасте. Предыдущие исследования авторов показали, что сочетание показателей асимметрий, отражающих неравнозначность полушарий голов- ного мозга в реализации моторных и сенсорных функций, сильнее связано с математиче- скими способностями, чем отдельные латеральные признаки. Это позволило предположить, что математические способности связаны с межполушарным и внутриполушарным межмодальным взаимодействием, на произвольном уровне проявляющемся в способности перешифровывать информацию из одной модальности в другую.