Русский язык в школе. - 2016. - № 9.
Ларионова, Л. Г.
Общедидактические принципы изучения орфографических правил в средней школе [Текст] / Л. Г. Ларионова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 3-7.
В статье рассмотрены принципы дидактики, наиболее значимые при изучении в средней школе на уроках русского языка орфографических правил в аспекте коммуникативно-деятельностного подхода.
Рамазанов, Р. К.
Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся полиэтнических школ посредством русских фразеологизмов [Текст] / Р. К. Рамазанов // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 7-10.
В статье рассматриваются проблемы формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций на основе фразеологического материала в полиэтнической школе. Показаны особенности методики работы с фразеологизмами в полиэтнической среде, приведены типы упражнений, тематика сочинений с использованием фразеологических единиц.
Егорова, Н. В.
Тематические тесты по русскому языку для V-IX классов [Текст] / Н. В. Егорова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 11-16.
В статье описана модель педагогического теста, дающая представление о структуре знаний каждого ученика и группы в целом, а также позволяющая скорректировать учебный процесс на групповом и индивидуальном уровнях.
Москвин, В. П.
О предмете и категориях стилистики текста [Текст] / В. П. Москвин // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 17-21.
В статье уточнены предмет и категориальный аппарат стилистики текста, в этой связи критически рассмотрен ряд спорных вопросов теории текста, в частности о критериях текстуальности, о понятии и типах композиции и др.; проанализированы стилистически значимые приемы, связанные с процессом текстообразования.
Бондаренко, М. А.
Приемы организации уроков при изучении фразеологии [Текст] / М. А. Бондаренко // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 22-27.
Автор предлагает систему изучения фразеологии в средней школе, которая включает в себя разнообразные формы деятельности, способствующие достижению предметных и метапредметных результатов обучения, приводит конкретные примеры организации занятий с использованием активных форм деятельности, занимательные, развивающие, аналитические, поисковые, проблемные задания. Материалы статьи будут полезны в ходе преподавания данного раздела в полиэтнических классах.
Сульниченко, В. Н.
Использование фразеологизмов при изучении глагола в школе [Текст] / В. Н. Сульниченко // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 28-29, 54.
В статье рассматривается использование фразеологизмов на уроках русского языка при изучении глагола в коммуникативном аспекте. Представлена система упражнений с включением в них фразеологизмов с глаголами, что способствует формированию культуры речи школьников и их речевого мастерства.
Левушкина, О. Н.
Урок характеристики текста. Роль причастий в художественном тексте [Текст] / О. Н. Левушкина // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 30-31.
Урок посвящен обучению пониманию и интерпретации художественного текста посредством различных видов анализа текстов и их сопоставления.
Миртов, А.
Семь уроков вежливости на занятиях русским языком [Текст] : (Евфемистические упражнения) / А. Миртов // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 32-36.
Романов, Д. А.
Поэтика подробностей: лингвостилистический анализ повести С. Т. Аксакова «Семейная хроника» [Текст] / Д. А. Романов // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 37-43.
В статье рассматриваются основные композиционные, стилистические и собственно языковые формы текстовой детализации. Автор расценивает детализацию, «стихию подробностей» как одну из главных текстообразующих характеристик произведения.
Панова, Е. А.
«Четвертый манифест акмеизма»?: (Лингвопоэтический анализ стихотворения Г. Иванова «Горлица пела, а я не слушал») [Текст] / Е. А. Панова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 43-49.
В статье анализируется одно из ранних стихотворений Г. Иванова, в котором визуальные и акустические образы служат метафорическому раскрытию любовной темы.
Базылев, В. Н.
Саморефлексия русского языка [Текст] / В. Н. Базылев // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 50-54.
Статья посвящена разъяснению основных иделогических и историко-филологических мифов, связанных с русским языком. Представляется новое направление отечественной филологии - криптофилология.
Минеева, З. И.
Суффиксальные номинации лица в современном русском языке [Текст] / З. И. Минеева // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 55-59.
В статье рассматриваются модели образования номинаций человека с суффиксами -ант, -евт, -шник, которые проявляют активность в русском языке XXI в. Материал исследования включает словари неологизмов 1971-2014 гг., Национальный корпус русского языка и тексты массмедиа.
Красовская, Н. А.
Семантика общеупотребительных глаголов в тульских говорах [Текст] / Н. А. Красовская // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 60-63.
Статья посвящена рассмотрению глаголов, известных в тульских говорах. Автор анализирует формирование диалектного употребления литературных лексем. Чаще всего семантические глагольные диалектизмы образуются на основе метафорического переноса и общности в представлении действий.
Полковникова, С. А.
Компетенция и компетентность [Текст] / С. А. Полковникова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 64-68.
В статье прослеживается значение слов компетенция и компетентность по данным толковых словарей и словарей иностранных слов, начиная с первой лексикографической фиксации (с начала XIX по XXI в.), определяются составляющие понятий, выражаемых этими словами, в научной и методической литературе.
Дейкина, А. Д. Ориентировочное планирование работы в VII классе по УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (науч. ред. Н. М. Шанский) «Русский язык» на 2016/2017 учебный год» [Текст] : (I четверть, окончание) / А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 73-79.
I четверть (окончание).
Савчук, Л. О.
Ориентировочное планирование работы по учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. А. Д. Шмелева на 2016/2017 учебный год [Текст] : (I четверть, окончание) / Л. О. Савчук, В. В. Вартанян, М. В. Аверьева // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 9. - С. 80-90.
I четверть (окончание).
Русский язык в школе и дома : журнал в журнале.
Волошина, О. А.
О первом научном направлении в языкознании и о методике доказательства языкового родства [Текст] / О. А. Волошина // Русский язык в школе : журн. - 2016. - N 9 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2016. - № 9. - С. 2-4.
Историческое языкознание, сравнение языкок, их родство.
Шэтэля, В. М.
Гвардия [Текст] / В. М. Шэтэля // Русский язык в школе : журн. - 2016. - N 9 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2016. - № 9. - С. 5-6.
Тайны слова.
Елисеева, М. Б.
"Сколько в моем имени слов?" [Текст] : (О пути овладения чтением и письмом детьми) / М. Б. Елисеева // Русский язык в школе : журн. - 2016. - N 9 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2016. - № 9. - С. 7-10.
Пахнова, Т. М.
Учусь самостоятельно постигать тайны слова и текста [Текст] / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе : журн. - 2016. - N 9 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2016. - № 9. - С. 11-12.
Подготовка к итоговой аттестации на основе работы с текстом.
Ларионова, Л. Г.
Рабочая тетрадь [Текст] / Л. Г. Ларионова // Русский язык в школе : журн. - 2016. - N 9 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2016. - № 9. - С. 13-16.
Правописание, 5 класс (упражнения, задания).
Галкина, Г. В.
Занимательные задания по русскому языку [Текст] / Г. В. Галкина, Л. З. Полонецкая // Русский язык в школе : журн. - 2016. - N 9 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2016. - № 9. - С. 17-18.