Проанализированы целевые показатели, характеризующие состояние системы дошкольного образования: численности воспитанников в возрасте до 3 лет для национального проекта «Демография», обеспеченность детей в возрасте от полутора до трех лет местами в организациях, численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получающих услуги по дошкольному образованию в группах для детей с ОВЗ, количество свободных мест в группах для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях.
Семенова, В. Э. Важные аспекты социализации современного ребенка: версия дошкольных педагогов / В. Э. Семенова, Л. Э. Семенова. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 13-21.
Приводятся результаты исследования, свидетельствующие о недостаточной готовности дошкольных педагогов содействовать повышению компетентности родителей в вопросах социализации дошкольника.
Чумичева, Р. М. Особенности социализации дошкольников в сельском социуме / Р. М. Чумичева, Е. Е. Илясова. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 22-30.
Проведен анализ психологических, педагогических исследований проблемы сельского социума и сельской школы как среды социализации детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности сельского социума, который является хранителем национальных ценностей.
Морозюк, С. Н. Эмоциональное благополучие дошкольника в зависимости от особенностей рефлексии его матери / С. Н. Морозюк, Ю. В. Морозюк, Е. С. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 31-36.
Представлены результаты эмпирического исследования связи рефлексии матери с эмоциональным благополучием ребенка дошкольного возраста. В качестве метода изучения особенностей рефлексии матери, использовался когнитивно-эмотивный тест Ю.М. Орлова, С.Н. Морозюк. Эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста определялось на основе анализа данных социометрических методик Т.А. Репиной «Секрет» и «Два домика», а также Карты наблюдений Л. Стотта. В исследовании приняли участие 194 респондента - матери, воспитывающие дошкольников, и 194 респондента - дети старшего дошкольного возраста. Результаты эмпирического исследования были обработаны с использованием статистической программы «STATISTIKA 7.0» с применением коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена.
Ежкова, Н. С. Профессиональная культура воспитателя в ракурсе современных подходов к образованию дошкольников / Н. С. Ежкова. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 37-40.
Раскрываются сущностно-содержательные стороны профессиональной культуры воспитателей и современные подходы к ее проявлению с учетом требований к проектированию и организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Описаны особенности проявления профессиональной культуры воспитателей с ориентацией на природную эмоциональность дошкольников.
Молодцова, Н. Г. Событийный подход к социализации дошкольников средствами произведений живописи / Н. Г. Молодцова. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 41-49.
Рассматривается авторский подход к развитию социальных навыков и формированию коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста методом фасилитированной дискуссии на материале произведений живописи; выделяются аспекты и этапы этого процесса; анализируются критерии социализации с точки зрения их развития в процессе группового обсуждения картины; приводится фрагмент занятия с детьми в качестве иллюстрации данного событийного подхода.
Сидоренко, В. Н. Имидж и репутация – стратегический актив образовательной организации / В. Н. Сидоренко. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 50-57.
Рассматривается проблема формирования имиджа образовательной организации, влияние средств массовой информации и различных социальных групп на создание индивидуального облика.
Внук, Л. Б. Образовательный проект «Школа мира» как эффективное средство социализации детей дошкольного возраста в республике Беларусь / Л. Б. Внук. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 58-61.
Рассматривается актуальность проблем социализации детей дошкольного возраста на современном этапе. Раскрываются направления и содержание работы учреждения дошкольного образования в рамках республиканского проекта Республики Беларусь «Школа мира». Автором представлен опыт работы в данном направлении, определены эффективные средства и формы работы с воспитанниками: метод проектов, социальные акции, электронные образовательные ресурсы.
Бирюкова, Н. Е. Использование метода проектов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста / Н. Е. Бирюкова. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 62-65.
Раскрывается эффективность использования метода проектов в формировании толерантности у воспитанников учреждения дошкольного образования. Автором представлен опыт по формированию у воспитанников учреждения дошкольного образования уважительного отношения к другим людям, приобщения к культурным ценностям как своего, так и других народов в ходе реализации проектов.
Седина, Т. Л. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития детей дошкольного возраста / Т. Л. Седина. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 66-70.
Раскрываются особенности регуляции эмоционального развития детей дошкольного возраста средствами художественной и творческой деятельности. Автором представлены наиболее эффективные арт-терапевтические средства, такие как песочная терапия, глинотерапия, изотерапия и сказкотерапия, способствующие гармонизации эмоциональной сферы ребенка.
Зацепина, М. Б. Социализация детей дошкольного возраста в культурно-досуговой деятельности на основе музыкального фольклора / М. Б. Зацепина, Г. Е. Жукова, В. Н. Суворова. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 71-75.
Рассматривается вопрос социализации детей дошкольного возраста, о влиянии досуга на данный процесс, об использовании в культурно-досуговой деятельности народного музыкального творчества, об организации фольклорных праздников.
Оськина, Ю. О. Развитие эмоционального интеллекта детей в проектной деятельности в условиях разновозрастной группы / Ю. О. Оськина, Д. К. Бурдихина. – Текст : непосредственный // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : науч. - метод. журн. – 2023. – № 2. – С. 76-80.
Особенность проекта заключается в том, что он был выстроен вокруг образовательной проблемной ситуации и направлен на развитие эмоционального интеллекта детей в условиях разновозрастной группы. Образовательная проблемная ситуация - технология, которая все чаще используется в различных образовательных форматах, целью которой является актуализация интересов детей, а главное - дать понимание ребенку, зачем ему самому выполнять ту или иную работу, задание, действие. Межвозрастное общение детей друг с другом стало фактором, повышающим эффективность детской проектной деятельности.