Книжные выставки

Приглашаем обсудить работу библиотеки. Режим работы, обслуживание, услуги и т.д.

Модераторы: Natl, Natali

Аватара пользователя
Elen
Книжный зубр
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 20 ноя 2020, 11:01

Re: Книжные выставки

Сообщение Elen » 13 ноя 2025, 09:55

Книжная выставка «Писатель огненных лет»




28 ноября 2025 года исполняется 110 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова (1915-1979) - русский советский писатель, поэт, драматург, журналист и военный корреспондент, чье творчество неразрывно связано с темой Великой Отечественной войны.

Константин Михайлович Симонов, прошедший всю Великую Отечественную войну- личность удивительная, яркая. Его репортажи, стихи, сценарии, пьесы, роман " Живые и мертвые" вошли не только в историю литературы, но и в историю войны, историю жизни не одного, а целого ряда поколений. Не было бойца, который не знал стихотворение "Жди меня". Солдаты вырезали стихи из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Стихотворения находили в нагрудных карманах раненых и убитых. По пьесе Симонова "Парень из нашего города" был снят фильм, ставились спектакли. Дружба, любовь, война - всегда об этом писал Симонов. Это было самое важное тогда. Воевать ради жизни на Земле - и любить, и дружить, и быть бесстрашным и добрым. Бороться за счастье людей, пусть тебе совсем незнакомых, - тогда жизнь не напрасна, тогда она важна и прожита не зря. Все лучшее, что есть в человеке, - есть и в главных персонажах всех сочинений Симонова. Поэтому и его читатели всегда становятся лучше, добрее, умнее.

Симонов – это голос поколения, прошедшего через горнило войны. Его стихи, проза и пьесы стали летописью мужества, стойкости и трагедии советского народа. Он был военным корреспондентом, видел войну своими глазами и передавал ее правду в своих произведениях.

Пожалуй, самое известное его стихотворение – "Жди меня, и я вернусь…", написанное в 1941 году, стало символом веры и надежды для миллионов людей, разлученных войной. Оно звучало как заклинание, как обещание вернуться и дождаться, и давало силы пережить самые тяжелые времена.

Но Симонов – это не только война. Он писал о любви, о дружбе, о человеческих отношениях в самых экстремальных обстоятельствах. Его романы "Дни и ночи", "Живые и мертвые", "Солдатами не рождаются" – это масштабные полотна, рисующие жизнь страны в переломный период истории.

Спустя 110 лет со дня его рождения, творчество Константина Симонова остается актуальным и востребованным. Его произведения учат нас помнить о прошлом, ценить мир и беречь человечность. Они напоминают о цене, которую заплатили наши предки за свободу и независимость, и призывают к ответственности за будущее.

Абонемент библиотеки ШГПУ предлагает вниманию читателей книжную выставку "Писатель огненных лет", посвященную юбилею писателя. На книжной выставке представлены произведения неразрывно связанные с темой Великой Отечественной война — масштабная эпопея о трагической и героической эпохе «Живые и мертвые», сборник стихов «Жди меня» и другие произведения. Так же на книжной выставке можно найти монографию о творчестве Константина Симонова.

Книжная экспозиция будет интересна как молодым читателям так и читателям старшего поколения. Будут представлены биографические очерки и произведения самого писателя.

Книжная выставка "Писатель огненных лет", действует на абонементе ШГПУ
(учебный корпус №1, сектор А, ауд. 162). С 8.00 до 16.00
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 966
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: Книжные выставки

Сообщение Полина » 17 ноя 2025, 15:15

Книжная выставка «Шадринск в годы Великой Отечественной войны»

Великая Отечественная война (1941-1945) затронула каждого человека, каждую семью, и оставила неизгладимый след в истории страны. Каждый город Советского Союза играл свою уникальную роль в общей борьбе против фашизма. В тот тяжелый период наш родной Шадринск пережил свои трудности и стал частью огромного фронта борьбы против немецких захватчиков. И как многие другие города, внес значительный вклад в Победу.

В читальном зале организована книжная выставка «Родной город в годы Великой Отечественной войны». Статьи, воспоминания, документы отражают жизнь Шадринска военных лет во всех возможных аспектах. Биографические справочники, Книги Памяти Курганской – о зауральцах, сражавшихся и погибших при защите Отечества в борьбе с немецким фашизмом.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне краеведческая литература из фонда читального зала библиотеки ШГПУ о периоде 1941-1945 годов помогает не только сохранить историческую память, но и способствует формированию чувства гордости и воспитании патриотизма у читателей.

Выставку уже посетили студенты Шадринского университета, а также школьники и приезжие гости вуза.

Книжная выставка «Родной город в годы Великой Отечественной войны» действует с 10 ноября по 30 декабря 2025 года в читальном зале библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00. Приглашаем всех желающих!
SvetlanaG
Писатель
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 17 мар 2021, 10:59

Re: Книжные выставки

Сообщение SvetlanaG » 20 ноя 2025, 11:57

Книжная выставка
«Разоблачение фашизма: память нужна живым»

20 ноября исполняется 80 лет с начала работы Нюрнбергского процесса (20 ноября 1945 г.)
Международный военный трибунал в Нюрнберге (1945–1946) — это первый в истории судебный процесс над главными военными преступниками нацистской Германии, организованный державами-союзниками (СССР, США, Великобританией и Францией). Международный военный трибунал в Нюрнберге работал с 20 ноября 1945 года по 29 октября 1946 года. За это время прошло 403 открытых заседания трибунала и 216 судебных слушаний. Выступили 240 свидетелей, оглашено около 300 000 письменных показаний, объем протокола составил 16 000 страниц. Оглашение приговора завершилось 1 октября 1946 г. 12 человек были приговорены к смерти. Двоим смертной казни удалось избежать: Борман был приговорен заочно, ввиду отсутствия доказательств его смерти, Геринг покончил с собой за несколько часов до исполнения приговора. Гесс, Редер и Функ были приговорены к пожизненному заключению.





Нацизму было предъявлено множество обвинений. Их можно вывести к четырем главным группам:

• Агрессивные планы и действия. Сюда входили как вполне определенные операции, такие, как вторжение на территорию Чехословакии, Польши, СССР и т.д., боевые действия против США в 1936-1941 годах, так и ведение агрессивных военных действий против ряда стран.
• Преступления, совершенные против всего мира. Согласно обвинению, подсудимые в сговоре с другими лицами принимали непосредственное участие в подготовке и ведении агрессивных боевых действий, нарушающих международные соглашения, обязательства, договоренности.
• Военные преступления. Данная группа включала многочисленные нарушения прав граждан, проживающих на оккупированных землях, убийства военнопленных, разрушения населенных пунктов на оккупированных территориях без наличия военной или иной необходимости, насильственную германизацию.Кроме этого, в вину вменялся увод гражданских лиц на принудительную работу в Германию.
• Преступления против человечности. В данную группу входили обвинения в том, что нацисты любыми методами уничтожали противников своего строя. Сюда же входят и преступления, совершенные против определенных групп людей.


Процесс : История Международного Военного Трибунала в Нюрнберге глазами журналистов.








Благодаря данному приговору впервые в истории человечества документально закреплено:
Война по самому своему существу – зло. Ее последствия не ограничены одними только воюющими сторонами, но затрагивают весь мир. Поэтому развязывание агрессивной войны является не просто преступлением международного характера – оно является тягчайшим международным преступлением.


Основное значение Нюрнбергского процесса – в создании международного трибунала над представителями отдельно взятого государства и признание того, что за ряд преступлений приговор может выносить и мировое сообщество. Суд над фашизмом Нюрнбергский процесс выиграл.
Однако на протяжении многих лет, прошедших после окончания Второй мировой войны, не прекращаются попытки отрицания фактов исторических событий наперекор приговору Международного военного трибунала даже в тех странах, народы которых пережили фашизм как собственную историю и которые не имели шанса не только на развитие, но и на само существование в случае его победы.
Современное искажение истории Второй мировой войны и оправдание германского нацизма недопустимо. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к истории этого процесса и его итогам. Этому уникальному событию в истории посвящена книжная выставка «Разоблачение фашизма: память нужна живым». На выставке представлены материалы о событиях прошлого, но и ныне актуальных. Очерки рассказывают о суде над фашизмом, раскрывают кровавые преступления, разрушения городов и сел, угон в рабство миллионов людей.

• Александров, Г. Н. Нюрнберг вчера и сегодня. / Г. Н. Александров. — Москва : Политиздат, 1971. — 168 с. — Текст : непосредственный.
• Вылегжанин, А. Н. Юридические итоги великой победы над фашистской Германией и современные попытки их искажения / А. Н. Вылегжанин, Г. В. Игнатенко, А. Ю. Скуратова. — Текст : непосредственный // Московский журнал международного права. — 2010. — № 3. — С. 49-75.
• Гладких, В. И. Нюрнбергский процесс как фактор неотвратимости наказания нацистских преступников / В. И. Гладких, В. А. Прошин. — Текст : непосредственный // Российский следователь. — 2015. — № 10. — С. 19-23.
• Лукашук, И. И. Международные уголовные суды / И. И. Лукашук, А. В. Наумов. — Текст : непосредственный // Лукашук И. И. Международное уголовное право : учеб. для вузов / И. И. Лукашук, А. В. Наумов. — Москва, 1999. — С. 82-111.
• Международный военный трибунал в Нюрнберге / С. А. Гримальская, С. В. Степашкин, Н. М. Хромова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы истории. — 2021. — № 2. — С. 127-133.
• Мельников, Д. Е. Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии, 1933-1945 / Д. Е. Мельников, Л. Б. Черная. — Москва : Политиздат, 1989. — 414 с. — Текст : непосредственный.
• Нечевин, Д. К. Анатомия фашизма и социальная необходимость его разоблачения: память нужна живым / Д. К. Нечевин. — Текст : непосредственный // Вопросы истории. — 2022. — № 9 (1). — С. 4-30.
• Нечевин, Д. К. Нюрнбергский эпилог: фашизм перед судом миролюбивых народов / Д. К. Нечевин. — Текст : непосредственный // Вопросы истории. — 2023. — № 2 (2). — С. 4-25.
• Нюрнбергский процесс. Суд над нацистскими судьями : сб. материалов / под. общ. ред. Р. А. Руденко. — Москва : Юридическая литература, 1970. — 352 с. — Текст : непосредственный.
• Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками : сб. материалов в 3 т. Т. 2 : Военные преступления. Преступления против человечности / сост.: Г. Н. Александров, А. И. Полторак, Н. Ю. Рагинский ; под общ. ред. Р. А. Руденко. — Москва : Юридическая литература, 1966. — 800 с. — Текст : непосредственный.
• Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками : сб. материалов в 3 т. Т. 3 : Преступления против человечности / сост.: Г. Н. Александров, А. И. Полторак, Н. Ю. Рагинский ; под общ. ред. Р. А. Руденко. — Москва : Юридическая литература, 1966. — 800 с. — Текст : непосредственный.
• Полтарак, А. И. Нюрнбергский эпилог / А. И. Полтарак. — Москва : Воениздат, 1965. — 552 с. — Текст : непосредственный.
• Семиряга, М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах / М. И. Семиряга. — Москва : Юридическая литература, 1991. — 383 с. — Текст : непосредственный.
• Суд истории : Репортаж с Нюрнбергского процесса / сост. Г. Н. Александров. — Москва : Политиздат, 1966. — 303 с. — Текст : непосредственный.
• Тимошков, С. Г. Формирование международно-правового понятия «агрессия» после Второй мировой войны / С. Г. Тимошков. — Текст : непосредственный // История государства и права. — 2013. — № 5. — С. 26-28.
• Якеменко, Б. Г. Насилие и боль в системе «концентрационного мира» нацистской Германии / Б. Г. Якеменко. — Текст : непосредственный // Вопросы истории. — 2021. — № 5, ч. 1. — С. 108-119.


Суд не был актом быстрой мести, обвиняемые получили обвинительный акт на немецком языке и копии всех улик за месяц до начала процесса. Подсудимым были предоставлены полные процессуальные гарантии: право на личную защиту или на адвоката из Германии, вызов свидетелей, представление своих доказательств, дача показаний и допрос. В качестве доказательств фигурировали также публикации и выступления нацистских лидеров, фотографии, кинохроника. Многие обвиняемые приходили в ужас, когда им демонстрировали хроники, снятые при освобождении концлагерей. Они наконец посмотрели правде в глаза, и она им не понравилась, как не нравилась их собственная вскрытая сущность.

Благодаря Нюрнбергскому процессу в международную юридическую практику вошли такие понятия, как «преступления против человечности» и «подготовка агрессивной войны», а такие организации, как СС, СД, гестапо были навсегда признаны преступными.

Нюрнбергский процесс стал важнейшим событием XX века. Он не только подвел итоги первой половины столетия, но и определил международную юриспруденцию второй половины. Увы, холодная война и противостояние блоков многое изменило. Однако стоит помнить, что без СССР не было бы этого суда и что тогда, с ноября 1945-го по октябрь 1946-го, союзники были едины в намерении однозначно осудить нацизм.

Приглашаем читателей ознакомиться с материалами книжной выставки «Разоблачение фашизма: память нужна живым».
Выставка действует с 17 по 27 ноября в читальном зале библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00.
Последний раз редактировалось SvetlanaG 21 ноя 2025, 13:56, всего редактировалось 19 раз.
Аватара пользователя
Elen
Книжный зубр
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 20 ноя 2020, 11:01

Re: Книжные выставки

Сообщение Elen » 21 ноя 2025, 12:50

Книжная выставка «Коррекция нарушений письменной речи»



Проблема нарушения письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Как показывают многолетние исследования, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.

Основная задача учителя-логопеда — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной и письменной речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся 1-2 х классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

Для оказания коррекционной помощи учащимся были выделены основные направления логопедической работы:

1.Работа над звукопроизношением.
Развитие звукопроизношения – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. Необходимо научить детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. При нарушениях звукопроизношения больше внимание уделяется развитию подвижности артикуляционного аппарата.

Работая над звукопроизношением, на занятиях, всегда:
1. Развиваем мелкую моторику пальцев рук (пальчиковая гимнастика)
2. Массаж лица. Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
3. Мимические упражнения. Выполнение действий по тексту.
4. Артикуляционная гимнастика.

2.Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха.
Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов.

3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
По данному направлению на занятиях проводится следующая работа. Связь звука с буквой: дети рисуют букву в воздухе, выкладывают из палочек или шнурков заданную букву. Отыскивание в разрезной азбуке, записывают в тетрадях. Автоматизацию звука в словах, слогах, предложениях, текстах. Проводим звуковой анализ слогов, слов, рисуем звуковые схемы слогов, слов. Делим слова на слоги, выделяем ударный звук. Составляем слова из заданного количества звуков. Например: звуки разбежались и нужно собрать их в слова или подружи звуки, составь слово.

4.Развитие лексико-грамматического строя речи.
Основными задачами этого направления являются работа над пониманием и употреблением предлогов. Составление предложений по картинкам, сериям картинок. Так же по развитию лексико-грамматической стороны речи на занятиях проводим работу над изменением существительных по числам, по падежам.

5.Развитие связной речи.
Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письменной речи увеличивается год от года. По самым общим подсчётам специалистов, таких детей на сегодня около 25 %.

В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Обычно такую работу выполняют логопеды, но эта работа ложится и на плечи учителя. Учитель, заинтересованный в результате своей работы, вооружается специальной литературой и проводит коррекционную работу.

Задача состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.

Нарушения письменной речи делятся на две группы, в зависимости от того, какой вид нарушен, чтение или письмо.


Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к искажению понимания прочитанного.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа букв, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Можно выделить основные дисграфические ошибки:

1. Искаженное написание букв
2. Неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так , как он их произносит
3. Ошибки нарушения фонемного распознавания

4. Замены графически сходных букв (б-д, п-т )

5. Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления и т.д.

6. Искажения структуры предложения, причиной которых является несформированность лексико-грамматической стороны речи.

7. Аграмматизмы на письме

1. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика). – Текст : непосредственный.
2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 336 с. – (Коррекционная педагогика). – Текст : непосредственный.
3. Королева, Л. А.Теория и практика применения нейропсихологических упражнений в образовательном процессе начальной школы в контексте нарушений письменной речи : учеб.-метод. пособие / Л. А. Королева, И. Н. Разливинских ; Шадр. гос. пед. ун-т. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – 96 с. – Текст : непосредственный.
4. Логопедия. Методическое наследие : <пособие> для логопедов : в 5 кн. Кн. 4. Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия / под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – (Библиотека учителя-дефектолога). – Текст : непосредственный.
5. Мисаренко, Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Г. Г. Мисаренко. – Москва : Академия, 2004. – 335 с. – Текст : непосредственный.
6. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : Аркти, 2003. – 239 с. – Текст : непосредственный.
7. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма : пособие для логопедов, учителей, психологов дошк. учреждений и шк. различ. типов / И. Н. Садовникова. – Москва : Аркти, 2005. – 263 с. – Текст : непосредственный.
8. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : кн. для логопедов / И. Н. Садовникова. – Москва : ВЛАДОС, 1997. – 255 с. – Текст : непосредственный.
9. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР : учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов / И. А. Смирнова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 319 с. – Текст : непосредственный.
10. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 1989. – 223 с. – Текст : непосредственный.
11. Фуреева, Е. П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е. П. Фуреева, Е. В. Шипилова, О. В. Филиппова. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 203 с. – Текст : непосредственный.

Книжная выставка " Коррекция нарушений письменной речи" действует на абонементе (учебный корпус №3, ул. Кондюрина 28)
С 8.00 до 16.00
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 966
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: Книжные выставки

Сообщение Полина » 24 ноя 2025, 11:51

Книжная выставка «День матери»

День матери — это особенный праздник, который отмечается в разных странах в разные даты, но везде он символизирует любовь, уважение и благодарность к матерям.
В нашей стране День матери традиционно празднуется в последнее воскресенье ноября. В 2025 году такой день будет 30 ноября. Это не только праздник, но и возможность остановиться на мгновение и оценить все то, что сделали для нас наши мамы.
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное — Мать!

Эдуард Аркадьевич Асадов

В России символом Дня матери считается незабудка, которая олицетворяет преданность и бескорыстную любовь.
Подарите мамам свою любовь и внимание, ведь каждое доброе слово и поступок способны сделать этот день поистине особенным!

В читальном зале библиотеки ШГПУ организована книжная выставка «День матери». Представленная литература затрагивает тему материнства с разных сторон.

Раздел «Психология материнства» - не только о радостях, но и трудностях быть мамой. Этот раздел важен для понимания того, как материнство влияет на женщину, её психическое состояние и взаимоотношения в семье.

• Васягина, Н. Н. Представленность образа матери в ментальном пространстве / Н. Н. Васягина. - Текст : непосредственный // Известия УрГУ. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 1. - С. 105-110. - Библиогр.: с. 109-110.
• Васягина, Н. Н. Психолого-педагогическая технология развития самосознания матери / Н. Н. Васягина. - Текст : непосредственный // Образование и наука. Изв. Урал. отд. РАО. - 2010. - № 1. - С. 23-30. - Библиогр.: с. 29-30.
• Клепцова, Е. Образ материнства в современном обществе / Е. Клепцова, Е. Пономарева. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 11. - С. 68-72. - Библиогр.: с. 72. – Окончание № 12.
• Колб, А. Л. Материнство как социокультурный феномен / А. Л. Колб. - Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 8. - С. 38-40. - Библиогр.: с. 40.
• Материнские конфликты. - Текст : непосредственный // Психология женщины. Самоанализ / К. Хорни. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - С. 113-117.
• Тимербулатова, Э. С. Теоретические проблемы исследования материнства как предмета психологии личности / Э. С. Тимербулатова. - Текст : непосредственный // Философия образования. - 2011. - № 5 (38). - С. 175-182. - Библиогр.: с. 182.
• Филиппова, Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г. Г. Филиппова. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 22-36.
• Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. - Москва : Изд-во Института психотерапии, 2002. - 240 с.
• Филиппова, Г. Г. Трудная радость материнства / Г. Г. Филиппова. - Текст : непосредственный // Семья и школа. - 2001. - № 1-2. - С. 7-9.
• Филютина, Т. Н. Исторический анализ проблемы исследования материнства в психологии / Т. Н. Филютина, Е. А. Недорезова. - Текст : непосредственный // Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве : в 2 ч. : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 26-27 апр. 2012 г. / сост.: И. С. Коростина, С. В. Истомина. - Шадринск, 2012. - Ч. 2. - С. 197-201. - Библиогр.: с. 201.
• Хорни, К. Женская психология / К. Хорни. - Санкт-Петербург : Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993. - 224 с.




Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учебник для вузов / Г. Г. Филиппова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ИЮрайт, 2025. - 212 с. - URL: https://urait.ru/bcode/561576 (дата обращения: 18.11.2025). - Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». - Текст : электронный.

Курс рассматривает два важных тематических раздела — развитие психики в пренатальном периоде и психологию материнства. В нем подробно описаны основные направления психологии детского развития, развития ребенка в раннем онтогенезе, представлено понятие материнства как конкретной потребностно-мотивационной сферы, рассмотрены вопросы психологической помощи матери и ребенку. В курсе использовались материалы научных исследований материнства и развития ребенка, литературных источников, в которых анализируются культурные и исторические особенности материнства.


Раздел «Счастье быть Мамой» о матерях-героинях разных лет. Звание «Мать-героиня» присваивается женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей.

Яркий пример матери-героини в истории СССР: 1 ноября 1944 года в Кремле вручили первый орден «Мать-героиня» Анне Алексахиной (1886 года рождения) из посёлка Мамонтовка Московской области. Она воспитала 12 детей: 10 сыновей и 2 дочерей. Восемь её сыновей воевали, четверо погибли на фронте, ещё двое умерли вскоре после окончания войны от ранений.

• Кириченко, Г. Материнское счастье Евдокии Лысенко : десять ее сыновей ушли на войну - и все вернулись / Г. Кириченко. - Текст : непосредственный // Родина. - 2019. - № 1. - С. 36-39 : 5 фото.
• Материнский подвиг / В. Бурт. - Текст : непосредственный // Свой . - 2024. - № 6. - С. 34-37 : ил.
• Нордвик, В. Мать-героиня Галина Меньшикова просто "ма" / В. Нордвик. - Текст : непосредственный // Родина. - 2023. - № 6. - С. 48-57 : ил.



«Сила любви: матери известных людей»- в этом разделе подготовлена информация о матерях выдающихся личностей, таких как Сергей Есенин, Юрий Гагарин, Лев Гумилев, Николай II, Иосиф Виссарионович Сталин, Лев Толстой, Дмитрий Менделеев.
Мария Дмитриевна Менделеева родила семнадцать детей. Девятерых выживших она воспитала в любви, но более всех любила младшего, Дмитрия.
В предсмертном послании мать написала ему: «Благословляю тебя, Митенька. На тебе была основана надежда старости моей. Я прощаю тебе твои заблуждения и умоляю обратиться к Богу. Будь добр, чти Бога, Царя, Отечество и не забывай, что должен на Суде отвечать за все. Прощай, помни мать, которая любила тебя паче всех».
• Емельяненков, А. "Господи, иду, солнце светит, а его больше нет..." / А. Емельяненков. - Текст : непосредственный // Родина. - 2016. - № 12. - С. 36-40.
Гагарина А. Т. -- мать первого космонавта Юрия Гагарина
• Измайлова, М. "Как тебе, сынок, в тюрьму ночи белые глядели..." / М. Измайлова. - Текст : непосредственный // Родина. - 2016. - № 12. - С. 31-35. Ахматова А. -- мать Гумилева Л.
• Кудрина, Ю. Сердце матери / Ю. Кудрина. - Текст : непосредственный // Родина. - 2023. - № 3. - С. 12-16 : ил. Мария Федоровна -- мать Николая II
• Пряхин, Г. Екатерина Джугашвили встречается с сыном Иосифом / Г. Пряхин. - Текст : непосредственный // Родина. - 2015. - № 7. - С. 88-93. мать Сталина И. В.
• Соловей, Т. Г. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет..." : образ матери в лирике С. Есенина (11кл.) / Т. Г. Соловей. - Текст : непосредственный // Уроки литературы. - 2004. - № 3. - С.1-5.
• Сухарева, Е. Маменька окликнула его через время... : Лев Толстой молился на портрет своей матери / Е. Сухарева. - Текст : непосредственный // Родина. - 2019. - № 3. - С. 16-17 : 2 фото.
• Эрлихман, В. "Благославляю тебя, Митенька. На тебе была основана надежда старости моей..." / В. Эрлихман. - Текст : непосредственный // Родина. - 2016. - № 12. - С. 24-27. Менделеева М. Д. -- мать ученого



Сценарии классных часов, открытых уроков, бесед, вечеров, мастер-классов, квестов, дефиле посвящённых Дню матери в разделе «В помощь педагогу». Мероприятия рассчитаны на любой возраст - от дошкольника до старшеклассника. Главное, что все они направлены на укрепление семейных связей, развитие эмоционального интеллекта и создание положительной атмосферы.





Книжная выставка «День матери» ждет своих читателей с 24 ноября по 8 декабря 2025 года в читальном зале библиотеки ШГПУ
(учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 966
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: Книжные выставки

Сообщение Полина » Вчера, 09:44

Экспозиция «Материнство : образы, написанные кистью»

Произведения живописи, посвященные материнству, занимают важное место в искусстве и передают глубокие эмоции, любовь и заботу.
Та, что воспитывает живую душу, — талантливее любого живописца или ваятеля.
Иоанн Златоуст
К Дню матери в читальном зале представлена экспозиция «Материнство : образы, написанные кистью» - репродукции картин
русского и зарубежного искусства. Каждый художник по-своему раскрывает тему материнской любви, создавая уникальные визуальные образы, которые вдохновляют и затрагивают сердца людей.

В христианской традиции Богоматерь (или Дева Мария, Мадонна) считается священной фигурой, символом материнства, чистоты и благословения. Каждая из этих картин передает уникальное видение материнства и любви, отражая как божественное, так и человеческое в ее образе.



Картины, изображающие мать с младенцем в люльке или колыбели, часто передают атмосферу уюта, нежности и заботы. Художники используют такие сцены, чтобы подчеркнуть не только физическую, но и эмоциональную связь между матерью и ребенком. Эти произведения искусства могут быть как религиозного, так и светского характера. Вот несколько известных картин:



Художники разных эпох и стилей раскрывали тему материнства и труда, подчеркивая важность роли женщин в обществе и их способность совмещать различные аспекты жизни. В них запечатлены моменты, полные любви, заботы и трудолюбия. Так мы видим сильных и крепких духом женщин, прекрасно совмещающих воспитание детей с обыденными делами.



Многие художники часто отражают бытовые сцены с кормящими матерями. В искусстве всех времен это образ для выражения близости, семейного тепла, продолжения рода и заботы о будущем поколении.



Очень часто на картинах ребенок на руках у матери. Это символизирует опеку, безопасность, привязанность, тепло. Даже, казалось, незначительные детали
могут рассказать о многом. Например, рука поддерживает голову младенца - защита, уязвимость; взгляд взрослого на ребёнка - привязанность; одежда и окружение подсказывают класс, эпоху, контекст. Ребенок как символ продолжения рода подчёркивает семейное положение владельца портрета.

Тема материнства в искусстве действительно обширна и многогранна, охватывающая множество аспектов человеческой жизни и культуры. Она продолжает быть источником вдохновения для художников по всему миру, оставляя глубокий след в сердцах и умах людей.

Экспозиция «Материнство : образы, написанные кистью» подготовлена в читальном зале библиотеки ШГПУ
(учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00.
Надеемся, что эта небольшая художественная галерея доставит посетителям приятные мгновения.
Ответить