Перевод учебников в электронный вид
Модератор: Valeri
Перевод учебников в электронный вид
Актульный, особенно для информатиков, вопрос. Очень хочется узнать законность такого действия. Разговор идет именно об учебной литературе, рекомендованной министерством для изучения той или иной дисциплины.
Re: Перевод учебников в электронный вид
В соответствии со ст.19, пункт 2"...допускается без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем.При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме...могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме". Это что касается приобретенных законным путем библиотекой документов (учебников, учебных пособий) в электронном виде.
Ст.20 допускает без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора, репродуцирование в единственном экземпляре какого-либо документа без извлечения прибыли:
1. для восстановления поврежденного экземпляра, утраченного читателями;
2. отдельных статей и малообъемных произведений в учебных, научных и исследовательских целях.
В остальных случаях перевод в электронную форму документа без заключения договора с авторами произведения невозможен.
Ст.20 допускает без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора, репродуцирование в единственном экземпляре какого-либо документа без извлечения прибыли:
1. для восстановления поврежденного экземпляра, утраченного читателями;
2. отдельных статей и малообъемных произведений в учебных, научных и исследовательских целях.
В остальных случаях перевод в электронную форму документа без заключения договора с авторами произведения невозможен.
Re: Перевод учебников в электронный вид
Т.е. российское законодательство прямо запрещает использование, например, следующего подхода: подготовка (подборка) электронных копий учебников и методических пособий к конкретной дисциплине, формирование архива и размещение его на общедоступном веб-сайте с последующим оповещением студентов? Если так, то это наносит прямой вред процессу обучения. Неужели нет какого-либо исключения типа: разрешение на произвольное распространение электронных копий в целях обучения?
Re: Перевод учебников в электронный вид
Нет, исключений нетxdsl писал(а):Неужели нет какого-либо исключения типа: разрешение на произвольное распространение электронных копий в целях обучения?
Re: Перевод учебников в электронный вид
Совершенно верно, есть закон об авторских правах. И там это и прописано.
Re: Перевод учебников в электронный вид
Процитирую закон об авторских правах от 1993 года:
Увы, перевод учебников в электронный формат, если действовать по закону, дело трудное.Статья 20. Использование произведений путем репродуцирования
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.
Re: Перевод учебников в электронный вид
Печально это и безрадостно.
Тогда еще вопрос. Имеются ли учебники для вузов, авторы которых прямо или косвенно разрешают электронное распространение? Или такая практика не принята?
Тогда еще вопрос. Имеются ли учебники для вузов, авторы которых прямо или косвенно разрешают электронное распространение? Или такая практика не принята?
Re: Перевод учебников в электронный вид
Есть электронные библиотеки, где принята такая практика. С автором заключается договор учебное издание доступно всем пользователям.
Re: Перевод учебников в электронный вид
А наша библиотека как-то отмечает такие издания в своем библиографическом фонде? Или у нас таких изданий нет? Этот вопрос действительно важен, т.к. именно такие издания, имхо, должны быть в начале любого списка рекомендуемой литературы по предмету.
Re: Перевод учебников в электронный вид
Есть еще весьма примечательный момент. Если я издаю книгу, в каком то издательстве, то на определенный срок издательство становится собственником произведения. И, соответственно, должно участвовать в договоре о переводе учебника в электронный формат.
Re: Перевод учебников в электронный вид
xdsl
У нас есть электронные учебники на дисках.Сетевые учебники мы не отслеживаем.
Vladislav_133
Это распространенная практика издательств.
У нас есть электронные учебники на дисках.Сетевые учебники мы не отслеживаем.
Vladislav_133
Это распространенная практика издательств.
Re: Перевод учебников в электронный вид
Разговор не о сетевых учебниках. Разговор о полиграфических изданиях, которые имеются в библиотеке. Например, вот передо мной лежит моя личная книга "ALT Linux снаружи, ALT Linux изнутри", удк 004.02 ббк 32.973.26-018.2 А45 isbn 5-9706-0029-6
В ней написано: "Данная книга распространяется на условиях лицензии GNU FDL"
В ней написано: "Данная книга распространяется на условиях лицензии GNU FDL"
Re: Перевод учебников в электронный вид
Нет, не отслеживает
Re: Перевод учебников в электронный вид
Букридеры вместо учебников: итоги эксперимента
© Pro-Books.ru
Подведены итоги эксперимента по внедрению в школы е-учебников. Плюсами букридеров называют удобство в использовании и переноске, минусами — стоимость и недостаточное количество мультимедийного образовательного контента.
Федеральный институт развития образования (ФИРО), находящийся в ведении Минобрнауки, подготовил итоговый отчет об экспериментальном использовании электронных учебников в 2011-2012 учебном году. Эксперимент проходил в 38 школах из 9 регионов РФ. Для участия выбрали 503 педагога и 3500 учеников 6-7 классов.
За счет средств региональных бюджетов были закуплены разноплановые электронные устройства. Класс ридеров с технологией e-ink представляли PocketBook Pro 9XX в количестве 1137 штук и Plastic Logic 100 — 894 штуки; сегмент ридеров с цветными электронными чернилами представлял Ectaco JetBook Color — 166 шт.; также школьникам предложили поучиться с помощью недорогих нетбуков Intel Classmate PC — 247 шт. и Asus Eee PC 1015PW — 35 шт. Были куплены и 60 гибридов ридера и планшета — двухэкранных enTourage eDGe.
Федеральный институт развития образования (ФИРО), находящийся в ведении Минобрнауки, подготовил итоговый отчет об экспериментальном использовании электронных учебников в 2011-2012 учебном году. Эксперимент проходил в 38 школах из 9 регионов РФ. Для участия выбрали 503 педагога и 3500 учеников 6-7 классов.
За счет средств региональных бюджетов были закуплены разноплановые электронные устройства. Класс ридеров с технологией e-ink представляли PocketBook Pro 9XX в количестве 1137 штук и Plastic Logic 100 — 894 штуки; сегмент ридеров с цветными электронными чернилами представлял Ectaco JetBook Color — 166 шт.; также школьникам предложили поучиться с помощью недорогих нетбуков Intel Classmate PC — 247 шт. и Asus Eee PC 1015PW — 35 шт. Были куплены и 60 гибридов ридера и планшета — двухэкранных enTourage eDGe.
Самым ненадежным в руках учащихся оказался печально известный Plastic Logic 100, который в начале эксперимента был фаворитом: его активно продвигал глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс, но впоследствии планы развития компании в России были отложены на неопределенный срок, и проект был заморожен. Во время образовательного эксперимента «планшет Чубайса» ломался гораздо чаще, чем устройства других производителей — в 7,83% случаев. На втором месте оказался Ectaco JetBook Color с 4,22% поломок. Третьим по выходу из строя стал PocketBook Pro 9XX, но с большим отрывом от антилидеров – всего 0,26% поломок. Остальные устройства не ломались вообще.
Педагоги и школьники отметили, что нетбуки и планшеты более функциональны для учебного процесса, но букридеры на основе электронных чернил обгоняют их по времени использования без подзарядки и высокой безопасности для глаз.
После опроса 819 родителей школьников, участвовавших в эксперименте, 80% согласились, что электронные учебники очень удобны в переноске и хранении. При этом 70% родителей не готовы платить за электронный учебник самостоятельно, считая, что его должно предоставлять государство.
Остро стоит проблема нехватки контента — простая оцифровка бумажных учебников не способна использовать мультимедийные возможности, предоставляемые е-книгами. Об этом на пресс-конференции, посвященной финалу эксперимента, высказалась Светлана Авдеева, руководитель Центра образовательных информтехнологий, ресурсов и сетей ФИРО, замдиректора Нацфонда подготовки кадров: «Основная роль в разработке электронных учебников отводится издательствам, потому что они владеют имущественными правами на бумажные учебники. Важен вопрос единых требований к мультимедийным изданиям. Нормативное регулирование должно производиться федеральными органами образования: с точки зрения методологии и содержания электронные учебники должны проходить такие же экспертизы, как и обычные».
ФИРО продолжит работы по внедрению электронных учебников в российские школы, сообщил руководитель пилотного проекта Виктор Тармин. Институтом подготовлены рекомендации по совершенствованию школьных ридеров для производителей технических средств и образовательного контента, налаживанию дистрибуции. Среди предложений ФИРО также присутствует идея создания федерального переченя электронных учебников, которые будут проходить регулярную техническую и содержательную экспертизу. В качестве примера возможной модели дистрибуции образовательного контента приводит магазин iTunes компании Apple.
После опроса 819 родителей школьников, участвовавших в эксперименте, 80% согласились, что электронные учебники очень удобны в переноске и хранении. При этом 70% родителей не готовы платить за электронный учебник самостоятельно, считая, что его должно предоставлять государство.
Остро стоит проблема нехватки контента — простая оцифровка бумажных учебников не способна использовать мультимедийные возможности, предоставляемые е-книгами. Об этом на пресс-конференции, посвященной финалу эксперимента, высказалась Светлана Авдеева, руководитель Центра образовательных информтехнологий, ресурсов и сетей ФИРО, замдиректора Нацфонда подготовки кадров: «Основная роль в разработке электронных учебников отводится издательствам, потому что они владеют имущественными правами на бумажные учебники. Важен вопрос единых требований к мультимедийным изданиям. Нормативное регулирование должно производиться федеральными органами образования: с точки зрения методологии и содержания электронные учебники должны проходить такие же экспертизы, как и обычные».
ФИРО продолжит работы по внедрению электронных учебников в российские школы, сообщил руководитель пилотного проекта Виктор Тармин. Институтом подготовлены рекомендации по совершенствованию школьных ридеров для производителей технических средств и образовательного контента, налаживанию дистрибуции. Среди предложений ФИРО также присутствует идея создания федерального переченя электронных учебников, которые будут проходить регулярную техническую и содержательную экспертизу. В качестве примера возможной модели дистрибуции образовательного контента приводит магазин iTunes компании Apple.