Стихи в два человеческих роста
В Перми начался фестиваль поэзии «Компрос»-2017
Эстрадно-поэтической композицией «Стихи на котурнах», разыгранной под открытым небом, на берегу полноводной Камы, завершился в Перми первый, летний этап Четвертого литературного фестиваля «Компрос».
В традициях этого фестиваля изыскивать новые формы донесения поэзии до широких масс. Нынче актеры театра «Туки-луки» декламировали строфы классиков и современников, встав… на ходули.
— Любой, кто понаблюдает за выступающим на ходулях хотя бы непродолжительное время, заметит: человек ни минуты не находится в покое, — пояснял замысел исполнительный директор форума Борис Эренбург. — Ходок должен все время переступать, чтобы сохранить равновесие. Таким образом, режим его дыхания несовместим с ритмом, которого требует декламация рифмованных строк. Тем и интересен наш эксперимент, а актерам это был творческий вызов, который они с энтузиазмом подхватили.
Актеры «Туки-луки» оказались профессионалами. Дыхание ни у кого не сбилось, разве что один из чтецов запамятовал строчку Маяковского — товарищи напомнили. Также композицию «на котурнах» составили стихи Василия Каменского, Беллы Ахмадулиной, Алексея Решетова, Владимира Радкевича и наших современников, в том числе участников «Компроса», усевшихся тут же в амфитеатре. В это же самое время по соседству юные читатели в рамках детской программы соревновались в «поэтической эстафете» на… гироскутерах.
Не декламацией одной. Среди публики, пришедшей на набережную, еще и устроили народное голосование за прозвучавшие тексты. Больше всего рук было поднято за старое стихотворение Решетова:
Я жил далеко на Урале,
В почти недоступной дали.
То льдины у ног проплывали,
То сено на лодках везли.
То словно разрытая яма,
То будто поверхность стекла,
То злая, то добрая Кама,
Как совесть людская была…
Имя классика написали на борту самодельного кораблика, который торжественно пустили по Каме.
По ней же прошел традиционный «Корабль поэтов» — прогулочный теплоход, на борту которого стихотворцы в присутствии небольшого числа взятой с собой публики читают свои вирши, зарабатывая себе приглашение на осень; чтения на судне — отборочный тур на второй этап пермского фестиваля. На фоне волн, чаек и грузных туч — погода Прикамья нынче тоже не балует — выступили 46 авторов из Екатеринбурга, Тюмени, Нижнего Новгорода, Красноярска, Ижевска, городов Пермского края — рекордное количество участников за четыре года.
Жюри после напряженного прослушивания выбрало пятерых, кому посчастливится представить свое творчество на центральном вечере будущей осенней части — чтениях «Биармия». Это Ольга Роленгоф и Оксана Бутманова (обе из Перми), Оксана Голдырева (Кунгур), Андрей Шевцов (Тюмень) и Инна Домрачева (Екатеринбург), которая растрогала всех присутствовавших пермяков неожиданным посвящением нашему городу:
Даже облаком, даже теперь
Я к тебе непременно приеду,
Потому что идут через Пермь
Все дороги, ведущие к свету.
С зоопарком лицом на отель,
С дирижаблем, садящимся криво,
Город Молотов, город-коктейль
За восьмую секунды до взрыва…
Инна Домрачева с успехом проявила себя еще раз на конкурсе экспромтов.
В прошлом году на «Компросе»-2016 впервые было устроено дерзкое состязание «Колесо озарения», в ходе которого поэты должны были написать стихи, вдохновляясь панорамой города с высоты птичьего полета, достигнутой при катании на аттракционе. На импровизацию у каждого было десять минут — время, за которое колесо обозрения делает полный оборот. Первую строку всем задали «О колесо! Ты жизни символ». Испробовать свои таланты в кабинке над городом решили двадцать поэтов, за тексты тут голосовала публика. Большинством голосов в итоге победа была присуждена екатеринбургской поэтессе за восьмистишие:
О колесо! Ты жизни символ
И вообще чего-нибудь.
Им озаряется как нимбом
Перми большой и светлый путь.
А я сижу в своей кабинке,
От восхищения без чувств,
Сушу промокшие ботинки
И вместе с солнышком лучусь.
Название пермского фестиваля происходит от сокращенного «Комсомольский проспект» — центральной магистрали города, пожалуй, излюбленной улицы пермяков.
Текст и фото: Игорь КарнауховГодЛитературы.РФ