После выхода статьи Гоголь стал вести частные уроки - эта работа его увлекала, да и платили ему хорошо. Потом он получает назначение на государственную службу - преподавателем истории в столичный Патриотический институт (там обучали дочерей военнослужащих), а затем и в петербургский университет. Но уже в 1835 году писатель завершает преподавательскую деятельность.
Один из его бывших студентов писал: «Гоголь прошел по кафедре как метеор, с блеском оную осветивший и вскоре на оной угасший, но блеск этот был настолько силен, что невольно врезался в юной памяти».
Замечания? Только с любовью
Один из учеников Николая Васильевича вспоминал: «В добродушной физиономии учителя… не нашли мы и тени педантизма, угрюмости. Уроки Гоголя нам очень нравились. Они так мало походили на другие. В них не боялись мы ненужной взыскательности... Когда кто-нибудь из нас употреблял какое-нибудь выражение, уже сделавшееся давно стереотипным, он быстро останавливал речь и говорил, усмехаясь: «Кто это научил вас говорить так? Это неправильно: надобно сказать так-то». Но какой тон добродушия слышался во всех его замечаниях!».
Больше того, как признавался один из учеников «он влагал и в свои лекции… какое-то воодушевляющее к добру и к нравственной чистоте влияние».
Другой же студент вспоминал: «Гоголь сошелся с нами хорошо, как с новыми товарищами».
Эта ласковость и ненавязчивость в общении с учениками - в том числе в их критике - имела свои плоды. Писатель Михаил Погодин вспоминал: «Познакомился с Гоголем. Он рассказывал мне много чудес о своем курсе истории в Патриотическом институте. Из его воспитанниц нет ни одной не успевшей».
Без новаторства преподавание теряет смысл
Один из бывших гоголевских учеников писал: «Новаторство было одним из отличительных признаков его характера».
Вот одно из описаний его лекции: «Гоголь овладел совершенно вниманием слушателей. Невозможно было спокойно следить за его мыслью, которая летела и преломлялась, как молния, освещая беспрестанно картину за картиной в этом мраке средневековой истории».
Николай Васильевич и сам это прекрасно понимал. Готовясь к написанию учебника истории, рассказывал Погодину: «Сколько приходит ко мне мыслей теперь! Да каких крупных! полных, свежих! Мне кажется, что сделаю кое-что необщее во всеобщей истории».
Кстати, Гоголь был единственным преподавателем на университетской кафедре истории, который читал свой, авторский курс. Все остальные пользовались чужими конспектами.
Главное - не охладеть
А теперь о плохом. Это уже не столько педагогическое правило от Гоголя, сколько предостережение - не повторять его ошибок. С невиданным энтузиазмом взявшись за преподавание, он довольно быстро охладел к нему. Гоголю стало откровенно скучно. Да и базового исторического образования он не имел - скорее брал оригинальностью и артистизмом.
Историограф университета профессор В. Григорьев признавал: «Гоголь, по незнанию классических древних и новых европейских языков, не обладал даже средствами приобрести надлежащую начитанность, а научные приемы ему были неизвестны».
Он начал прогуливать собственные лекции, часто не появлялся на кафедре неделю, а то и полмесяца. Сказывался больным и даже повязывал себе щеку платком. Конечно, это был всего лишь маскарад.
Ситуация все обострялась. Профессор Александр Никитенко признавался: «Гоголь так дурно читает лекции в университете, что сделался посмешищем для студентов. Начальство боится, чтоб они не выкинули над ним какой-нибудь шалости, обыкновенной в таких случаях, но неприятной по последствиям».
В конце концов Гоголь оставил учительское ремесло и полностью сосредоточился на литературной работе. «Я расплевался с университетом, - резюмировал Николай Васильевич. - Неузнанный взошел я на кафедру и неузнанный схожу с нее».
Для России в целом это, вероятно, было к лучшему.
Источник: Педсовет
СПб, Васильевский остров, 10 линия, д. 3.
В 1812 году, после вторжения армии Наполеона в Россию, Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, — признанная первая красавица Европы, отказавшись от светской жизни, с головой ушла в благотворительность, учредив для «вспомоществования бедным, от войны пострадавшим» женское патриотическое общество. Несмотря на возражения своего венценосного супруга, императрица отказалась получать пенсион в миллион рублей, который полагался ей по статусу, и, оставив себе 200 тысяч, все остальное отдавала на негласные пенсии и пособия нуждающимся. Восхищенные современники оставили немало ее словесных и живописных портретов, которые помогают нам понять, почему Пушкин «Елизавету втайне пел».
Женским Патриотическим обществом в 1813 году было организовано в Санкт-Петербурге училище для осиротевших офицерских дочерей..
Поместить девочку в Патриотический считалось престижно, его воспитанницами были дочери известных людей, хотя преимущество при приеме отдавалось именно сиротам, дочерям героев 1812 года.
Престижным считалось тут и работать. Так словесность и историю в Патриотическом преподавал друг Пушкина, поэт, критик, впоследствии ректор Петербургского университета П.Плетнев.
А весной 1831 года Плетнев вошел в класс в сопровождении нового учителя истории — «бледного, белокурого молодого человека с большим острым носом, быстрыми карими глазами и с порывистыми торопливыми движениями». Это был Николай Гоголь!
«Если бы вы знали, моя бесценная маменька, какие здесь заведения для девиц, — писал 23-летний начинающий писатель домой. — Здесь девицы получают сведения обо всем, что нужно для них, начиная от домашнего хозяйства до знания языков и общения в свете… Занятия мои теперь составляют неизъяснимые для души удовольствия».
Не случайно Патриотический закончили его сестры — Анна и Елизавета. Но сам писатель через четыре года вынужден был попрощаться с институтом. Причина ухода такова: он был, мягко говоря, не пунктуален. Не вовремя выходил из отпуска и не всегда попадал в нужный час на собственные уроки. Администрация долго с этим мирилась, но, в конце концов, не выдержала…
В 1913 году СПб Патриотический ИБД отмечал свое 100-летие...
В 2013 году - 200-летний юбилей...