русской поэтессы и писательницы эпохи «серебряного века».
Родилась в Белёве Тульской области в немецкой дворянской семье юриста. Из-за работы отца семья часто меняла место жительства, и девочка училась во многих школах.
С детства Зина увлекалась поэзией и живописью, любила прогулки верхом. В 1888 году Гиппиус встретила своего будущего мужа Дмитрия Мережковского. В этом же году она начала печатать в «Северном вестнике» свои стихи и романы.
Гиппиус стояла у истоков русского символизма. Вместе с мужем они основали Религиозно-Философское Общество в Петербурге.
Позже выходят сборники рассказов Гиппиус на философские темы – «Алый меч», «Лунные муравьи». В 1911 году был написан роман «Чёртова кукла».
Пишет поэтесса и эссе, чаще всего под псевдонимом Антон Крайний, хотя использует и другие имена Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер.
После Октябрьской революции Гиппиус с мужем эмигрирует в Париж.
По парижскому адресу 11 Avenue du Colonel Bonnet жили русские писатели Дмитрий Мережковский и его жена, Зинаида Гиппиус. Они купили квартиру в Париже в 1911 году. "Они жили в своей довоенной квартире, это значит, что, выехав из советской России в 1919 году и приехав в Париж, они отперли дверь квартиры своим ключом и нашли всё на месте: книги, посуду, бельё. У них не было чувства бездомности, которое так остро было у Бунина и у других", - пишет о них писатель Нина Берберова.
Зинаида Гиппиус умерла в Париже 9 сентября 1945 года. Похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
BookMix
1. «Я с детства ранена смертью и любовью»
Первые стихотворения Зинаида Гиппиус начала писать еще в раннем детстве. Будучи впечатлительным ребенком, она верила во вдохновение, творческий порыв и старалась творить «сразу, без отрыва пера от бумаги». Примечательно, что уже ее раннее творчество окрашено оттенками печали, смерти, мрачным настроением и упадком. Не случайно сама поэтесса писала: «Я с детства ранена смертью и любовью». А строки из ее стихотворения – этому подтверждение:
Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья легкие туманит.
Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет.
(«Иди за мной», 1895 год)
Многие критики и исследователи творчества Гиппиус отмечают, что на ранний период творчества поэтессы повлияли западные декадентские настроения. Не случайно уже в начале 1900 годов в литературных кругах ее стали называть «Декадентской мадонной», чья душа «во власти страха».
2. Двуличность поэтессы.
Современники Гиппиус отмечали, что поэтесса на самом деле создает вокруг себя миф о своей колкости и безразличности, некой холодности и высокомерности. По природе своей, будучи человеком открытым, сопереживающим другим, отзывчивым, Гиппиус не с каждым проявляла себя такой. Ее «двуличность» подчеркивали многие критики и писатели того времени. Андрей Белый в своих воспоминаниях делился, что общение с Гиппиус - это «как вспых сена в засуху», «как брос афоризмов в каминные угли», писал о том, что «она - оса в человеческий рост... ком вспученных красных волос»; в то же время, как отмечает поэт, он в «безответственных разговорах с ней отдыхал».
Гиппиус старалась показывать себя высокомерной и безразличной не только в жизни, но и в своих стихотворениях. Вот, что она писала о своем созданном образе:
В своей бессовестной и жалкой низости,
Она как пыль сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости,
От неразрывности ее со мной.
Она шершавая, она колючая,
Она холодная, она змея.
Меня изранила противно-жгучая
Ее коленчатая чешуя.
О, если б острое почуял жало я!
Неповоротлива, тупа, тиха.
Такая тяжкая, такая вялая,
И нет к ней доступа — она глуха.
Своими кольцами она, упорная,
Ко мне ласкается, меня душа.
И эта мертвая, и эта черная,
И эта страшная — моя душа!
3. Гиппиус – «не совсем женщина»
О том, что в Гиппиус совмещены и мужские, и женские черты, отмечали как критики и исследователи творчества, так и современники.
Многие ее стихотворения написаны от лица мужчины, да и в качестве псевдонима поэтесса использовала более чем десяток мужских имен.
Гиппиус отличалась и экстравагантностью стиля: она могла спокойно появиться на публике и на встрече в мужском костюме, с сигаретой в руках. Этот стиль контрастировал с ее хрупкой фигурой, длинными рыжими волосами, за которыми поэтесса тщательно ухаживала, а также ее манерой обильно краситься.
Комсомольская правда