Сама задумка, впрочем, давала повод для кривотолков. Главным камнем преткновения стал 12-метровый примус, который по задумке должен был венчать композицию, - его признали сразу дьявольщиной. Распустили слухи, что пруд осушат, а если не осушат, то под ним все равно выроют парковку... В общем, скульптор Рукавишников попятился: не будет, мол, примуса.
Но и без примуса решили от греха подальше проект на Патриарших свернуть. Подумали-подумали и нашли место на Воробьевых горах: они тоже фигурируют в романе. Но рядом оказался Андреевский монастырь - и «оскорбленные чувства верующих» опять победили.
Короче говоря, с тех пор памятники Булгакову и его героям лежали у скульптора во дворе. Самого скульптора крикуны не очень-то пытались выслушать.
- Не могу, как автор, говорить о скульптуре, но архитектурный проект был шедевром, - вздыхает Рукавишников. - Например, пандус, по которому должны были съезжать инвалиды к нижнему уровню, представлял собой кухонный шкаф. Ограждение пруда разрывалось на месте, где по роману погиб Берлиоз, - кусок трамвайных рельсов и его голова..
Тот самый примус, из-за которого разгорелся сыр-бор.
- А зачем вам нужен был злосчастный 12-метровый примус?
- Этот примус как символ эпохи был придуман, чтобы нечистая сила не влияла на психосферу Москвы, чтобы туда попрятать всех чертей, Азазелло и компанию. Вечером примус подсвечивался бы оранжевым светом изнутри… Но примус ушел, его нет и не будет. Вместо него попросили сделать машину с грачом. Потом отказались и от нее…
- У вас и без примуса с машиной хватало всевозможных штучек...
- Памятник, как и роман, состоит из трех основных линий. Это Иисус Христос (Иешуа), Понтий Пилат с собакой - библейская линия. Потусторонние силы в виде всей воландовской компании. И москвичи - в лице самого Булгакова. Иешуа должен был идти по воде в окружении руинированной колоннады. Круг диаметром около 10 метров не замерзал бы даже зимой, от пара деревья покрывались бы инеем - сказочная атмосфера. Искусственную луну имитировал прожектор, врезанный в газон…
- Макет вашего Булгакова стоит в музее на Большой Садовой. Почему под ним поломанная лавка?
- Булгаков был денди, но фигура хорошо одетого человека не передавала бы эпоху, поэтому лавку решили частично разломать - в парках такое случается. Булгаков на лавочке (под него даже подготовили место, которое сейчас пустует) смотрел в спину Иешуа: «Бог впереди, а я в пути».
- А все-таки где, по-вашему, должен был бы стоять памятник?
- Не мы же изначально выбирали Патриаршие. Наивные люди обвиняли нас, мне звонили многие артисты... Но мы всего лишь выиграли конкурс, объявленный на это место. По мне, так идеально, если бы он стоял на природе у какого-нибудь озера. Нужна вода и два уровня, чтобы соблюсти все, что было. И чтобы это была Москва, потому что в романе речь идет о ней.
- Ну и что, по-вашему, ждет памятник?
- Мне уже не раз предлагали приобрести памятник. Но продавать я права не имею... Другого памятника в Москве не будет, потому что мы выиграли конкурс на его установку. Да и нашего памятника полноценного уже не будет... Чиновники что-то обещают. Я за все эти годы устал от этого. Не знаю, мог бы кто-то отдать Булгакову больше сил, чем я?
За несколько последних лет часть скульптур из ансамбля, которые хранились и во дворе мастерской Рукавишникова на Большой Молчанковке, и в рабочих помещениях скульптора в Солнечногорске перекочевали все-таки на более доступные для горожан и гостей города места.
Изваяние Коровьева с Бегемотом пару лет назад работники булгаковского дома на Большой Садовой уговорили отдать на время, чтобы хоть что-то люди видели… Там они и стоят по сей день.
А бронзовые фигуры Мастера и Маргариты из заточения вырвались совсем недавно. Возможно и скульптура самого Михаила Афанасьевича, пылящаяся в застенках, найдет свое пристанище на одной из улочек Первопрестольной...
МЕЖДУ ПРОЧИМ
Работы скульптора Александра Рукавишникова хорошо известны многим москвичам. Перед цирком на Цветном бульваре стоит его Юрий Никулин в автомобиле. На Ваганьковском кладбище - памятник Высоцкому. Около Ленинки - памятник Достоевскому… А после скандала с «примусом на Патриарших», по словам самого скульптора, его завалили заказами японцы, китайцы, корейцы: всем почему-то захотелось обзавестись своими бронзовыми примусами.
Юлия ХОЖАТЕЛЕВА
© "Комсомольская правда"