О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Модератор: Natali
О Великой Отечественной, книгах и фильмах
А скажите, дорогие друзья, какие у вас были интересные находки в этой области, что зацепило? Лично у меня это были "В бой идут одни старики" и "В списках не значился" Васильева.
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Ну про открытия не скажу. Но у В.Астафьева не за долго до смерти вышла книга Прокляты и убиты. Вот, страшноватая вещь. Ну вот так написать, это конечно подвиг. Вопрос другой нужно ли так писать. Ответить невозможно, потому как настоящий писатель выплескивает то, что у него внутри и уж будь, что будет.
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Недавно посмотрела фильм о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) "Спасти рядового Райана". Фильм произвел на меня огромное впечатление. Я ничего такого ещё не видела. В начале просмотра хотелось выключить телевизор. Но что-то меня остановило и я досмотрела фильм до конца. Меня поразило то, что фильм художественный, а смотришь его как документальный. Нет в нем наигранности, показано как война раскрывает человека, все чувства, эмоции, страх, ужас солдат.
Мне бы хотелось узнать ваше мнение об этом фильме.
Мне бы хотелось узнать ваше мнение об этом фильме.
-
- Кандидат в читатели
- Сообщения: 25
- Зарегистрирован: 31 янв 2011, 17:46
- Контактная информация:
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Если бы еще сравнить с тем, что реально было на войне.
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Конечно, нам трудно судить где правда, а где ложь. Но есть люди, которые прошли войну, описали эти события в книгах, рассказали о них своим знакомым, детям, внукам. Для них это тяжелая тема для разговора, кто-то никогда об этом и не вспоминает. Я очень люблю фильмы о ВОВ, в основном российские. В детстве много читала книг о ней. Фильм "Спасти рядового Райана" (производство США) открыто всё показал, ведь война это действительно большой страх, каким бы смелым не был человек.Vladislav_133 писал(а):Если бы еще сравнить с тем, что реально было на войне.
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Недавно посмотрела фильм "Брестская крепость". Если говорить честно, фильм неплохой. Но от игры актеров у меня осталось не самое лучшее впечатление. Уж слишком как-то наигранно. Хотя не нам судить. Мы высказываем лишь свое мнение. Мне вообще нравятся фильмы о войне. И нам повезло, что не пришлось жить в военное время. Поэтому мы не знаем, как оно бывает на самом деле. Реально судить могут только те, кто прошел через это.
И все же "Брестскую крепость" рекомендую посмотреть.
Фильм невероятно эмоционален. С героями, ты переживаешь всю гамму эмоций, от страха и отчаяния до робкой надежды. Во всё происходящее веришь.
Хороший фильм.
Подробнее о фильме "Брестская крепость" можно прочитать Здесь
И все же "Брестскую крепость" рекомендую посмотреть.
Фильм невероятно эмоционален. С героями, ты переживаешь всю гамму эмоций, от страха и отчаяния до робкой надежды. Во всё происходящее веришь.
Хороший фильм.
Подробнее о фильме "Брестская крепость" можно прочитать Здесь
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
В 2010 году, за месяц до празднования 65-летия Победы, Российская газета обратилась к своим читателям с просьбой назвать три самых любимых книги, фильма и песни о Великой Отечественной войне.
Любопытно, что "голосовали" в основном молодые люди, в возрасте от 20 до 30 лет. В результате определили "топ-десятки" самых популярных книг, фильмов и песен о войне. Места в "десятках" распределены согласно количеству поданных голосов... Предлагаю вашему вниманию только самые любимые народом книги и фильмы.
Книги
Любопытно, что "голосовали" в основном молодые люди, в возрасте от 20 до 30 лет. В результате определили "топ-десятки" самых популярных книг, фильмов и песен о войне. Места в "десятках" распределены согласно количеству поданных голосов... Предлагаю вашему вниманию только самые любимые народом книги и фильмы.
Книги
Борис Васильев. "А зори здесь тихие..."
Константин Симонов. "Живые и мертвые"
Владимир Богомолов. "Момент истины"
Виктор Некрасов. "В окопах Сталинграда"
Юрий Бондарев. "Горячий снег"
Борис Васильев. "В списках не значился"
Юрий Бондарев. "Батальоны просят огня"
Василь Быков. "Сотников"
Александр Твардовский. "Василий Теркин"
Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину"
Фильмы
Константин Симонов. "Живые и мертвые"
Владимир Богомолов. "Момент истины"
Виктор Некрасов. "В окопах Сталинграда"
Юрий Бондарев. "Горячий снег"
Борис Васильев. "В списках не значился"
Юрий Бондарев. "Батальоны просят огня"
Василь Быков. "Сотников"
Александр Твардовский. "Василий Теркин"
Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину"
"В бой идут одни "старики"
"А зори здесь тихие..."
"Они сражались за Родину"
"Летят журавли"
"Семнадцать мгновений весны"
"Баллада о солдате"
"Судьба человека"
"Освобождение"
"Офицеры"
"Женя, Женечка и "катюша"
Ссылка на источник: "А зори здесь тихие..."
"Они сражались за Родину"
"Летят журавли"
"Семнадцать мгновений весны"
"Баллада о солдате"
"Судьба человека"
"Освобождение"
"Офицеры"
"Женя, Женечка и "катюша"
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Посмотрела фильм о Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг. Сволочи. Не сказала бы, что фильм очень хороший, но не оставил меня равнодушной... Ребята сыграли не плохо, хотя есть фрагменты в фильме, где их поступки были неестественны и неискренни. Может режиссер этот фильм снимал для детской аудитории, для подростков и не делал акцент на реальность войны. Возможно главное - поведение детей в такой сложный для страны момент, изменение их характеров, поступков и отношение к жизни. Интересно были ли действительно такие детские группы? Впервые столкнулась с подобной тематикой... Тяжелый, напряженный фильм.
Ролики фильма "Сволочи" Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу этого фильма.
Ролики фильма "Сволочи" Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу этого фильма.
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Хочу с вами не согласиться.Фильм очень понравился. Потрясающий! Интересный, тяжеловатый конечно, но все равно посмотрела на одном дыхании! Смотрела его много раз и все равно фильм не "отпускает" меня. Могу смотреть его еще много раз. И каждый раз задевает меня до глубины души.
Очень сильный фильм, который не может оставить зрителя равнодушным... На протяжении всего фильма не понятно, что будет через 5 минут, что очень сильно интригует и заставляет не отрываться от экрана. Ребята сыграли очень хорошо, очень естественно , натурально и искренне. Такое ощущение, что ребята на самом деле все это пережили, "пропустили через себя". Все слова и чувства, что сыграны - очень настоящие. Играть нужно с душой. Считаю, что актеры справились со своей задачей.
В,общем, смотреть обязательно.
Очень сильный фильм, который не может оставить зрителя равнодушным... На протяжении всего фильма не понятно, что будет через 5 минут, что очень сильно интригует и заставляет не отрываться от экрана. Ребята сыграли очень хорошо, очень естественно , натурально и искренне. Такое ощущение, что ребята на самом деле все это пережили, "пропустили через себя". Все слова и чувства, что сыграны - очень настоящие. Играть нужно с душой. Считаю, что актеры справились со своей задачей.
В,общем, смотреть обязательно.
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Что и откуда знаем мы сегодня о Великой Отечественной войне?
Хранители памяти - книги. Пожалуйста, отметьте лучшие, на Ваш взгляд, книги о Великой войне из предложенного списка или добавьте те, которые Вы считаете лучшими.
1. Твардовский А. Василий Теркин
2. Васильев Б. А зори здесь тихие
3. Шолохов М. Судьба человека
4. Богомолов В. Момент истины
5. Друнина Ю. Светлокосый солдат
6. Высоцкий В. Стихи о войне
7. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
8. Симонов К. Живые и мертвые
9. Быков В. Сотников
10. Семенов Ю. Семнадцать мгновений весны
11. Пикуль В. Океанский патруль
12. Родионова М. Девчонка идет на войну
13. Фадеев А. Молодая гвардия
14. Пшимановский Я. Четыре танкиста и собака
15. Быков В. Дожить до рассвета
16. Бондарев Ю. Батальоны просят огня
17. Медведев Д. Сильные духом
18. Чаковский А. Блокада
19. Казакевич Э. Звезда
20. Гроссман Г. Жизнь и судьба
21. Бондарев Ю. Горячий снег
22. Курочкин В. На войне как на войне
23. Горчаков О. Вызываем огонь на себя
24. Астафьев В. Прокляты и убиты
25. Воробьев Е. Последние выстрелы
26. Шолохов М. Они сражались за Родину
27. Васильев Б. В списках не значился
28. Катаев В. Сын полка
29. Стаднюк И. Война
30. Кондратьев В. Сашка
31. Иванов В. Вечный зов
32. Распутин В. Живи и помни
33. Воробьев К. Убиты под Москвой
34. Симонов К. Двадцать дней без войны
35. Алексиевич С. У войны не женское лицо
Мне очень важно ваше мнение.
Хранители памяти - книги. Пожалуйста, отметьте лучшие, на Ваш взгляд, книги о Великой войне из предложенного списка или добавьте те, которые Вы считаете лучшими.
1. Твардовский А. Василий Теркин
2. Васильев Б. А зори здесь тихие
3. Шолохов М. Судьба человека
4. Богомолов В. Момент истины
5. Друнина Ю. Светлокосый солдат
6. Высоцкий В. Стихи о войне
7. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
8. Симонов К. Живые и мертвые
9. Быков В. Сотников
10. Семенов Ю. Семнадцать мгновений весны
11. Пикуль В. Океанский патруль
12. Родионова М. Девчонка идет на войну
13. Фадеев А. Молодая гвардия
14. Пшимановский Я. Четыре танкиста и собака
15. Быков В. Дожить до рассвета
16. Бондарев Ю. Батальоны просят огня
17. Медведев Д. Сильные духом
18. Чаковский А. Блокада
19. Казакевич Э. Звезда
20. Гроссман Г. Жизнь и судьба
21. Бондарев Ю. Горячий снег
22. Курочкин В. На войне как на войне
23. Горчаков О. Вызываем огонь на себя
24. Астафьев В. Прокляты и убиты
25. Воробьев Е. Последние выстрелы
26. Шолохов М. Они сражались за Родину
27. Васильев Б. В списках не значился
28. Катаев В. Сын полка
29. Стаднюк И. Война
30. Кондратьев В. Сашка
31. Иванов В. Вечный зов
32. Распутин В. Живи и помни
33. Воробьев К. Убиты под Москвой
34. Симонов К. Двадцать дней без войны
35. Алексиевич С. У войны не женское лицо
Мне очень важно ваше мнение.
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Хочу сказать спасибо за список книг о войне. Сейчас буду знать кто из писателей о ней писал и обязательно начну читать все эти книги. Некоторые читала в детстве, но к сожалению уже не помню о чем в них рассказывается.
А я сейчас читаю книгу известного писателя Алексеева Михаила Николаевича Ивушка неплакучая.
Роман удостоен Государственной премии СССР в 1976 году, в котором рассказано о тяжких испытаниях, выпавших на советскую деревню в годы Великой Отечественной и в первые послевоенные годы, когда мужчины ушли на фронт, а все трудности упали на плечи стариков и женщин.
В центре романа — жизнь молодой женщины Фени Угрюмовой, «ивушки неплакучей», вынесшей все тяготы и даже в тяжелом горе сумевшей сохранить человеческое достоинство. Конечно, это литература не современных авторов, которые пишут в основном попроще и читаются их произведения быстро, но мне нравятся книги писателей 19-20 вв., о нашей истории, о жизни простых людей.
Считаю, что нужно добавить эту книгу в ваш список.
А я сейчас читаю книгу известного писателя Алексеева Михаила Николаевича Ивушка неплакучая.
Роман удостоен Государственной премии СССР в 1976 году, в котором рассказано о тяжких испытаниях, выпавших на советскую деревню в годы Великой Отечественной и в первые послевоенные годы, когда мужчины ушли на фронт, а все трудности упали на плечи стариков и женщин.
В центре романа — жизнь молодой женщины Фени Угрюмовой, «ивушки неплакучей», вынесшей все тяготы и даже в тяжелом горе сумевшей сохранить человеческое достоинство. Конечно, это литература не современных авторов, которые пишут в основном попроще и читаются их произведения быстро, но мне нравятся книги писателей 19-20 вв., о нашей истории, о жизни простых людей.
Считаю, что нужно добавить эту книгу в ваш список.
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Хотела бы поделиться впечатлением от фильма "Мальчик в полосатой пижаме"
Бруно — восьмилетний немецкий мальчик, который беззаботно живёт в Берлине во время Второй мировой войны. Его отец — высокопоставленный нацистский чиновник. После назначения отца на новую должность, семья вынуждена переехать. В окрестностях нового дома Бруно обнаруживает странную ферму с необычными людьми: они ходят в пижамах, играют в номера, которые пришиты к пижамам и зачем-то сжигают старую одежду в больших печах, поэтому из длинных печных труб часто идёт чёрный дым.
Все члены семьи, кроме отца и дочери, которой в её 12 лет очень понравились идеи нацизма, тяжело переживают соседство с концентрационным лагерем, в котором при помощи газа «Циклон Б» регулярно уничтожаются узники.
Только Бруно не понимает, что происходит. Он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуль, который довольно хорошо устроился на этой ферме, как думает Бруно (просмотрев случайно промо-фильм про жизнь в лагерях): он в своей полосатой пижаме может гулять и играть, где хочет.
Заканчивается фильм тем, что сын коменданта лагеря настолько поверил нацистской пропаганде, что сам из любопытства пробрался на территорию лагеря и в итоге попал вместе с другими заключенными и своим другом в газовую камеру.
Фильм тяжело смотреть, но есть над чем подумать. Рекомендую посмотреть вместе с детьми.
Cкачать фильм
Бруно — восьмилетний немецкий мальчик, который беззаботно живёт в Берлине во время Второй мировой войны. Его отец — высокопоставленный нацистский чиновник. После назначения отца на новую должность, семья вынуждена переехать. В окрестностях нового дома Бруно обнаруживает странную ферму с необычными людьми: они ходят в пижамах, играют в номера, которые пришиты к пижамам и зачем-то сжигают старую одежду в больших печах, поэтому из длинных печных труб часто идёт чёрный дым.
Все члены семьи, кроме отца и дочери, которой в её 12 лет очень понравились идеи нацизма, тяжело переживают соседство с концентрационным лагерем, в котором при помощи газа «Циклон Б» регулярно уничтожаются узники.
Только Бруно не понимает, что происходит. Он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуль, который довольно хорошо устроился на этой ферме, как думает Бруно (просмотрев случайно промо-фильм про жизнь в лагерях): он в своей полосатой пижаме может гулять и играть, где хочет.
Заканчивается фильм тем, что сын коменданта лагеря настолько поверил нацистской пропаганде, что сам из любопытства пробрался на территорию лагеря и в итоге попал вместе с другими заключенными и своим другом в газовую камеру.
Фильм тяжело смотреть, но есть над чем подумать. Рекомендую посмотреть вместе с детьми.
Cкачать фильм
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Посмотрела фильм «Катя: Военная история». Интересная, захватывающая кинокартина, где воедино соединена любовь и война. Много молодых актеров, но играют они наравне со знаменитыми.
Местом действий фильма становится маленький городок России весной 1941 года. Сюжет разворачивается вокруг семьи Новиковых, в которой 3 мальчика и девочка(Катя), отец и мать. Любительница поиграть с мальчишками во дворе в футбол, Катя заканчивает девятый класс. Она не хочет становиться взрослой. Хулиган Пашка из соседнего подъезда влюбляет в себя нашу героиню. Катя испытывает чувство любви впервые, для нее это совсем новые, неизведанные ранее ощущения. Неожиданно война вторгается в спокойный и размеренный уклад жизни горожан. Мужчины уходят воевать, мать Катюши и ее младшего брата арестовывают, только героиня остается в городе в качестве медсестры в местной больнице.
После просмотра возникает риторический вопрос: «Почему, а главное, за что русскому человеку довелось испытать все те мучения и страдания того периода истории России и откуда у него были силы, чтобы все это выдержать и не сломаться?!»
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Много ли мы с Вами видели хороших российских сериалов? Да пожалуй, можно сосчитать на пальцах. Но многосерийный фильм «КАТЯ» можно отнести к разряду НАСТОЯЩЕГО кино.
Просмотрев, первую серию, уже не могла оторваться от экрана и досмотрела фильм до конца, на едином дыхании.
Я смотрела это кино… Смотрела и плакала… Ведь это наши предки, будучи еще совсем детьми проливали свою кровь за нас. Сейчас редко встретишь такое, очень жаль персонажей фильма, не дай Бог кому то испытать подобное.
Просто захватывающий сюжет. Я давно не был под таким сильным воздействием от фильма. Это не просто фильм, это абсолютный хит, в тематике военное кино. Да, тут есть место и любви и войне. Предательству и дружбе.
Мы видим жизнь тыла. Голод, предательство, борьба за выживание, трусость и геройство. На протяжении всего фильма я ловила себя на мысли, если ТАК было в тылу, что же было на фронте, там, где сотнями и тысячами гибли люди, сражаясь за свою семью и свою страну…
Однозначно смотреть стоит. Чтобы помнить, через что прошли миллионы людей, которым мы сейчас обязаны за безмятежное небо над головой и за возможность жить на нашей великой Родине…
Побольше бы таких фильмов!
Просмотрев, первую серию, уже не могла оторваться от экрана и досмотрела фильм до конца, на едином дыхании.
Я смотрела это кино… Смотрела и плакала… Ведь это наши предки, будучи еще совсем детьми проливали свою кровь за нас. Сейчас редко встретишь такое, очень жаль персонажей фильма, не дай Бог кому то испытать подобное.
Просто захватывающий сюжет. Я давно не был под таким сильным воздействием от фильма. Это не просто фильм, это абсолютный хит, в тематике военное кино. Да, тут есть место и любви и войне. Предательству и дружбе.
Мы видим жизнь тыла. Голод, предательство, борьба за выживание, трусость и геройство. На протяжении всего фильма я ловила себя на мысли, если ТАК было в тылу, что же было на фронте, там, где сотнями и тысячами гибли люди, сражаясь за свою семью и свою страну…
Однозначно смотреть стоит. Чтобы помнить, через что прошли миллионы людей, которым мы сейчас обязаны за безмятежное небо над головой и за возможность жить на нашей великой Родине…
Побольше бы таких фильмов!
Re: О Великой Отечественной, книгах и фильмах
Главные книги о блокаде
Список важнейших книг о блокаде, составленный интернет-изданием «Воздух», —
от известных еще советским читателям до выпущенных совсем недавно.
Даниил Гранин, Алесь Адамович «Блокадная книга»Список важнейших книг о блокаде, составленный интернет-изданием «Воздух», —
от известных еще советским читателям до выпущенных совсем недавно.
Впервые напечатанная с купюрами в «Новом мире» в 1977 году, много раз переизданная с тех пор, и один раз даже прочитанная перед камерой режиссера Александра Сокурова, «Блокадная книга» — это то, что должно стоять на полке в каждой питерской семье, но почему-то не стоит. Адамович и Гранин собирали, записывали, компоновали документальные свидетельства и интервью. В поисках свидетелей ходили по ленинградским коммуналкам, натыкаясь на неизбежный вопрос «А вам зачем?». К концу 1970-х ленинградская блокада была почти запретной темой: о ней не хотели слышать и те, кто ее пережил, и официальная пропаганда, хотя сама Вторая мировая война как таковая всегда оставалась предметом священным. Так русская культура впервые встала перед болезненной загадкой «ленинградского стыда»: советские Афины, которым внезапно выпала участь Спарты, не хотели касаться своих ран. «Блокадная книга» не дает ответа на вопрос, почему. Она впервые описала раны. Упоминания о людоедстве, о совместных банях мужчин и женщин, равно превратившихся в ходячие безразличные мумии, советская цензура, конечно, вымарала: за какую грань перешли ленинградцы, никому не хотелось ни знать, ни вспоминать.
Цитата: «Откровенно говоря, мы многого не знали, не знали, какие жестокие вещи стоят за привычными словами «ленинградская блокада». Даже мы, прошедшие войну — один в белорусских партизанах, другой на Ленинградском фронте, — казалось, привычные ко всему, были не готовы к этим рассказам. Они ведь, эти люди, щадили нас все годы, но себя, рассказывая, уже не щадят…»
Лидия Гинзбург «Проходящие характеры. Проза военных лет. Записки блокадного человека»
Цитата:
Цитата:
Источник: «Компания Афиша»
Об их издании в СССР нечего было и думать. Лидия Гинзбург это понимала хорошо: недаром в ее прозе так часто мелькает мысль, а не загнивают ли тексты без читателя. Над записками Гинзбург работала почти полвека, начиная с 1942 года; при публикации поставила тройную дату «1942 — 1962 — 1983». То, что человек подобного интеллекта и литературного дара пережил блокаду и рассказал о ней, своего рода культурная удача: на такой бесстрашный уровень осмысления экзистенциальный опыт блокады был поднят впервые и один-единственный раз. День дистрофика (начинается микроглавой «Пробуждение», кончается «отходом ко сну»), разговоры в столовых и на улицах, — с наибольшей полнотой блокадная проза Гинзбург издана совсем недавно, в 2011 году.
Цитата: «Сохрани мою печальную историю… Блокадный дневник Лены Мухиной»«В отчужденном теле совершается ряд гнусных процессов — перерождения, усыхания, распухания, непохожих на старую добрую болезнь, потому что совершающихся как бы над мертвой материей. Иные из них даже незаметны для пораженного ими человека. «А ведь он уже пухнет», — говорят про него, но он еще не знает об этом. Люди долго не знали, пухнут ли они или поправляются. Вдруг человек начинает понимать, что у него опухают десны. Он с ужасом трогает их языком, ощупывает пальцем. Особенно ночью он подолгу не может от них оторваться. Лежит и сосредоточенно чувствует что-то одеревенелое и осклизлое, особенно страшное своей безболезненностью: слой неживой материи у себя во рту.
Месяцами люди — большая часть жителей города — спали не раздеваясь. Они потеряли из виду свое тело. Оно ушло в глубину, замурованное одеждой, и там, в глубине, изменялось, перерождалось. Человек знал, что оно становится страшным».
Всем, кто пережил пионерское детство, известен «Дневник Тани Савичевой»; собственно, он состоит из фраз, коротких, как надпись на обелиске: умер тот-то, умерла такая-то, умерли все, осталась одна Таня. Это форма, в которой в СССР допускалось знать о блокаде: главное, без деталей. Детали — в другом детском дневнике, Лены Мухиной. Он страшен именно своей простотой. Мучительный, унизительный, обесчеловечивающий, трагически-мелочный быт, где с зимы 1941 года детства больше нет вообще.
Цитата:
В.М.Глинка «Воспоминания о блокаде»«По правде говоря, если Ака умрет, это будет лучше и для нее, и для нас с мамой. Так нам приходится все делить на три части, а так мы с мамой все будем делить пополам. Ака — лишний только рот. Я сама не знаю, как я могу писать такие строки. Но у меня сердце теперь как каменное. Мне совсем не страшно. Умрет Ака или нет, мне все равно».
Сотрудник Эрмитажа Владислав Михайлович Глинка начал писать свои воспоминания летом 1977 года, вдруг разъярившись потоком опубликованной лжи («особенно гадкими кажутся мне поддельные дневники»), на публикацию не рассчитывал, рукопись так и лежала в семье. Сейчас, когда блокадных мемуаров и дневников опубликовано много, воспоминания Глинки важны тем, что бросают свет на одну частную трагедию: как вымирали интеллигенты. Те, кто не умел заготавливать и не имел практической сметки: одиночки на крошечной зарплате или вполне богатые коллекционеры, знаменитые ученые или мелкая музейная сошка, уцелевшие после кировского террора аристократы или роскошные обломки «старой культуры», не растерявшие себя в настоящей. Снова стать советскими Афинами Ленинграду было уже не суждено.
Цитата: Сергей Яров «Блокадная этика»«Посланец вошел в квартиру без труда — дверь была отперта, и в квартире был такой же холод, как на дворе. Ф.Ф. (Нотгафт, член «Мира искусства». — Прим. ред.) и его супруга лежали на диване рядом, укрытые пледом и давно уже умершие. А на двери, на перекинутом от нее шнуре от оконной занавески, привязанном к медной ручке, висела Анастасия Сергеевна Боткина. Рядом лежал поваленный стул. А на стенах висели десятки холстов и гуашей, цена которых составляла в предвоенное время многие сотни тысяч рублей».
Сквозь цензуру и самоцензуру, сквозь хаос повествования, сквозь ужас, которыми объяты рассказчики, сквозь слухи, преувеличения, городские легенды Яров кропотливо пробирается к сути вопроса: как менялись мораль и этика, как сдвигались нравственные оси, как менялось сознание, как, иными словами, стало возможным все то, что происходило в мерзлой тьме коммуналок, в остервеневших очередях, на омертвевших снежных улицах. Беспощадный взгляд на человека, как животное сугубо социальное.
Цитата:
Никита Ломагин «Неизвестная блокада»«В разобщенном, потерявшем традиционные опоры блокадном сообществе немного оставалось мест, где ритуалы цивилизации еще соблюдались — хотя и не так, как прежде. Это в выморочном доме, где почти не было жильцов, соседу могли не дать воды, это на пустынных, темных и обледенелых улицах безразлично проходили мимо живых и мертвых. Там, где люди трудились и всегда были на виду (…), там нравственные заповеди отмирали медленнее».
Эта книгу презирают специалисты, возненавидели ее и многие читатели. Хотя, казалось бы, Ломагин сделал то, что все так или иначе требовали: обратился к фактам и заставил их говорить сами за себя. Он опубликовал документы из советских архивов, материалы фашистской пропаганды, которой бомбили Ленинград, доносы НКВД, бдительно пасшего своих умирающих поднадзорных, свидетельства очевидцев. Что же не так? Сперва это удивляет: ведь работа проделана колоссальная. Потом подозреваешь, что большинство читателей просто не смогли продраться через густое и несколько занудное научное предисловие, ринулись дальше – и сразу напоролись на топор людоеда. Потом — что всех взбесило то, что и фашисты в этой книге получили «право голоса». А потом становится ясно, что факты это еще не правда, и вспоминаешь персонажа из «Войны и мира»: все, что говорила графиня Вера, как всегда, было умно, правильно и по существу, но всем, как всегда, почему-то стало за нее неловко.
Цитата: Карина Добротворская «Блокадные девочки»«В дневниках отразилось усложнение отношений между ленинградцами, разрыв внутренних связей, замена коммунитарности боязнью ближних, вытеснение милосердия и сострадания желанием мести и т.п. Дневники свидетельствуют о том, с какого времени тема смерти стала главной. С начала войны и до 1944 г. большое внимание у представителей старшего поколения проявлялось к информации СМИ о союзниках в борьбе с Германией. В дневниках есть упоминания и даже вырезки практически статей, посвященных выступлениям лидеров союзных держав. Если в первые два года войны в дневниках записи о лидерах союзников носили восторженный характер, то уже в 1944 г. отношение к союзникам изменилось. А.Остроумова-Лебедева, например, писала о том, что Рузвельт «копирует» советский опыт, что русский народ выполняет в войне мессианскую функцию, что «не нам нужны перемены, а им» (Франции, Англии и Соединенным Штатам)».
Как замечает сама автор: дали бы мне это опубликовать, как же, если бы я была каким-нибудь обычным доктором исторических наук. Она права: то, что старушек-блокадниц расспрашивает о блокадном детстве глава глянцевого чертога Conde Nast, а после интервью следует дневник, где все едят и пьют что-нибудь прекрасное, а героиня мучается сложными отношениями с едой, создает напряжение, недоступное доктору наук. Но дело не в том, что это написала глава русского Conde Nast. Добротворская первой сказала так бесстрашно и вслух, что ленинградская блокада все еще здесь. Все в ее книге правда. Читаешь и узнаешь себя: это о нас, это мы — ленинградские девочки, это наши родители, не знавшие войны, все равно держали в доме запас крупы и муки и сушили мешками мелкие сухарики. Мы — те, у кого до сих пор не поднимается рука выбросить хлеб. Хотя случалось выбрасывать туфли от Prada.
Цитата: Текст: Юлия Яковлева«Наврозовы тоже едят, не останавливаясь, с какой-то животной страстью — рвут теплый хлеб руками, стругают малюсенькие эротичные артишоки, поливают душистым густым оливковым маслом, привезенным откуда-то в огромных бутылях, трут в эти артишоки пармезан, запивают все молодым красным вином из многолитровых канистр. А потом еще заедают невозможным для меня хрустящим скользким салатом из полупрозрачных хрящей и сельдерея, который я даже в рот взять не могу».
Источник: «Компания Афиша»