- Ты читаешь? - Ты лучший!
Модератор: Natali
Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
Список «100 книг Путина» застрял между Кремлем и Белым домом
Правительству не удалось утвердить перечень авторов и книг, рекомендованных школьникам для внеклассного чтения.
Один из первых указов Владимира Путина, подписанный им спустя несколько дней после инаугурации в мае 2012 года, так и остался на бумаге — перечень из обязательных 100 книг для самостоятельного прочтения школьниками до сих пор не готов. Об этом «Известиям» рассказали источники в правительстве и ответственных за реализацию поручения ведомствах.
Сколько займет итоговое согласование документа, выяснить не удалось. Однако еще в середине сентября в правительстве утверждали, что список «согласован и находится в финальной стадии подготовки у профильных ведомств». Предоставить его «Известиям» ни в правительстве, ни в Минобразования не смогли.
Собеседники в Минобразования заверили, что возложенную на них работу выполнили в срок и передали в правительство, однако «процесс застопорился на уровне администрации президента».
— Окончательного списка на настоящий момент так и нет. По моей информации, там что-то меняется. Правда, что и как, нас никто не информирует, — сказал «Известиям» чиновник Минобразования, пожелавший остаться неназванным.
Официально в министерстве подтвердили, что пока не рассылали список в регионы...
А по мнению директора Института национальной стратегии Станислава Белковского, указ, скорее всего, не будет реализован на практике. Во многом это связано с тем, что предложенная инициатива не соответствует политике государства в сфере образования, полагает эксперт.
— На самом деле никакого внеклассного чтения не будет. У Минобразования цель одна — это платное образование, поэтому финансировать какое-то внеклассное чтение они не станут. Сама эта история была включена в указ чисто формально. Путину всё равно, что подписывать, потому что он эти указы не читает, — сказал Белковский.
Сколько людей столько и мнений. Остаётся только надеяться, что в правительстве думают об образовании наших детей и этот список будет подписан, опубликован и реализован.
Может вы хотите высказать своё мнение ? Добавьте свои комментарии по поводу этой статьи.
Правительству не удалось утвердить перечень авторов и книг, рекомендованных школьникам для внеклассного чтения.
Один из первых указов Владимира Путина, подписанный им спустя несколько дней после инаугурации в мае 2012 года, так и остался на бумаге — перечень из обязательных 100 книг для самостоятельного прочтения школьниками до сих пор не готов. Об этом «Известиям» рассказали источники в правительстве и ответственных за реализацию поручения ведомствах.
Сколько займет итоговое согласование документа, выяснить не удалось. Однако еще в середине сентября в правительстве утверждали, что список «согласован и находится в финальной стадии подготовки у профильных ведомств». Предоставить его «Известиям» ни в правительстве, ни в Минобразования не смогли.
Собеседники в Минобразования заверили, что возложенную на них работу выполнили в срок и передали в правительство, однако «процесс застопорился на уровне администрации президента».
— Окончательного списка на настоящий момент так и нет. По моей информации, там что-то меняется. Правда, что и как, нас никто не информирует, — сказал «Известиям» чиновник Минобразования, пожелавший остаться неназванным.
Официально в министерстве подтвердили, что пока не рассылали список в регионы...
А по мнению директора Института национальной стратегии Станислава Белковского, указ, скорее всего, не будет реализован на практике. Во многом это связано с тем, что предложенная инициатива не соответствует политике государства в сфере образования, полагает эксперт.
— На самом деле никакого внеклассного чтения не будет. У Минобразования цель одна — это платное образование, поэтому финансировать какое-то внеклассное чтение они не станут. Сама эта история была включена в указ чисто формально. Путину всё равно, что подписывать, потому что он эти указы не читает, — сказал Белковский.
Сколько людей столько и мнений. Остаётся только надеяться, что в правительстве думают об образовании наших детей и этот список будет подписан, опубликован и реализован.
Может вы хотите высказать своё мнение ? Добавьте свои комментарии по поводу этой статьи.
Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
В России начали "подвешивать" книги
В Москве уже не редкость "подвешенный кофе" - традиция, пришедшая с запада, поддерживается все большим числом кофеен. Традиция "подвешивать" кофе пошла из Неаполя, где любой мог заказать себе чашечку, а заплатить за две.
Такая щедрость позволяла беднякам или бездомным получить кофе бесплатно.
В Москве уже не редкость "подвешенный кофе" - традиция, пришедшая с запада, поддерживается все большим числом кофеен. Традиция "подвешивать" кофе пошла из Неаполя, где любой мог заказать себе чашечку, а заплатить за две.
Такая щедрость позволяла беднякам или бездомным получить кофе бесплатно.

По аналогии с "подвешенным кофе" появились и "подвешенные книги". Книги для нуждающихся в конце прошлого года "подвешивать" начало издательство детских литературы "Розовый жираф". Любой покупатель мог приобрести книги себе и еще несколько для детей - акция была организована совместно с одним из благотворительных фондов. Книги поступили в детские дома и больницы.
Свою акцию с "подвешенными книгами" проводил в 2011 году и Алтайский государственный университет. В нескольких книжных магазинах Барнаула можно было оплатить книги, которые потом передали в местные детские дома и приюты.
В течение 2012 года в различных городах проходили похожие акции, где "подвешенные книги" собирались для нуждающихся в них. Благодаря подобных акциям дети из неблагополучных детей и воспитанники интернатов получили новые, яркие, интересные книги.
Традицию с "подвешенными книгами" продолжает московский интернет-магазин Bookashki, который вместе с "Розовым жирафом" с начала декабря собирает с помощью покупателей книги для Центральной и Детской библиотек села Новомихайловское на Кубани. Летом фонды этих библиотек пострадали при наводнении. На Новый год любой желающий может сделать подарок не только себе и своим близким, но и чужим детям.
Свою акцию с "подвешенными книгами" проводил в 2011 году и Алтайский государственный университет. В нескольких книжных магазинах Барнаула можно было оплатить книги, которые потом передали в местные детские дома и приюты.
В течение 2012 года в различных городах проходили похожие акции, где "подвешенные книги" собирались для нуждающихся в них. Благодаря подобных акциям дети из неблагополучных детей и воспитанники интернатов получили новые, яркие, интересные книги.
Традицию с "подвешенными книгами" продолжает московский интернет-магазин Bookashki, который вместе с "Розовым жирафом" с начала декабря собирает с помощью покупателей книги для Центральной и Детской библиотек села Новомихайловское на Кубани. Летом фонды этих библиотек пострадали при наводнении. На Новый год любой желающий может сделать подарок не только себе и своим близким, но и чужим детям.
Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
Чукчи не читатели
Сходила я давеча на родительское собрание. Трали-вали-гусельки, Вася то, Дуся это... а вот Егор – единственный, к кому у меня нет претензий по русскому и чтению.
Весь класс дружно на меня оборачивается. Я краснею, кокетливо прикрываюсь пузом и сползаю под парту. Какое-то первобытное желание оправдываться – мол, да, вот такой он у меня уродился, читать любит, все люди, как люди, а мой вот...
После собрания родители оперативно берут меня в клещи, зажимают в угол и вопрошают дословно следующее:
– А как вы его заставили любить читать?
И вот тут я понимаю, что это кирдык. Потому что вот стоит кучка тетенек под и за сорок, и чуть не с блокнотами в руках ждут от меня, малолетки, подробный мастер-класс на тему «Как я заставила своего сына любить книги», заранее готовясь ужасаться драконовским методам. Ибо нормальные они все перепробовали, и ни фига не вышло. И я начинаю им на полном серьезе пытаться объяснить, что нельзя человека заставить любить. Не важно, что. А они – не понимают. Ведь мой сын любит читать? Значит, у меня получилось его заставить?! Диалог получился феерический:
Сходила я давеча на родительское собрание. Трали-вали-гусельки, Вася то, Дуся это... а вот Егор – единственный, к кому у меня нет претензий по русскому и чтению.
Весь класс дружно на меня оборачивается. Я краснею, кокетливо прикрываюсь пузом и сползаю под парту. Какое-то первобытное желание оправдываться – мол, да, вот такой он у меня уродился, читать любит, все люди, как люди, а мой вот...
После собрания родители оперативно берут меня в клещи, зажимают в угол и вопрошают дословно следующее:
– А как вы его заставили любить читать?
И вот тут я понимаю, что это кирдык. Потому что вот стоит кучка тетенек под и за сорок, и чуть не с блокнотами в руках ждут от меня, малолетки, подробный мастер-класс на тему «Как я заставила своего сына любить книги», заранее готовясь ужасаться драконовским методам. Ибо нормальные они все перепробовали, и ни фига не вышло. И я начинаю им на полном серьезе пытаться объяснить, что нельзя человека заставить любить. Не важно, что. А они – не понимают. Ведь мой сын любит читать? Значит, у меня получилось его заставить?! Диалог получился феерический:
– Ну, при нем постоянно все читают. И я, и муж, и бабушки... Он это видит и читает сам. Полный дом книг...
– У нас тоже полный дом, папа мой еще библиотеку собирал, книжки дефицитные тогда были. Три шкафа книг, даже страницы не расклеены – бери, читай. И мы все время покупаем – и журналы, и детективы... А он все перед телевизором сидит!
– А у нас нет телевизора...
– ?!
– Совсем. Мы не смотрим. Мы читаем.
Так смотрели первобытные люди на шамана, только что мановением руки остановившего пещерного медведя. Вот он, материнский подвиг! Отказаться от телевизора во имя того, чтобы ребенок читал! Пойти на такие ужасные лишения!
– А что вы вечером делаете?
– Разговариваем, например...
– О чем? Мы вот обсуждаем, что по телевизору видели!
- А мы – у кого что за день произошло. Прочитанные книги. Еще со зверинцем своим возимся, я вышиваю...
– Без фона?!
– Нет, почему – музыку включаю, на компьютере.
– А новости?
– Интернет, радио. Да и не особо я интересуюсь новостями-то. Самое важное по радио скажут, а подробности личной жизни звезд мне неинтересны.
– Ну, как же... не знать, что в мире происходит...
Смотрят уже не как на небожителя – как на опасного психа.
– А как ребенок без мультиков?
- С диска, на компьютере.
– А многосерийные? Наш вон про человека-паука смотрел, щас про роботов каких-то...
– А зачем они ему? Он книжки читает, они интереснее.
– Ну, не знаю... Как могут быть книжки мальчику интереснее роботов?!
Как-как... каком кверху!
– А к компьютеру его не пускаете?
– Зачем, у него свой есть.
– И не мешаете целый день играть?
– Он сам не хочет, ему не интересно.
– Почему?
– Книга интереснее.
– Книга не может быть интереснее! Это же ребенок!!!
Вот, я уже мать-ехидна.
– А что он сейчас у вас читает?
– Кассиля.
– Кого?
(Почти жалобно) – Кассиля. Льва...
(Не может быть такого!!! Подумаешь, не расслышали, бывает...)
– Это вроде очередного Гарри Поттера?
– ?!
– Ну, там, Лев Касель и Какая-нибудь Комната....
Ааааааа, ..! Из восьми человек ни один не знал, кто такой Лев Кассиль! Ни один! Я смогла только жалобно проблеять что-то вроде: да-да, только времен Октябрьской революции...
(Фан-фик. «Гарри Поттер и Великая Октябрьская Революция». Воландеморт на броневике захватывает телеграф. Дамблдор, обмотанный пулеметной лентой. Снейп – с усами, на лихом гиппогрифе. Гермиона, с пулеметом и в красной косынке. Хагрид – в кожаной тужурке и с верным маузером, переплавленным из Царь-Пушки. Бандитский атаман Люциус Малфой-Таврический в папахе и тельнике. Пристрелите меня!)
– И все-таки – как вы заставили сына любить читать?!
– Ну... вот вы любите читать?
– А мне уже не надо! Я уже школу закончила, свое отчитала!
На том и разошлись. Они – домой, к телевизору, как все нормальные люди. Я – домой, к сыну, мужу и зверям. В каменный век, где нет телевизора и есть книги. С расклеенными страницами, а не в качестве престижной дефицитной вещи.
Пойду, что ли, почитаю...
Если раньше читали многие и таких людей уважали, то сейчас на читающих людей смотрят с недоумением как на редкий экземпляр. Каждому конечно своё, кому читать, кому смотреть телевизор,но книги всё таки останутся и будут развивать в наших детях "чувство прекрасного, доброго, вечного".– У нас тоже полный дом, папа мой еще библиотеку собирал, книжки дефицитные тогда были. Три шкафа книг, даже страницы не расклеены – бери, читай. И мы все время покупаем – и журналы, и детективы... А он все перед телевизором сидит!
– А у нас нет телевизора...
– ?!
– Совсем. Мы не смотрим. Мы читаем.
Так смотрели первобытные люди на шамана, только что мановением руки остановившего пещерного медведя. Вот он, материнский подвиг! Отказаться от телевизора во имя того, чтобы ребенок читал! Пойти на такие ужасные лишения!
– А что вы вечером делаете?
– Разговариваем, например...
– О чем? Мы вот обсуждаем, что по телевизору видели!
- А мы – у кого что за день произошло. Прочитанные книги. Еще со зверинцем своим возимся, я вышиваю...
– Без фона?!
– Нет, почему – музыку включаю, на компьютере.
– А новости?
– Интернет, радио. Да и не особо я интересуюсь новостями-то. Самое важное по радио скажут, а подробности личной жизни звезд мне неинтересны.
– Ну, как же... не знать, что в мире происходит...
Смотрят уже не как на небожителя – как на опасного психа.
– А как ребенок без мультиков?
- С диска, на компьютере.
– А многосерийные? Наш вон про человека-паука смотрел, щас про роботов каких-то...
– А зачем они ему? Он книжки читает, они интереснее.
– Ну, не знаю... Как могут быть книжки мальчику интереснее роботов?!
Как-как... каком кверху!
– А к компьютеру его не пускаете?
– Зачем, у него свой есть.
– И не мешаете целый день играть?
– Он сам не хочет, ему не интересно.
– Почему?
– Книга интереснее.
– Книга не может быть интереснее! Это же ребенок!!!
Вот, я уже мать-ехидна.
– А что он сейчас у вас читает?
– Кассиля.
– Кого?
(Почти жалобно) – Кассиля. Льва...
(Не может быть такого!!! Подумаешь, не расслышали, бывает...)
– Это вроде очередного Гарри Поттера?
– ?!
– Ну, там, Лев Касель и Какая-нибудь Комната....
Ааааааа, ..! Из восьми человек ни один не знал, кто такой Лев Кассиль! Ни один! Я смогла только жалобно проблеять что-то вроде: да-да, только времен Октябрьской революции...
(Фан-фик. «Гарри Поттер и Великая Октябрьская Революция». Воландеморт на броневике захватывает телеграф. Дамблдор, обмотанный пулеметной лентой. Снейп – с усами, на лихом гиппогрифе. Гермиона, с пулеметом и в красной косынке. Хагрид – в кожаной тужурке и с верным маузером, переплавленным из Царь-Пушки. Бандитский атаман Люциус Малфой-Таврический в папахе и тельнике. Пристрелите меня!)
– И все-таки – как вы заставили сына любить читать?!
– Ну... вот вы любите читать?
– А мне уже не надо! Я уже школу закончила, свое отчитала!
На том и разошлись. Они – домой, к телевизору, как все нормальные люди. Я – домой, к сыну, мужу и зверям. В каменный век, где нет телевизора и есть книги. С расклеенными страницами, а не в качестве престижной дефицитной вещи.
Пойду, что ли, почитаю...
Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
50 причин читать больше
1. Использовать свою фантазию. Читая книгу, вы фантазируете, дополняя картину, описанную автором. Таким образом вы развиваете свое воображение.
2. Понять, что книги лучше, чем кино. При чтении вы используете свое воображение, чтобы создать в голове полную картинку. Вы делаете ее такой, как нравится вам. Ни один голливудский режиссер не расскажет вам историю лучше, чем ваше воображение.
3. Узнать больше о людях. Хорошая книга, раскрывая характеры героев, дает понять вам, как те или иные люди ведут себя в конкретных ситуациях.
4. Изучить новые навыки. Вы можете найти научно-популярную литературу на любую тематику, которую только сможете вообразить. Вы можете получить самые разнообразные навыки: от программирования до кулинарного мастерства.
5. Стать умнее. Каждая книга, которую вы прочли, дает вам новые знания. Таким образом, читая, вы неизбежно с каждым днем становитесь умнее.
1. Использовать свою фантазию. Читая книгу, вы фантазируете, дополняя картину, описанную автором. Таким образом вы развиваете свое воображение.
2. Понять, что книги лучше, чем кино. При чтении вы используете свое воображение, чтобы создать в голове полную картинку. Вы делаете ее такой, как нравится вам. Ни один голливудский режиссер не расскажет вам историю лучше, чем ваше воображение.
3. Узнать больше о людях. Хорошая книга, раскрывая характеры героев, дает понять вам, как те или иные люди ведут себя в конкретных ситуациях.
4. Изучить новые навыки. Вы можете найти научно-популярную литературу на любую тематику, которую только сможете вообразить. Вы можете получить самые разнообразные навыки: от программирования до кулинарного мастерства.
5. Стать умнее. Каждая книга, которую вы прочли, дает вам новые знания. Таким образом, читая, вы неизбежно с каждым днем становитесь умнее.
6. Научиться смотреть с разных точек зрения. Читая разные книги на одну и ту же тему, или книги, идея которых разнится с вашим мнением, вы развиваете в себе способность видеть вещи с разных точек зрения.
7. Подвергнуть сомнению ваши убеждения. Время от времени вы будете сталкиваться с идеями, которые бросают вызов тому, во что верите вы. Это дает вам возможность еще раз убедиться в правильности ваших взглядов или признать их неверными и отказаться от них.
8. Расширить кругозор. Читая книги различной тематики, вы становитесь более разносторонним человеком.
9. Стать интересным собеседником. Чтение разнообразной литературы делает вас эрудированным собеседником, способным поддержать разговор на любую тему.
10. Воспользоваться чужим опытом. Авторы книг часто описывают многолетний опыт развития своих идей. У вас есть возможность изучить эти идеи в течении нескольких часов.
11. Повысить осведомленность. Узнайте, что происходит в мире вокруг вас. Изучите как это работает. Ваши новые знания и открытия могут принести вам большую пользу.
Читать все причины
7. Подвергнуть сомнению ваши убеждения. Время от времени вы будете сталкиваться с идеями, которые бросают вызов тому, во что верите вы. Это дает вам возможность еще раз убедиться в правильности ваших взглядов или признать их неверными и отказаться от них.
8. Расширить кругозор. Читая книги различной тематики, вы становитесь более разносторонним человеком.
9. Стать интересным собеседником. Чтение разнообразной литературы делает вас эрудированным собеседником, способным поддержать разговор на любую тему.
10. Воспользоваться чужим опытом. Авторы книг часто описывают многолетний опыт развития своих идей. У вас есть возможность изучить эти идеи в течении нескольких часов.
11. Повысить осведомленность. Узнайте, что происходит в мире вокруг вас. Изучите как это работает. Ваши новые знания и открытия могут принести вам большую пользу.
Читать все причины
Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
В Ливерпуле изобрели стихотерапию

Группа исследователей из Ливерпульского университета провела эксперимент, в ходе которого добровольцам предложили читать произведения великих английских поэтов, а затем переписали стихи как обычный текст и попросили испытуемых перечитать.
В результате выяснилось, что процесс чтения стихов является замечательным стимулятором работы мозга что чтение стихов, вызывает особое возбуждение в мозгу. Обработав сложные слова, необычные обороты и синтаксические конструкции, мозг сохраняет добавочные импульс, что, в свою очередь, способствует переоценке и актуализации опыта, установлению новых эмоциональных взаимосвязей. Интересно, что те же самые произведения, пересказанные обычным языком, такого эффекта на серое вещество не оказывали.
Ученые не исключают, что открытие может стать основой для лечения расстройств личности.
© «Центр поддержки отечественной словесности»В результате выяснилось, что процесс чтения стихов является замечательным стимулятором работы мозга что чтение стихов, вызывает особое возбуждение в мозгу. Обработав сложные слова, необычные обороты и синтаксические конструкции, мозг сохраняет добавочные импульс, что, в свою очередь, способствует переоценке и актуализации опыта, установлению новых эмоциональных взаимосвязей. Интересно, что те же самые произведения, пересказанные обычным языком, такого эффекта на серое вещество не оказывали.
Ученые не исключают, что открытие может стать основой для лечения расстройств личности.

Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
Бразильским заключенным снижают срок за каждую прочитанную книгу

В четырех федеральных тюрьмах Бразилии заключенным предложено снизить срок наказания с помощью чтения. Каждая прочитанная книга позволит освободиться узнику на четыре дня раньше.
Выбор литературы оставлен за самими преступниками. Они могут читать как классику, так и философские или научно-популярные произведения. За 12 прочитанных книг в год администрация тюрем сокращает наказание на 48 дней, пишет газета The Daily Telegraph.
Предполагается, что на чтение каждой книги заключенному потребуется около месяца. Причем в конце он должен будет написать эссе с изложением своего мнения о прочитанном. Если сочинение будет написано без ошибок и помарок, грамотно, с полями и подписью, то тюремщики примут решение засчитать книгу как прочитанную и снизить узнику срок.
Впрочем, к участию в программе "Освобождение через чтение" будут допущены не все заключенные. В каждом конкретном случае решение будет принимать специальная комиссия.
Тем не менее, юристы возлагают большие надежды на этот новаторский и курьезный способ исправления преступников. "Человек может выйти из тюрьмы просвещенным и с широким кругозором. Несомненно, это пойдет на пользу и сделает его лучше", - говорит адвокат из Сан-Паулу Андре Кеди, который руководит проектом пожертвований книг бразильским тюрьмам.
Выбор литературы оставлен за самими преступниками. Они могут читать как классику, так и философские или научно-популярные произведения. За 12 прочитанных книг в год администрация тюрем сокращает наказание на 48 дней, пишет газета The Daily Telegraph.
Предполагается, что на чтение каждой книги заключенному потребуется около месяца. Причем в конце он должен будет написать эссе с изложением своего мнения о прочитанном. Если сочинение будет написано без ошибок и помарок, грамотно, с полями и подписью, то тюремщики примут решение засчитать книгу как прочитанную и снизить узнику срок.
Впрочем, к участию в программе "Освобождение через чтение" будут допущены не все заключенные. В каждом конкретном случае решение будет принимать специальная комиссия.
Тем не менее, юристы возлагают большие надежды на этот новаторский и курьезный способ исправления преступников. "Человек может выйти из тюрьмы просвещенным и с широким кругозором. Несомненно, это пойдет на пользу и сделает его лучше", - говорит адвокат из Сан-Паулу Андре Кеди, который руководит проектом пожертвований книг бразильским тюрьмам.

Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
Свеча горела
Удивительный рассказ о нашем будущем без книг и любви к чтению...

Скажите, какую книгу вы прочитали недавно? А когда это было? Нам некогда читать, некогда думать, некогда давать волю своему воображению, некогда наслаждаться языком, слогом, историей. Все откладываем и откладываем. А что если попробовать представить себе, что будет, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведет к тому, что литература перестанет быть нужной, отомрет и останется только в сердцах преданных анахроничных людей?
Майк Гелприн написал рассказ «Свеча горела», в котором описал подобную ситуацию. Прочитайте его, пожалуйста, а вечером после работы подойдите к книжному стеллажу, выберите что-нибудь интересное и почитайте.
Из аннотация автора к рассказу: "Возможно, это лучший из всех моих когда-либо написанных рассказов. Возможно, я лучший ещё не написал. Опубликован в журнале "Мир фантастики", Москва, за 10/2011, в журнале "Чайка", Балтимор. за 10/2011. Также опубликован в журнале "Библиотечное дело", Москва. за 07/2012."
Удивительный рассказ о нашем будущем без книг и любви к чтению...

Скажите, какую книгу вы прочитали недавно? А когда это было? Нам некогда читать, некогда думать, некогда давать волю своему воображению, некогда наслаждаться языком, слогом, историей. Все откладываем и откладываем. А что если попробовать представить себе, что будет, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведет к тому, что литература перестанет быть нужной, отомрет и останется только в сердцах преданных анахроничных людей?
Майк Гелприн написал рассказ «Свеча горела», в котором описал подобную ситуацию. Прочитайте его, пожалуйста, а вечером после работы подойдите к книжному стеллажу, выберите что-нибудь интересное и почитайте.
Из аннотация автора к рассказу: "Возможно, это лучший из всех моих когда-либо написанных рассказов. Возможно, я лучший ещё не написал. Опубликован в журнале "Мир фантастики", Москва, за 10/2011, в журнале "Чайка", Балтимор. за 10/2011. Также опубликован в журнале "Библиотечное дело", Москва. за 07/2012."
Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.
— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.
— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
— Я, собственно... — собеседник замялся.
— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то...
— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.
— Говорите, я запомню.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век... Как вы полагаете?
Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.
Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем... Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он... Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно... С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
— Нигде? — спросил Максим тихо.
— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты... — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
— Да, продолжайте, пожалуйста.
— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете... Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
— У вас есть дети?
— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.
Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела...
— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
— Непременно. Только вот... Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.
— Литература — это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.
Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».
Лермонтов «Мцыри».
Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий...
Максим слушал.
— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.
— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.
День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.
Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.
Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.
Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.
Классика, беллетристика, фантастика, детектив.
Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.
Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.
Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?
Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?
— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?
— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.
Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизирован.... Общественность обеспокоена проявлением... Выпускающая фирма готова понести... Специально созданный комитет постановил...».
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.
Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.
Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.
Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.
Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?
— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
— От... От кого?!
— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он... как его...
— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.
— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.
Майк Гелприн, Нью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011)
Журнал "Самиздат"
Либрусек
— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.
— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.
— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
— Я, собственно... — собеседник замялся.
— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то...
— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.
— Говорите, я запомню.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век... Как вы полагаете?
Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.
Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем... Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он... Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно... С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
— Нигде? — спросил Максим тихо.
— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты... — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
— Да, продолжайте, пожалуйста.
— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете... Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
— У вас есть дети?
— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.
Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела...
— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
— Непременно. Только вот... Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.
— Литература — это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.
Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».
Лермонтов «Мцыри».
Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий...
Максим слушал.
— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.
— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.
День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.
Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.
Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.
Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.
Классика, беллетристика, фантастика, детектив.
Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.
Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.
Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?
Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?
— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?
— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.
Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизирован.... Общественность обеспокоена проявлением... Выпускающая фирма готова понести... Специально созданный комитет постановил...».
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.
Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.
Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.
Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.
Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?
— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
— От... От кого?!
— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он... как его...
— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.
— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.
Майк Гелприн, Нью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011)
Журнал "Самиздат"
Либрусек

- Valeri
- Администратор
- Сообщения: 544
- Зарегистрирован: 30 дек 2010, 13:23
- Откуда: Шадринск
- Контактная информация:
Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
На мой взгляд - количество читающих людей не уменьшится. Люди читают и будут читать. Во всяком случае пока не изобретут какую-то принципиально новую альтернативу книге.Arina писал(а):Свеча горела
Удивительный рассказ о нашем будущем без книг и любви к чтению...
Мне кажется, проблема совсем в другом: качество прочитанного оставляет желать лучшего. Людей, которые читают серьезную классическую литературу становится все меньше. И все больше становится людей, которые предпочитают дешёвую, не требующую умственных усилий, литературу.
_________________________


Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
Лекарство от депрессии - книги



Может ли хорошая книга стать эффективным лекарством против депрессии? Врачи общей практики из Великобритании составили рейтинг литературных произведений, которые реально помогают их пациентам, страдающим от психических расстройств.
Оказывается, хорошая литература не просто обогащает нас духовно, но еще и излечивает от психических расстройств, включая депрессию. Британское министерство здравоохранения стало инициатором программы "Книги по подписке", посредством которой врачи общей практики с мая этого года начнут рекомендовать пациентам для лечения депрессии разного рода литературу. В этот рейтинг попали только те книги, действенность которых в деле повышения настроения была доказана на практике.
Оказывается, хорошая литература не просто обогащает нас духовно, но еще и излечивает от психических расстройств, включая депрессию. Британское министерство здравоохранения стало инициатором программы "Книги по подписке", посредством которой врачи общей практики с мая этого года начнут рекомендовать пациентам для лечения депрессии разного рода литературу. В этот рейтинг попали только те книги, действенность которых в деле повышения настроения была доказана на практике.
К примеру роман "Сидр и Рози" писательницы Лори Ли, рассказывающей о детстве автора, проведенном в графстве Глостершир. Выпущенная в 1959 году книжка выдержала проверку временем. Только в Британии продано уже свыше 6 млн экземпляров этого произведения, считающегося одним из самых любимых англичанами. Среди других книг есть и куда более современные, вроде эротического романа "Пятьдесят оттенков серого" Э.Л. Джеймс, "Пляжного кафе" Люси Даймонд" и "Тайны выеденного яйца, или Смерти Шалтая" Джаспера Ффорде. Одной из самых сильных книг-антидепрессантов стала "Маленькая история мира" австро-английского писателя Эрнст Гомбриха, написанная еще в 1935 году и запрещенная нацистами, как слишком пацифистская.

Врачи полагают, что жертвы депрессий с малой или умеренной степенью выраженности могли бы попробовать почитать эту литературу перед тем, как перейти к приему антидепрессантов. По мнению экспертов, чтение само по себе является средством подавления стресса. Оно помогает человеку, отвлечься, оказаться в другом времени и другом мире, вырваться из повседневной жизни и забыть про собственные неприятности. В программе "Книги по подписке" будут принимать участие многочисленные библиотеки страны, которые теперь станут не только нести знания, но и лечить депрессию.
© MedikForum.ru

Врачи полагают, что жертвы депрессий с малой или умеренной степенью выраженности могли бы попробовать почитать эту литературу перед тем, как перейти к приему антидепрессантов. По мнению экспертов, чтение само по себе является средством подавления стресса. Оно помогает человеку, отвлечься, оказаться в другом времени и другом мире, вырваться из повседневной жизни и забыть про собственные неприятности. В программе "Книги по подписке" будут принимать участие многочисленные библиотеки страны, которые теперь станут не только нести знания, но и лечить депрессию.
© MedikForum.ru

Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
Чтение на свежем воздухе
В Москве получил поддержку городского правительства проект «Библиотека для бездомных и малоимущих». Инициатор проекта, блогер Эльдар Бадырханов, вдохновился идеей создания таких центров, после того как несколько раз встречал у московской станции метро «Белорусская» бездомного, читавшего книгу. Первая «мобильная читальня» открылась на Чистых прудах 22 ноября 2012 г. – сюда волонтёры приносили не только книги, но и стеллажи, пледы и термосы.
В Москве получил поддержку городского правительства проект «Библиотека для бездомных и малоимущих». Инициатор проекта, блогер Эльдар Бадырханов, вдохновился идеей создания таких центров, после того как несколько раз встречал у московской станции метро «Белорусская» бездомного, читавшего книгу. Первая «мобильная читальня» открылась на Чистых прудах 22 ноября 2012 г. – сюда волонтёры приносили не только книги, но и стеллажи, пледы и термосы.
И вот теперь «Библиотека для бездомных» обрела первый приют – причём именно в приюте, точнее, центре социальной адаптации по адресу: Новоясеневский проспект, 1, стр. 3. Это стало возможным благодаря Департаменту социальной защиты г. Москвы.
Обитатели центра – в основном люди образованные, много читают, хранят в комнатах книги, обмениваются ими с сотрудниками, обсуждают прочитанное. Но книг не хватает, они зачитаны. Поэтому постояльцы благожелательно отнеслись к инициативе муниципалитета, внимательно рассматривали книги, интересовались не только содержанием, но и годами выпуска. Рассуждали о поэзии, прозе, книгоиздании, об электронных и аудиокнигах. И не хотели расходиться, хотя как раз было время обеда. Многие после обеда вернулись в библиотеку.
Теперь в столице откроется сразу несколько центров, куда каждый желающий сможет принести книги для тех, кто любит читать, но не может себе позволить покупку литературы. Однако работа с приютами совершенно не исключает уличные акции и установку уличных стеллажей, уточнил Бадырханов.
Литературная газета
Обитатели центра – в основном люди образованные, много читают, хранят в комнатах книги, обмениваются ими с сотрудниками, обсуждают прочитанное. Но книг не хватает, они зачитаны. Поэтому постояльцы благожелательно отнеслись к инициативе муниципалитета, внимательно рассматривали книги, интересовались не только содержанием, но и годами выпуска. Рассуждали о поэзии, прозе, книгоиздании, об электронных и аудиокнигах. И не хотели расходиться, хотя как раз было время обеда. Многие после обеда вернулись в библиотеку.
Теперь в столице откроется сразу несколько центров, куда каждый желающий сможет принести книги для тех, кто любит читать, но не может себе позволить покупку литературы. Однако работа с приютами совершенно не исключает уличные акции и установку уличных стеллажей, уточнил Бадырханов.
Литературная газета
Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
Интересные книги развивают ситуационную находчивость

Несмотря на тот прогресс, которое совершила наука за последние несколько десятилетий, чтение книг по-прежнему устойчиво держит первое место, как самое эффективное средство развития и поддержания высокого уровня интеллекта.
Однако, то каким образом книги изменяют когнитивные навыки человека, может зависеть как от самого человека, так и от книги. При помощи МРТ ученые из США недавно решили установить, как влияет чтение тех или иных книг на наш головной мозг. За основу они взяли роман Джейн Остин “Гордость и Предубеждение”.
Исследователи сформировали тестовую группу и предложили ее участником читать двумя различными способами. В первом случае им было дано задание открывать первую попавшуюся книгу и начинать быстро читать ее на случайно открывшейся странице. Во втором случае они читали книгу вдумчиво с первой до последней страницы. Одним из обязательных условий было то, чтобы читатели во втором случае на протяжении всей книги стремились к максимальной концентрации, то есть изучали текст книги, как ученые обычно вникают в суть изучаемых объектов. Роман Джейн Остин как раз и использовался во втором случае.
Однако, то каким образом книги изменяют когнитивные навыки человека, может зависеть как от самого человека, так и от книги. При помощи МРТ ученые из США недавно решили установить, как влияет чтение тех или иных книг на наш головной мозг. За основу они взяли роман Джейн Остин “Гордость и Предубеждение”.
Исследователи сформировали тестовую группу и предложили ее участником читать двумя различными способами. В первом случае им было дано задание открывать первую попавшуюся книгу и начинать быстро читать ее на случайно открывшейся странице. Во втором случае они читали книгу вдумчиво с первой до последней страницы. Одним из обязательных условий было то, чтобы читатели во втором случае на протяжении всей книги стремились к максимальной концентрации, то есть изучали текст книги, как ученые обычно вникают в суть изучаемых объектов. Роман Джейн Остин как раз и использовался во втором случае.
В результате было обнаружено, что при чтении “Гордость и Предубеждение” у человека активируется область головного мозга, ответственная за движение и осязание. Иными словами, воображение человека работает таким образом, что его мозг воспринимает роман, как окружающий мир, и стремится ощутить его органами чувств. Это весьма интересный факт, поскольку указанные области головного мозга отвечают за такую вещь, как ситуационная находчивость – возможность человека быстро оценить ситуацию и принять верное решение в условиях ограниченного времени.
При прочтении случайно выбранных книг на случайно открывшихся страницах аналогичного эффекта выявлено не было. Таким образом, ученые пришли к выводу, что только при максимальной заинтересованности и полном погружении в сюжет повествования может наблюдаться эффект, который был зарегистрирован у людей, читавших “Гордость и Предубеждение”. То есть книга должна интересовать читателя. Исследователи не исключают, что в скором времени ими будет проведена работа, которая будет оценивать степень развитости ситуационной находчивости, у людей которые привыкли много читать, в сравнении с теми, что читает меньше, или не читает вообще.
Вместе с тем, очевидно, что мозг – эта та же мышца, и тренировка ее развивает. В данном случае тренировка указанных областей, вне всякого сомнения, обязана давать им стимул к развитию. В силу этого ученые не сомневаются, что исследование подтвердит их гипотезу.
По материалам ANI
Подготовил Владислав Воротников
Источник: Medlinks.ru
При прочтении случайно выбранных книг на случайно открывшихся страницах аналогичного эффекта выявлено не было. Таким образом, ученые пришли к выводу, что только при максимальной заинтересованности и полном погружении в сюжет повествования может наблюдаться эффект, который был зарегистрирован у людей, читавших “Гордость и Предубеждение”. То есть книга должна интересовать читателя. Исследователи не исключают, что в скором времени ими будет проведена работа, которая будет оценивать степень развитости ситуационной находчивости, у людей которые привыкли много читать, в сравнении с теми, что читает меньше, или не читает вообще.
Вместе с тем, очевидно, что мозг – эта та же мышца, и тренировка ее развивает. В данном случае тренировка указанных областей, вне всякого сомнения, обязана давать им стимул к развитию. В силу этого ученые не сомневаются, что исследование подтвердит их гипотезу.
По материалам ANI
Подготовил Владислав Воротников
Источник: Medlinks.ru

Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
Не читать просто так
Наталья МашковаОдин мудрец однажды заметил: «Читать нужно много, но не многое». А часто ли мы, беря в руки очередную книгу, задумываемся над тем, что и зачем читаем?

Писатель, просветитель и библиограф Николай Александрович Рубакин утверждал, что чтение неразрывно связано с самообразованием. А под самообразованием он понимал не столько усвоение новых знаний, сколько развитие лучших качеств души человека, обогащение его внутреннего мира. Стремясь пробудить в других интерес к чтению, он посвятил свою жизнь изучению психологии читателя, так называемой теории библиопсихологии. Он вел переписку с более чем 20 тысячами человек, многим высылал индивидуальные программы чтения, отвечал на возникавшие вопросы.
Одна из главных идей библиопсихологии и любимый совет Н. А. Рубакина — не читать просто так, отстраненно, воспринимая книгу как набор чужих идей, мнений, теорий. Он предлагал смотреть на книгу не как на «источник мыслей», а «возбудительницу их». Призывал не смущаться тем, что мы не все поймем. Главное — не то, что книга дала другим людям, а то, что она затронула в нашей душе. «Главное значение книжного влияния, — говорил Рубакин, — состоит не столько в том, что читатель выносит из книги, сколько в том, что он сам переживает во время ее чтения, — что он передумывает, читая ее, в том, какие чувства, настроения, стремления и мечты и т. д. зарождаются при этом в читательской душе, и стремления к каким именно действиям». Мы расширяем, углубляем, обогащаем свой жизненный опыт тем, что открываем, когда читаем книгу. Если же эта книга высокохудожественная, чтение ее окажет на нас еще большее воздействие — «заставит» волей-неволей «думать над жизнью, оценивая не только людей... размышляя об основных вопросах жизни, о ее цели, смысле, ее правде и неправде».
Рубакин считал, что нельзя экономить на самообразовании и даже выражал свое убеждение в цифрах. «Всякий может уделить чтению один час в день, а в воскресенье 3 часа. Следовательно, 52 воскресенья по 3 часа дадут 156 часов. А 313 будней по 1 часу — это 313 часов чтения. Значит, в год получается более 450 часов чтения». Но главное не в количестве часов, а в том, чтобы найти в себе волю использовать это время именно на чтение.
Рубакин верил, что нет человека, которого «ничего не интересует». В противном случае можно было бы такого человека спросить: а разве вас не интересует ваша собственная личная жизнь? «И разве бы вы не хотели чувствовать, что и вы живете яркой, глубокой, жгуче напряженной, плодотворной жизнью?»
Человек без границ
Рубакин считал, что нельзя экономить на самообразовании и даже выражал свое убеждение в цифрах. «Всякий может уделить чтению один час в день, а в воскресенье 3 часа. Следовательно, 52 воскресенья по 3 часа дадут 156 часов. А 313 будней по 1 часу — это 313 часов чтения. Значит, в год получается более 450 часов чтения». Но главное не в количестве часов, а в том, чтобы найти в себе волю использовать это время именно на чтение.
Рубакин верил, что нет человека, которого «ничего не интересует». В противном случае можно было бы такого человека спросить: а разве вас не интересует ваша собственная личная жизнь? «И разве бы вы не хотели чувствовать, что и вы живете яркой, глубокой, жгуче напряженной, плодотворной жизнью?»
Человек без границ
Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
Домашняя библиотека
Наталья Машкова
Собирать домашние библиотеки стало модно еще в Средние века, эту роскошь могли себе позволить короли, рыцари, бароны и состоятельные горожане. В эпоху Возрождения появились даже коллекционеры, для которых приобретение книг стало смыслом жизни. Некоторые с помощью книг желали прославиться, повысить свой статус. Они покупали книги наряду с парадным оружием, охотничьими трофеями, вазами, картинами, статуями, гобеленами. Но в погоне за обладанием книгой человек терял саму книгу. Об этом очень ярко писал Петрарка в диалоге «О множестве книг». Для самого поэта книги были живыми существами. Он беседовал с ними, задавал им вопросы, им же отвечал, радовался, сердился, смеялся вместе с ними. Известно, что у Петрарки был любимый томик Вергилия, с которым он не расставался всю жизнь. А еще один римский поэт — Овидий — стал душевным спутником Пушкина в его южной ссылке. Оставшись без друзей-единомышленников, испытывая жесточайшую тоску, Пушкин не разлучался с книгой. Тень Назона была ему ближе, чем все чиновники и офицеры, в обществе которых он каждый день находился.
В конце XIV — начале XV века в Европе для каждого образованного человека стало обязательным иметь studiolo. Studiolo — это своего рода «домашняя келья», место для размышлений, познания себя и мира. Оно совмещало функции домашнего кабинета и библиотеки. Важным стало то, чем человек наполняет свой внутренний мир, ведь от этого зависит и его душевное здоровье, и его судьба. Антонфранческо Дони, писатель-гуманист эпохи Возрождения, сделал героем одной своей новеллы римского философа Сенеку, который так говорит собеседнику: «Какими бы ты личными или общими делами ни занимался, всегда оставляй для себя, по крайней мере, три часа между днем и ночью, чтобы подумать о самом себе и о своей жизни… Каждый должен иметь такую комнату… в которой должны были бы находиться его книги, его писания и другие вещи по его вкусу. Такая комната будет советчиком его и убежищем его тайных мыслей, и особенно хорошо сделает он все то, что раз десять обдумает в этой комнате, прежде чем вынести из нее свое решение».
Сегодня не каждый может обустроить себе отдельный кабинет, но studiolo может стать и маленький уголок в комнате, с особым местом для самых-самых книг, чтобы они всегда были под рукой. Ведь не только мы, но и книги тоскуют по нам, если долго без дела стоят на полке... И может, у нас найдется не три часа, как советует Дони, а хотя бы 15 минут вечером, чтобы открыть любимый томик и вновь услышать голоса тех, кто стремился передать нам опыт своей души.
Человек без границ
Сегодня не каждый может обустроить себе отдельный кабинет, но studiolo может стать и маленький уголок в комнате, с особым местом для самых-самых книг, чтобы они всегда были под рукой. Ведь не только мы, но и книги тоскуют по нам, если долго без дела стоят на полке... И может, у нас найдется не три часа, как советует Дони, а хотя бы 15 минут вечером, чтобы открыть любимый томик и вновь услышать голоса тех, кто стремился передать нам опыт своей души.
Человек без границ
Re: - Ты читаешь? - Ты лучший!
Проведено исследование читательских привычек жителей Санкт-Петербурга

Читательские предпочтения горожан и посетителей петербургских библиотек были исследованы в ходе опроса, проведенного городской библиотекой имени Лермонтова и консалтинговой компанией «Ти Ай Джи».

Читательские предпочтения горожан и посетителей петербургских библиотек были исследованы в ходе опроса, проведенного городской библиотекой имени Лермонтова и консалтинговой компанией «Ти Ай Джи».
Выяснить, что влияет на читательские привычки посетителей библиотек и что представляют собой книжные интересы остальных горожан решили в ходе социологического опроса, который проводился в конце прошлого года силами Межрайонной Централизованной Библиотечной Системы имени М. Ю. Лермонтова и консалтинговой компанией «Ти Ай Джи». Для исследования были привлечены две категории граждан: обычные горожане, не посещающие библиотеки и читатели всех 14-ти библиотек, входящих в МЦБС. Организаторы исследования хотели сравнить позиции этих двух групп и проанализировать полученные данные, чтобы использовать их для выработки стратегии развития библиотек. Всего было опрошено почти 700 человек.
© Pro-Books.ru[/hide]Для опроса категории «горожане» (той части жителей Санкт-Петербурга, которая не выбирает библиотеки в качестве основного места для чтения, проведения интеллектуального досуга и пользуется другими ресурсами для получения информации) были выбраны учреждения, организации, в основе деятельности которых оказание различных услуг для населения (юридических, транспортных, образовательных и др.).
По итогам опроса само слово «библиотека» у большинства респондентов ассоциируется с понятием «чтение», далее с большим отрывом следуют позиции «храм науки и знаний», «тишина» и «удовольствие».
60% знают о существовании широкой сети библиотек. Для 23% причиной прийти в библиотеку будет необходимость получения новых знаний по профессии, дальнейшего карьерного роста. Каждый десятый респондент сообщил, что пойдет в библиотеку, если ассортимент книг там будет шире, чем в магазине. Несмотря на рост цен, только 4% ответили, что мотивом посещения библиотеки будет подорожание книг. Еще менее значимы факторы «престиж», «рекомендации друзей». В целом, более трети горожан выразили желание начать пользоваться услугами библиотек.
Посетители библиотек читают, в среднем, 4 художественные книги в месяц, а те, кто в библиотеку не записан — только около 1,5 книг.
Каждый третий горожанин и каждый четвертый посетитель библиотек уже пользуются электронными книгами, а начать их читать в ближайшем будущем планируют 18% респондентов обеих категорий.
Организаторы опроса утверждают, что посетители библиотек менее привержены влиянию социальных сетей по сравнению с теми, кто в библиотеки не записан. Завсегдатаи книжных хранилищ считают важным ресурсом опыт библиотекарей (на втором месте после фактора «наличие современных и классических изданий»), тогда как для обычных горожан человеческий фактор в два раза менее важен.
Вопрос «Что Вас привлекает в библиотеке?» выявил, что помимо возможности взять книги для чтения на дом (в том числе, на электронных носителях) и ассоциированного с книгами сервиса (выставки новинок, консультации библиотекарей), людей привлекают бесплатный Интернет и возможность общения, также их интересуют обновление библиотечных фондов и повышение престижности библиотеки.
По итогам опроса само слово «библиотека» у большинства респондентов ассоциируется с понятием «чтение», далее с большим отрывом следуют позиции «храм науки и знаний», «тишина» и «удовольствие».
60% знают о существовании широкой сети библиотек. Для 23% причиной прийти в библиотеку будет необходимость получения новых знаний по профессии, дальнейшего карьерного роста. Каждый десятый респондент сообщил, что пойдет в библиотеку, если ассортимент книг там будет шире, чем в магазине. Несмотря на рост цен, только 4% ответили, что мотивом посещения библиотеки будет подорожание книг. Еще менее значимы факторы «престиж», «рекомендации друзей». В целом, более трети горожан выразили желание начать пользоваться услугами библиотек.
Посетители библиотек читают, в среднем, 4 художественные книги в месяц, а те, кто в библиотеку не записан — только около 1,5 книг.
Каждый третий горожанин и каждый четвертый посетитель библиотек уже пользуются электронными книгами, а начать их читать в ближайшем будущем планируют 18% респондентов обеих категорий.
Организаторы опроса утверждают, что посетители библиотек менее привержены влиянию социальных сетей по сравнению с теми, кто в библиотеки не записан. Завсегдатаи книжных хранилищ считают важным ресурсом опыт библиотекарей (на втором месте после фактора «наличие современных и классических изданий»), тогда как для обычных горожан человеческий фактор в два раза менее важен.
Вопрос «Что Вас привлекает в библиотеке?» выявил, что помимо возможности взять книги для чтения на дом (в том числе, на электронных носителях) и ассоциированного с книгами сервиса (выставки новинок, консультации библиотекарей), людей привлекают бесплатный Интернет и возможность общения, также их интересуют обновление библиотечных фондов и повышение престижности библиотеки.
