Роман «Мастер и Маргарита» – не только один из самых популярных за последнее столетие, но и загадочных, полных намеков, тайн и нестыковок. Не будем забывать, что Булгаков его писал несколько лет. Были разные версии текста и варианты названия. Книга при его жизни не только не была напечатана, но и не отправлялась в издательство. Поэтому нестыковки в тексте встречаются, но роман от этого вовсе не становится хуже. Внимательные читатели с интересом отслеживают эти самые нестыковки и порой ищут в них некий потаенный смысл.
А прокуратор ли?
В древнее время, описанное в романе, Иудея была включена в состав Римской империи и ею управлял римский представитель. У Булгакова это прокуратор Понтий Пилат. Писатель, следуя своим творческим принципам, пытался даже детали далекого прошлого представить такими, какими они были на самом деле. Искал в исторических источниках, каким же по счету был Понтий Пилат прокуратором Иудеи – шестым по счету или лишь пятым? Даже знаменитый рассказ Мастера о задуманной им последней фразе романа, известен в двух вариантах. В итоге Булгаков остановился на пятом прокураторе, хотя древними хрониками этот порядковый номер однозначно не подтвержден.
Кстати, прокуратор и игемон (как титулуется Пилат в романе) – не одно и то же. Более того, во второй половине ХХ века, уже после кончины писателя, исследователи доказали, что Пилат Понтийский – всё же не легендарное, а реальное лицо. Сначала нашли каменную плиту с его именем и должностью. А буквально в прошлом году обнаружили в музейных запасниках, среди старых находок – его именной перстень.
Вот только ни игемоном (правителем), ни даже прокуратором Пилат не был. Римский представитель в Иудее в описанное время имел другое звание – префект.
В каком году всё это было?
Понятно, что в современных – на тот момент! – главах романа описана актуальная советская реальность, которую сам Булгаков мог наблюдать. Но в каком же году разворачиваются события, начавшиеся со странного разговора на Патриарших?.. Те читатели, кто верит, что Мастера автор писал с себя, обращают внимание, что этому герою тридцать восемь лет. А Булгакову столько исполнилось в мае 1929-го года. Тем более, что сюжет романа явно переплетен с пасхальным празднованием, и начало мая там упоминается. И как раз в 1929-м году православная Пасха была поздняя, майская. Среда Страстной недели тогда на 1-е мая выпала, а это и советский праздник, и языческий, и день великого сборища ведьм и прочей нечисти. Парадокс точно в духе Булгакова!
Но нет, Булгаков описывает троллейбусы на Арбате и Садовом кольце, а этот транспорт пошел по Москве только в середине 1930-х годов. Аномально теплое начало мая, как в романе, было зафиксировано в 1935-м году. Архитекторский съезд, упоминаемый Арчибальдом Арчибальдовичем, – это вообще 1937-й год… Понятно, что Булгаков добавлял в роман то, что наблюдал непосредственно, а свести воедино не успел.
Луна великого праздника
Полная луна сияет над всем романом. Если спросить любого читателя, с чем ассоциируется «Мастер и Маргарита», полнолуние наверняка будет упомянуто. Полнолуние и связанный с ним праздник Пасхи, хоть он ни разу не назван, но намеки абсолютно внятные. И начало мая, та самая аномальная жара и майские сумерки на Патриарших… Вот только полнолуние, связанное с пасхальными празднествами в ветхозаветное иудейской или же православной традиции, не приходится на май никогда. Булгаков об этом, конечно, знал. Но почему-то в тексте осталось именно так.
Метаморфозы бороды Мастера
Среди прочих нестыковок «Мастера и Маргариты» можно отметить и разночтения в описании Мастера, причем – практически в одно и то же время. Так в тринадцатой главе Мастер, заглянувший в палату, где находился на излечении поэт Бездомный, выглядит как бритый человек лет сорока. Проходит в романе всего несколько часов, и уже в следующей, четырнадцатой главе, Мастер оказывается «странным» человеком, обросшим бородой. Борода отросла всего за одну ночь? Да, а во всех других описаниях общения Мастера и поэта Бездомного первый из них всегда побрит. Но при этом упоминается, что при нахождении в клинике, он имел бороду, но не беспорядочную, а подровненную машинкой для стрижки.
Таинственный трамвай
Поскольку московские главы романа тесно связаны с узнаваемыми реалиями и местами нашей столицы, то точный их поиск – одно из любимых занятий булгаковских фанов. Многие были потрясены, узнав, что на Патриарших никогда не пролегал трамвайный маршрут. А ведь так красочно описан этот трамвай, принесший гибель Берлиозу! Но стоило читателям и даже историкам транспорта смириться, что это художественный вымысел, снабженный реальными деталями, которые автор видел в других частях города (вертушка, предупредительное табло), как в указанном месте начался ремонт дороги. И – нашли старые рельсы! Оказалось, что трамвай там всё же ходил, пусть и недолго. Но не пассажирский, а грузовой.
.