Нет на Земле почетнее призвания

нет комментариев

Нет на Земле почётнее призвания: виртуальная выставка

Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей…

В 2009 году Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года учителя». Это повод ещё раз обратиться к литературе на школьную тему. На протяжении всей истории литературы тема учитель – ученик была в центре внимания писателей. Именно учитель открывает своим ученикам двери в мир знаний, приобщает к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит познавать новое. Профессия учитель – одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда: от посева до жатвы у него проходит немало лет.

Актуальность этой темы побудила нас к созданию виртуальной выставки «Нет на Земле почетнее призвания». Здесь вы найдете художественные произведения, где очень ярко раскрыт образ учителя в советское время, также нами составлены список источников, посвященных профессиональному становлению педагога и список сценариев игр, конкурсов на школьную тему и для педагогического коллектива. Мы не ставили перед собой цель охватить все художественные произведения, посвященные этой теме, а представили наиболее значимые, которые имеются в фонде библиотеки ШГПИ. Получился объёмный рекомендательный список, куда вошла библиография не только литературных произведений, сценариев, посвящённых Дню учителя, но и книги – новинки для современного учителя.

Произведения, вошедшие в наш список, очень разные. Они весёлые, грустные и в то же время жизненные. Одни из них адресованы детям среднего и старшего школьного возраста, другие юношеству и взрослому читателю.

Список литературы рассчитан на самую широкую аудиторию. Мы хотели, чтобы наши читатели прочли эти замечательные произведения, окунулись в мир прошлого, увидели, как менялся образ учителя на протяжении трёх столетий и какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя.


Айтматов, Ч. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Повести / Ч. Айтматов. – М. : Мол. Гвардия, 0982. – 607 с.

В повести “Первый учитель” Ч. Айтматов ставит перед собой задачу большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением.
Грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым годам прошлого нашей страны. Ч. Айтматов создал живую легенду об одном из таких людей — о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену? Как трудно было заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя — строители культуры, нашего будущего.
Подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аильских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу.
Ш6
А36 


Алексин, А. Г. Безумная Евдокия : повести, рассказы / А. Г. Алексин. – М. : Дет. лит., 1978. – 447 с.
В центре повести «Безумная Евдокия» — образ классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны, несуразно одетой, но мудрой, прозорливой, всю жизнь отдающую себя своим питомцам. А.Алексин в повести затрагивает один из важнейших нравственных вопросов: о посредственности и таланте, о бездуховности, эгоистичности и добросердечии. Оленька — действительно одаренный, единственный в семье ребенок. Но какие бы ни были способности, они не оправдывают эгоизма. Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием, вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой. Талантливый человек всегда находится в центре внимания, он выделяется из общей массы, и слияния с нею чаще всего не происходит.
Против “заметности” Оленьки борется “безумная Евдокия”. Она прямолинейна и проста, и методы, которыми она пользуется в воспитании Оленьки, такие же простые. “Безумная Евдокия” борется против эгоизма. Она считает, что “данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма”. Попытка привить Оленьке талант человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия не пытается уравнять талант с посредственностью. Евдокия — не бесталанный человек. Она пытается сделать людей лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе это “лучше”. Но именно это стремление делает ее не такой, как другие.
Ш6
А48


Быков, В. В. Обелиск : повести / В. В. Быков. – М. : Сов. писатель, 1976. – 224 с.
В повести В. Быкова «Обелиск» отражена проблема нравственного выбора. Автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.
Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск. Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников «отличников учебы и послушных зубрил», прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми.
И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.
В. Быков обращается к вечным, «нетленным» темам. Идея доброты и самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых выдающихся русских писателей.
Ш6
Б 43 


Васильев, Б. Л. Завтра была война : Избранное : в 2 т. / Б. Л. Васильев. – М. : Худож. лит., 1988. 
В романе «Завтра была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались. А вот свою новую классную руководительницу Валентину Андроновну (Валендру), не просто не любили — презирали.
Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть открывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в жизни – юность. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком. Основная часть – это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти.
Ш6
В 19


Вигдорова Ф. А. Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка : повести / Ф. А. Вигдорова. – М. : Сов. писатели, 1969. – 735 с.
В повести «Дорога в жизнь», вышедшей в свет в 1954 году, Ф. А. Вигдорова продолжает свою любимую тему – тему воспитания детей, учительского труда. Эта книга посвящена жизни ребят в детском доме, которая представляют собой единую книгу о педагогическом труде, о том, как Семен Карабанов, один из главных героев «Педагогической поэмы» А. С. Макаренко, пошел по стопам своего учителя и посвятил свою жизнь воспитанию детей, лишенных родителей. Автор описывает, как педагогические идеи А. С. Макаренко, его теоретические выводы и большой практический опыт воплощаются в жизнь новым поколением педагогов. Книга эта отнюдь не документальная. Это – повесть-трилогия, увлекательно рассказывающая о трудовой и горячей, богатой горестями и радостями жизни, целиком отданной детям. Это история детского дома, которым руководит Карабанов, а потом, в дни войны, его жена Галина Константиновна.
Ш6
В41


Голявкин, В. В. Рисунок на асфальте : рассказы / В. В. Голявкин. – М. : Современник, 1980. – 272 с.
Так здорово играть с друзьями в футбол или пойти на рыбалку. А если грянет война? Вот у героя этой книги его веселый, добрый и вообще самый лучший папа на свете погибает на Великой Отечественной войне… Но надо найти в себе силы стать взрослым, опорой для младшего брата и, конечно, для своей мамы. Не должны на свете разгораться войны! А если и бывают, то надо быстро их заканчивать и жить мирной, хорошей жизнью. Тогда можно заняться мальчишескими делами и рисовать радостные рисунки на асфальте. Жизнь должна продолжаться!
Ш6
Г 63 


Искандер, Ф. Собрание сочинений. Т. 2. Школьный вальс или Энергия стыда / Ф. Искандер.- М.: Мол. гвардия, 1991. –570 с.
Я пошел в школу на год раньше, чем это было положено мне по возрасту, и дней на двадцать позже, чем это было положено по учебному календарю. Думаю, что в том и другом сказалось раненое честолюбие нашего семейства, требовавшее скорейшего возмездия за все неудачи нашей жизни. Простейшей формой фамильного невезения была учеба моего старшего брата. Мой старший брат, обладая многими более скрытыми достоинствами, имел один откровенный недостаток – он плохо учился. Но сказать, что он плохо учился, – почти ничего не сказать. Он как-то сказочно, феерически плохо учился. Он попадал в каждую историю, которая случалась в школе и ее ближайших окрестностях. С учителем немецкого языка, антифашистом, в свое время бежавшим из Германии, он (разумеется, не один) проделывал такие штучки, что тот иногда в ближайшем окружении признавался, что хочет бросить все и вернуться на родину, хотя целиком и полностью одобряет политику Советского Союза…
Ш6
И 86


Кассиль, Л. А. Кондуит и Швамбрания : повести / Л. А. Кассиль. – М. : Сов. Россия, 1985. –287 с.
В повести «Кондуит и Швамбрания» изображены революционные события 1917 года в восприятии детей среднего интеллигентского круга, ломка старой гимназии и первые годы советской трудовой школы.
В повести Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» рассказывается о приключениях двух несовершеннолетних «рыцарей» из провинциального городка Покровска братьях Лёве и Осе. Они придумали справедливую страну Швамбранию. У этой фантастической страны, расположенной на том месте, «где земля закругляется», были свой герб и флаг, под которым мечтатели совершали свои удивительные путешествия. Несмотря на то что, герои путешествуют только в мечтах, они узнают много интересного о реальной жизни. Вместе с мечтателями — «швамбранами» читатель совершает
путешествие в историческое прошлое нашей страны.
Знакомится с нравами старой гимназии, воспитанники
которой подвергались оскорблениям и унижениям
со стороны учителей, пугавших их кондуитом журналом,
где изо дня в день отмечались малейшие прегрешения гимназистов. Всё это автор подвергает осмеянию. Сами же герои с помощью своей игры осваивают благородные законы рыцарства и справедливости. Писатель по-доброму, с юмором рисует повседневные ребячьи заботы и увлечения.
Ш6
К 28


Распутин, В. Г. Уроки французского : рассказы / В. Г. Распутин. – М. : Сов. Россия, 1981. – 61 с.
В рассказе «Уроки французского» события разворачиваются в послевоенное время. Автор создал образ преподавательницы французского языка, которая приняла материнское участие в сложной судьбе своего ученика. Под внешне неблаговидным поступком учительницы скрывается человеческое стремление помочь другому. Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.
В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, решает окружить его вниманием и заботой…
Ш6
Р24


Тендряков В. Ф. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т.5. Повести / В. Ф. Тендряков ; худож. Н. Сапунова. – М. : Дет. лит., 1987. – 780 с.
Главный герой повести «Шестьдесят свечей» Николай Степанович Ечевин — всеми уважаемый в городе учитель истории. Он гордится своим городом, и город гордится им. Николай Степанович скромен, честен и трудолюбив. Он хочет служить высоким целям и гордится тем, что не делает различий между своими и чужими. Но что-то при всех его положительных качествах за¬ставляет насторожиться. В день своего 60-летия Николай Степанович получает анонимное письмо от одного из бывших учеников. Письмо оскорбительное, угрожающее: «Вы вряд ли помните меня, тогда как я ежедневно, ежечасно вот уже в течение почти двух десятков лет Вас вспоминаю… Вы искалечили меня! Но если бы только меня одного! Страшно, что Вы стали тем, на кого почтительно и требо¬вательно будут указывать — берите пример… И я не вижу иного способа, как убить Вас!..». Бывший ученик приехал в Карасино, чтобы убить Николая Степановича. За что? Было ли обвинительное письмо случайным в жизни старого учителя, или его появление закономерно?
Говорят, что перед смертью у человека перед глазами протекает вся жизнь. Вот так или почти так произошло с Ечевиным. Именно письмо стало толчком к тому, чтобы Николай Степанович начал задумываться и вспоминать, а так ли уж он хорош и безупречен? Чем больше учитель вспоминает, тем больше начинает бояться себя, а не убийцу…
Повесть «Шестьдесят свечей» не разрешалось публиковать в течение 10 лет. Она была издана только в 1980 году.
Ш6
Т33


Чехов, А. П. Повести и рассказы / А.П. Чехов. – М. : Дет. лит., 1983. – 350 с.
Гимназический учитель древнегреческого языка Беликов («Человек в футляре») предстаёт как воплощение отживающего, но ещё господствующего социального зла, как ключ к пониманию «охранительной» психологии, которую призвано было насаждать прежде всего учительство. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы, защитил бы от внешних влияний. Своеобразным бегством от действительности, которая пугает Беликова, служит ему и предмет, который он преподает — мертвые языки (греческий, латынь).
Ш6
Ч56


Афоризмы об учителе

 «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». /А. Дистервег /


«Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт». / А. Дистервег /


«Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция». / Жак Барзен /


«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». / Д. И. Менделеев /


«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». / И. Гете /


«Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности». / В. И. Даль /


«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». / А. Дистервег /


«Хорошие учителя создают хороших учеников». / М. В. Остроградский /


«Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании». /А. Дистервег/


«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». / Конфуций /


«Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд таким увлекательным, истинно творческим». / М. И. Калинин /


«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…». /Д. Лихачёв /


«Учитель то подарит вам, что знает и умеет сам». / Г. Александров /


«От учителя зависит каким станет сердце ребёнка – нежным цветком или засушенной корой. Заветная мечта каждого мыслящего педагога – чтобы сердце воспитанника было чутким к каждому его слову, чтобы детская душа откликалась, словно нежная струна, на тонкую музыку души воспитателя». / В. А. Сухомлинский /

Мастерская учителя

«Учителя, как местные светочи науки, 
должны стоять на полной высоте 
современных знаний
в своей специальности». 
/ В. И. Даль / 

Российское общество в течение последних 15-20 лет существует в эпоху сложных и противоречивых перемен. В процессе постоянной модернизации находится все это время и школьное образование. Всевозможные новации и реформы в образовании иногда развивают и дополняют содержание друг друга, иногда, наоборот, противоречат друг другу. В этих условиях рядовому учителю чрезвычайно важно определить собственные ориентиры педагогической деятельности, соотнеся их с интересами общества, личности и государства. Решение задач модернизации образования возможно сегодня лишь на основе совершенствования мастерства педагога.
Педагогическое творчество предполагает наличие у педагога системы качеств, характеризующих его как творческую личность – эрудиции, креативности, рефлексивности, способности предвидеть и проектировать, активности воли и др. Педагогическое мастерство предполагает формирование и использование педагогом оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью и универсальностью. Педагогическое мастерство определяют как поиск новых методов и форм решения бесчисленного ряда педагогических задач с высокой степенью успешности.
Основными характеристиками педагогов-мастеров считают также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим преподаванием увлечь каждого, направить активную деятельность на творческий поиск знаний: умение наблюдать, анализировать жизнь учащихся, причины того или иного поведения, факты и явления, влияющие на их формирование; способность преобразовывать теоретические и прикладные психолого-педагогические знания.
Представленные книги посвящены профессиональному становлению педагога. Они могут помочь в выборе стиля и формы преподавания, стать «выручалочкой» в создании и решении творческих задач.

Бикеева А. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель / А. Бикеева. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 320 с. – (Учение с увлечением).
Ч 424
Б 601
Проблема современной российской школы сегодня волнуют каждого. Учителя обещают юным школьникам, что поведут их в волшебную страну знаний. Что ждет их в конце пути? Как уберечь детей от разочарований, а родителей и детей от стрессов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой книге.

Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства : учеб. пособие / Ю. П. Азаров ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : МОДЭК, 2004. – 432 с.
Ч 411
А 351
Автор на конкретных примерах из собственной практики показывает: можно вырастить трудолюбивых, увлеченных детей, в короткие сроки приобщить детей к культуре, творчеству, развить дарование и талант, спасти ребенка от лени, потребительства, вседозволенности, развить детскую и педагогическую талантливость.

Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С. Г. Вершловский. – М. : Сентябрь, 2002. – 160 с.
Ч 421
В 374
Книга посвящена профессиональному становлению педагога. Рассмотрены особенности профессионального старта педагога, этапов и завершения его карьеры. Особое внимание уделено личностным и профессиональным сторонам жизни педагога, их взаимосвязи, условиям, позволяющим сохранить работоспособность и творческую активность. Практическая направленность книги усиливается включением в каждую главу специальных материалов психологического характера и разделов, приглашающих читателя к дискуссии.

Котельникова Г.Н. Самообразование учителя в системе непрерывного образования : монография / Г. Н. Котельникова, Н. С. Стерхова. – ? : Ин-т развития образования, 2009. – 208 с.
Ч 35
К 73
В монографии рассматриваются теоретические основы проблемы самообразования учителя: представлен историко-логический анализ проблемы самообразования учителя в системе непрерывного образования; раскрыты понятия, сущность, функции и структура процесса самообразования педагога. Особое внимание уделяется изучению проблемы самообразования педагога в контексте информационного общества. Монография адресована преподавателям и студентам педагогических вузов, аспирантам и соискателям, работникам системы повышения квалификации педагогических кадров, исследующих проблему самообразования учителя.

Стратегия и тактика учителя : сборник / сост. О. Варшавер. – М. : ЦГЛ, 2005. – 128 с.
Ч 42
С 883
Сборник предназначен для учителей начальной и средней школы, школьных администраторов и родителей, для всех кто хочет, чтобы учеба была в радость, чтобы они научились активно и сознательно выстраивать траекторию собственного учения и в школьные годы, и в профессиональной жизни. Авторы книги предлагают учителю некоторые ходы, шаги, способы, чтобы он мог помочь детям самостоятельно формировать, структурировать и обретать знания в рамках урока. Это не технологии, не методы, а просто приемы…

Скакун, В. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие / В. А. Скакун. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008. – 208 с.
Ч 42
С 42
В пособии рассмотрены способы, методы и методические приемы, применение которых обеспечивает высокую эффективность обучения учащихся, студентов профессиональных учебных заведений; направленные на активизацию учебной деятельности обучающихся, развитие их мышления, самостоятельности.

Сценарии ко Дню учителя

Среди многих праздников и торжеств, которые проводятся в школе, особое место занимают школьные вечера, театрализованные представления, праздничные концерты, посвященные Дню учителя. Здесь представлена подборка сценариев празднования Дня учителя. 

  • Алеева, С. С днём учителя Вас, господа! : [сценарий праздника, посвящённого Дню учителя] / С. Алеева, Р. Арамонова // Досуг в школе. – 2003. – № 4. – С. 28 – 30.
  • Безымянная, О. Кругошкольное путешествие, посвящённое Дню учителя : [сценарий шуточного путешествия по школе для учителей] / О. Безымянная // Классный руководитель. – 2004. – № 1. – С. 46 – 52.
  • Белова, Р. А. «Любовь с первого класса» : [конкурсно-игровая программа, посвящённая дню учителя] / Р. А. Белова // Классный руководитель. – 2008. – № 6. – С. 43 – 44.
  • Белова, Р. А. Сценарий выступления учащихся, посвящённого дню учителя / Р. А. Белова // Классный руководитель. – 2008. – № 6. – С. 45 – 47.
  • Борисова, Н. Лучший день в году : [сценарий школьного праздника] / Н. Борисова // Воспитание школьников. – 1998. – № 1. – С. 61.
  • Веселова, Т. День учителя : [литературно-музыкальная композиция] / Т. Веселова // Воспитание школьников. – 1996. – № 4. – С. 44 — 47.
  • Гуськов, Е. А. Педагогическая галерея : [праздник, посвящённый Дню учителя] / Е. А. Гуськов // Последний звонок. – 2009. – № 8. – С. 12.
  • Давыдова, М. Мы славим учителей / М. Давыдова. – Клуб. – 2004. – № 9. – С. 25 – 27.
  • Дроздова, Л. Вечер, посвящённый Дню учителя : [сценарий] / Л. Дроздова // Воспитание школьников. – 2003. – № 7. – С. 68 – 71.
  • Дудаева, Т. А. Сценарий весёлого праздника : [День учителя] / Т. А. Дудаева // Начальная школа. – 2003. – № 9. – С. 97 – 99.
  • Забелина, О. Атланты держат небо, а школу – учителя : [сценарий] // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 68 – 71.
  • Кирикова, И. День учителя : [поздравления на праздник] / И. Кирикова // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 63 – 64.
  • Кутепова, Е. Н. День учителя : вечер / Е. Н. Кутепова // Досуг в школе. – 2004. – № 4. – С. 6 – 7.
  • Лапина, С. А. Сказка о пропавшей школе : [концерт, посвящённый Дню учителя] / С. А. Лапина // Последний звонок. – 2008. – № 6. – С. 9.
  • Мельникова, Т. Н. Золотой Глобус : [концерт ко Дню учителя] / Т. Н. Мельникова, Т. Н. Яренко // Последний звонок. – 2005. – № 7. – С. 12 – 15.
  • Поповкин, С. Класс «классных учителей» : [ко Дню учителя] / С. Поповкин // Воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 63 – 67.
  • С праздником, Марья Ивановна, или День учителя : [сценарий театрализованного праздника] // Учитель. – 2005. – № 5. – С. 2 – 3.
  • Садиловская, М. Ю. День учителя: сценарий / М. Ю. Садиловская // Последний звонок. – 2008. – № 6. – С. 10.
  • Скипина, М. А. Боги Олимпа : [сценарий, посвящённый Дню учителя] / М. А. Скипина // Последний звонок. – 2007. – № 7. – С. 10 – 11.
  • Смирнова, М. А. Сотворение школьного мир : [сценарий ко Дню учителя] / М. А. Смирнова // Классный руководитель. – 2005. – № 8. – С. 109 – 112.
  • Храмова, Р. Муза, Учителя воспой! : [литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню учителя] / Р. Храмова // Воспитание школьников. – 2003. – № 7. – С. 71 – 74.
  • Чкареули, Т. День учителя : [сценарий к празднику] / Т. Чкареули // Воспитание школьников. – 2001. – № 5. – С. 59 – 61.

© Жакун С., 2010

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий