Библиотечная тема в литературе и кино

нет комментариев

Библиотечная тема в литературе и кино: виртуальная выставка

Художественный образ библиотеки позволяет более чётко определить место реальной библиотеки в жизни общества. Отношение к библиотеке зависит от тех представлений и стереотипов, которые бытуют в обществе. Художественная литература подробно и точно анализирует библиотечные стереотипы и в каком-то смысле даже формирует такие стереотипы, позволяет точнее представить место и роль библиотечной профессии в обществе.

Образы библиотек и библиотекарей в русской художественной литературе ХХ в. весьма интересны и противоречивы. Авторы книг отмечают черты, характерные для того или иного исторического периода, показывают положение библиотек в обществе, а также создают чисто литературные образы и ассоциации, устойчивые стереотипы библиотекарей.

Анализ произведений зарубежной литературы ХХ века показывает то незавидное положение, которое занимает библиотечная профессия в глазах западного писателя.

Зарубежные авторы используют в детективах образ библиотеки как загадочного пространства, свойства которого нагнетают необходимую для детектива атмосферу таинственности.

В зарубежной литературе библиотека выглядит как монстр, а библиотекарь нередко выступает второстепенным персонажем комического плана, а в отечественной литературе библиотека — «дружественное» учреждение, библиотекарь же чаще всего является одним из главных действующих лиц.

Образ библиотекаря в зарубежном и отечественном кинематографе отличается негативностью. В конце ХХ- начале ХХI в. экранные образы библиотекарей продолжают оставаться невыразительными, непривлекательными, причудливыми.

Библиотечная тема используется и в компьютерных играх, которые тоже формируют образ библиотекаря у детей и юношества.

Библиотека и библиотекарь в художественной литературе

Матвеев, М.Ю. Философские идеи ХХ века и их влияние на имидж библиотек // Библиотековедение.- 2008.- №1.- С.114-119.

Воздействие зарубежных философских течений ХХ в.(позитивизма, фрейдизма и постмодернизма) на восприятие библиотек общественностью и формирование стереотипов библиотекаря.


…один из наиболее распространённых стереотипов: библиотека воспринимается как оплот порядка и дисциплины, который находится в конфликте с гораздо более хаотичным внешним миром.

Если рассмотреть стереотипы библиотечных работников именно через триаду «страх-знание-власть», то можно обнаружить, что они не столько угрожающи, сколько комичны – таким образом писатели и журналисты просто «маскируют» свой страх перед знаниями, заключёнными в библиотеке

Матвеев, М.Ю. Власть стереотипов или многообразие подходов? : образ библиотеки в худож . лит. // Библиотековедение.- 2003.- №2.- С.66-72.

Автор рассматривает зарубежные и отечественные художественные произведения, в которых затрагивается тема библиотеки.

…изображение библиотек в художественной литературе можно рассматривать как небезынтересное дополнение к библиотечной социологии.

…в художественной литературе довольно часто описываются причины, по которым библиотека становится привлекательной или, наоборот, отталкивает от себя талантливых людей.

Логинова, Н.В. Ловушка для интеллигента: образы библиотекарей в отеч. худож. лит. // Библиотековедение.- 2007.- №1.- С.118-123.

Автор рассматривает образ библиотекаря в произведениях И. Бабеля, М. Булгакова, В. Эренбурга, Г. Горышина, А. Кузнецова, А. Солженицына, А. Галина, А. Володина, Ю. Казакова, В. Калашниковой.


…в литературе послесталинского времени постоянно возникает образ библиотечной профессии как жизненной ловушки для интеллигенции

Нужно всетаки признать, что специфика библиотечной работы остаётся загадкой для авторов (как и для общественного сознания в целом)

В общественном сознании утвердился образ «Бедного, но честного библиотекаря», который, надо полагать, важен для подтверждения морального баланса общества, для доказательства тезиса о том, что «не хлебом единым

Матвеев, М.Ю. Книжные люди в русской литературе ХХ века // Библ. дело.- 2003.- №10.- С.36-39; №11.- С.41-43; №12.- С.40-43; 2004.- №1.- С.40-43.

Образ библиотеки и библиотекаря в русской художественной литературе ХХ века.

Анализ различных жанров литературы позволяет с наибольшей точностью выявить характерные описания библиотек и библиотечных работников и определить, как же именно библиотекари «показываются» писателями широкой публике

Библиотечные «стереотипы»-упрощённые, схематизированные, а зачастую сильно искажёгнные представления о работе библиотеки и библиотечной профессии, которые присутствуют в художественной литературе на протяжении ХХ в.

Заломкина, Г.В. Смыслы библиотеки в романе Э. Костовой «Историк» // Библиотековедение.- 2008.- №3.- С.119-124.

Образ библиотеки обновляется и углубляется в романе на широком историческом материале в контексте идей Х.Л. Борхеса и У. Эко. Роман Э. Костовой «Историк» вышел в США в 2005 г. и был переведён более чем на 30 языков.


Библиотека в романе Э. Костовой – аналог драгоценного саркофага Дракулы у Б. Стокера, книги – освящённая, могущественная земля, без которой вампир нежизнеспособен. Дракула у Э. Костовой весьма дорожит своей библиотекой. Феномен библиотеки разворачивается в романе во всезначимый и всеобъемлющий образ

Матвеев, М.Ю. Глазами фантастов: стереотипы проникают в будущее? // Библиотека.- 2007.- №4.- С.82-85.

Образ библиотеки и библиотекаря в произведениях отечественной и зарубежной научной фантастики.

В целом образы библиотек в фантастике весьма разнообразны, но, по нашим наблюдениям, в данном жанре преобладают скорее пессимистические, чем оптимистические оценки их деятельности

Матвеев, М.Ю. И непременно… труп : б-ки и библиотекари в детектив. романах // Библ. дело.- 2003.- №9.- С.36-41.

Образ библиотеки и библиотекаря в отечественных детективах.

Частое использование образа библиотеки в детективах ведет к образованию устойчивых («стереотипных») представлений о том, что же в ней происходит, причём представлений далеко не лестных

…библиотекари в детективах зачастую тоже изображаются не лучшим образом

Но несмотря на все негативные черты образа библиотекаря, зарубежные исследователи склоняются к выводу, что в детективах он позитивнее, чем в «серьёзной» литературе…

Отечественная художественная литература

Антонов, С. П. Библиотекарша: рассказ // Антонов, С. П. Рассказы. -Барнаул, 1953. — С. 21-32.

Астафьев, В.П. Царь-рыба: повествование в рассказах.- Красноярск: Краснояр. ред.-изд. центр «Гротеск», 1993.- 384 с.

Бабель, И. Э. Публичная библиотека // Сочинения: В 2 т. — Т. 1. Рассказы 1913-1924; Одесские рассказы; Публицистика; Письма; Приложение. — М., 1996. — С. 35-37.

Багмут, И. А. Драгоценное издание: рассказ // Багмут, И. А. Кусок пирога: рассказы. — М, 1969. — С. 155-162.

Басманова, Е. Тайна чёрной жемчужины: роман.- СПб.: Нева; М.: ОЛ-МА-пресс, 2002.- 382 с.

Беляева, Л.И. Семь лет не в счёт: повесть.- М.: Сов. писатель, 1978.- 326 с.

Володин, А.М. Идеалистка: пьеса // Володин, А.М. Для театра и кино.- М.,1967.- С.140-148.

Галин, А.М. Библиотекарь: пьеса // Соврем. драматургия.- 1989.- №3.- С.27-52.

Георгиевская, С.М. Серебряное слово // Георгиевская, С.М. Серебряное слово. Тарасик: повести.- М., 1973.- С.5-182.

Домбровский, Ю.О. Хранитель древностей: роман, новеллы, эссе.- М.: Известия, 1991.- 224 с.

Донцова, Д.А. Букет прекрасных дам: роман.- М.: ЭКСМО, 2002.- 379 с.

Залыгин, С.П. Южноамериканский вариант: роман.- М.: Современник, 1974.- 415 с.

Каверин, В.А. Скандалист или вечера на Васильевском острове: роман.- 3-е изд.- Л., 1931.- 212 с.

Калинина, Д.А. Из мухи получится слон: роман.- М.: ЗАО Изд-во Пресс, 1999.-432 с.- (Серия «Иронич. детектив»).

Карелин, Л.В. Микрорайон: роман.- М.: Сов. Россия, 1963.- 349 с.

Кулаковский, А.Н. Растёт мята под окном: повесть // Кулаковский, А.Н. Тропы хоженые и нехоженые. Растёт мята под окном.- М., 1978.- С.280-421.

Лиханов, А. А. Детская библиотека: повести. — М.: Сов. Россия, 1989. — 149, |2] с: ил.

Маринина, А.Б. Шестёрки умирают первыми: романы.- М.: ЭКСМО, 1996.- 483 с.

Муратов, И.Л. Окна, открытые настежь: повесть.- М.: Сов. писатель, 1964.- 215 с.

Мусатов, А.И. Острожская библия: рассказ // Мусатов, А.И. Твёрдый шаг: рассказы.- М., 1963.- С. 201-233.

Панаско, Е.В. Десант из прошлого: фантаст. повесть и рассказы.- Став-рополь: Кавказ. б-ка, 1991.- 126 с.

Правдин, Л.Н. Область личного счастья: роман.- Пермь: Кн. изд-во, 1975.- 543 с.

Распутин, В.Г. Пожар: повести.- М.: Сов. писатель, 1990.- 236 с.

Семенов, Т.В. Уличные фонари: повесть // Семенов, Т.В. Голубой дым.- М., 1979.- С. 5-272.

Солженицын, А. Не стоит село без праведника. Раковый корпус. Расска-зы.- М.: Кн. палата, 1990.- 573 с.

Стрехнин, Ю.Ф. Есть женщины в русских селеньях: повесть.- М. : Сов. Россия, 1970.- 174 с.

Чернооков, М. В. Книжники: роман. — Л.: Изд. писа¬телей в Ленинграде, тип. «Печатный двор», 1933. — 184 с.

Улицкая, Л.Е. Сонечка: повесть.- М.: ЭКСМО-пресс, 2001.- 127 с.

Чуковский, Н.К. Неравный брак: рассказ // Чуковский, Н.К. Избранное.- М.., 1963.- С.491-542.

Шукшин, В.М. Психопат: рассказ //Шукшин, В.М. Рассказы.- М., 1984.- С.456-467.

Шукшин, В.М. До третьих петухов: рассказы и повести.- М.: Дет. лит., 2002.-302 с.

Эренбург, И.Г. День второй: роман //Эренбург, И.Г. Собр. соч.: в 9 т.- М.,1964.- Т.3.- С.151-362.

Зарубежная художественная литература

Борхес, Х.Л. Вавилонская библиотека // Борхес, Х.Л. Коллекция: рассказы, эссе, стихотворения/ пер. с исп.- СПб., 1992.- С. 142-150.

Бройн, Г. де. Буриданов осёл: роман / пер. с нем. Е. Кацевой и Т. Ил-леш.- М.: Прогресс, 1970.- 231 с.

Канетти, Э. Ослепление: роман /пер. с нем. С. Анта.- М.: Панорама, 1992.- 496 с.

Карр, Д.Д. Зловещий шёпот. Убийство в музее восковых фигур: романы / пер. с англ.- М.: Совершенно секретно, 1994.- 366 с.

Кристи, А. Происшествие в старом замке: роман

Кристи, А. Полное собрание детективных произведений.- Т.19: Тело в библиотеке: романы, рассказы.- М. : Центрполиграф, 1997.- 451 с.

Ле Карре, Д. Шпион, пришедший с холода: роман / пер с англ.- Л.: Лам-бус-пресс, 2000.- 237 с.

Маркес, Г. Г. Сто лет одиночества.- М.: Баян, 1992.- 447 с.

Переес-Реверте, А. Клуб Дюма, или Тень Ришелье / пер. с исп. Н. Бого-моловой.- М. : Иностранка, 2002.- 596 с.

Рот, Ф. Болезнь портного: Профессор желания; Прощай, Коламбус / пер. с англ..- М.: Фирма «ВиМо», 1994.- 508 с.

Уоллес, Э. Семь замков усыпальницы; Красный Круг; «Мёртвые глаза Лондона»: детектив. романы.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995.- 494 с.

Франс, А. Восстание ангелов: роман / пер. с франц. М. Богословской и Н. Рыковой.- М.: Правда, 1958.- 219 с.

Хмелевская, И. Версия про запас: роман.- М.: Фантом Пресс, 1998.- 271с.

Эко, У. Имя розы: роман.- М.: Кн. палата, 1989.-486 с.

Библиотека и библиотекарь в кинофильмах

Матвеев, М.Ю. Как в кино!?: б-ки и библиотекари в кинофильмах // Библ. дело.- 2003.- №4.- С.36-39; №.5.- С.34-38; №8.- С.39-41.

Образ библиотеки и библиотекаря в зарубежных и отечественных кинофильмах.


…героями или героинями в полном смысле этого слова библиотекари являются редко. В большинстве своем это «среднестатистические» люди, которых режиссёры фильмов упорно ставят в экстремальные ситуации

…библиотеки в фильмах- это мрачные и пыльные лабиринты, а библиотекари- скорее хранители («стражи») фондов, чем активные помощники читателей

Кино не является точным отражением реальной действительности, и это обстоятельство приводит к весьма пессимистическому выводу: как бы хорошо ни работали реальные библиотеки, негативные стереотипы на экране всё равно будут существовать

В целом можно заметить, что практически никто из авторов, затрагивающих проблему изображения библиотек и библиотекарей на экране и в художественной литературе, не находит реальных способов улучшить имидж библиотечной профессии

Матвеев, М.Ю. «И не кончится никак век…» : образы б-к и библиотекарей на экране в конце ХХ- начале ХХI в. // Библ. дело.- 2008.- №21.- С.29-32; №23.- С.22-26. 

Образ б-ки и библиотекарей в зарубежном и отечественном кино в конце ХХ- начале ХХI в. 

По сути, стереотипы кинематографа абсолютно самодостаточны и воспроизводят сами себя, «кочуя» из фильма в фильм и воспринимаясь зрителями как нечто само собой разумеющееся

В конечном итоге образы экранных героев-библиотекарей (и тем более «супербиблиотекарей») не только не улучшают, но ещё более искажают представление общественности о библиотечной профессии

Перепёлкин, М.А. Образ библиотеки в фильме А. Тарковского «Солярис» // Библиотековедение.- 2008.- №4.- С.126-130.

Образ библиотеки и его место в сюжетно-смысловой структуре фильма.

…через эволюцию одного только образа — книжного собрания, библиотеки – А. Тарковский проводит идею, на которой держится, с нашей точки зрения, вся структура «Соляриса», — идею смерти и воскрешения духа, смерти-воскрешения, смертивоскрешения как неразрывного единства

Галкина, Н. Почему бы не стать звездой Голливуда? // Библиотека.- 2006.- №4.- С.59-60.

Образ библиотекаря в кинематографе. Фильм «Библиотекарь» (США, 2005).

Приятно то обстоятельство, что после просмотра фильма в сознании широкого зрителя представитель нашей профессии остаётся в самом выгодном ракурсе — образованный, юмористичный, пытливый, чуткий, внимательный и добрый. При этом отважный, порядочный и по-настоящему преданный своему делу

Семенова, Е. Имидж в цифровом измерении / Е. Семенова, М. Митюкова // Библиотека.- 2007.-№1.- С.57-60.

Образ библиотек и библиотекаря в компьютерных играх.

Несомненно, образы библиотекарей, как и любых других персонажей в компьютерных играх, срисовываются с реальных людей. Конечно, что-то добавляется, что-то приукрашивается, но основа для формирования образа берётся из жизни или из представлений о том, какой она должна быть

Список отечественных фильмов

  • Влюблен по собственному желанию / Реж. С. Микаэлян; Сцен. С. Микаэлян, А. Васинский. — Л.: Ленфильм, 1982. — 84 мин., цв. Комедия.
  • Встретимся на Таити / Реж. В. Мишаткин;Сцен. В. Бакиров, С. Тимашев. — М.: ЭНИО Фильм, 1991. — 83 мин., цв. Комедия.
  • Дневной поезд / Реж. И. Селезнева; Сцен. Б. Золотарев. — М.: Экран, 1976. — 95 мин., цв. Мелодрама.
  • Живет такой парень / Реж. В. Шукшин; Сцен. В. Шукшин, -М.: Киностудия М.
  • Горь-кого, 1964. -101 мин., ч/б. Комедия.
  • Каменская. Шестерки умирают первыми / Реж. Ю. Мороз. — М.: НТВ-кино, 2000. -104 мин., цв. Детектив.
  • Москва слезам не верит / Реж. В. Меньшов; Сцен. В. Черных. — М.: Мосфильм, 1979. — 140 мин., цв. Мелодрама.
  • Операция «Ы» и другие приключения Шурика / Реж. Л. Гайдай; Сцен. Я.
  • Костюковский, М. Слободской, Л. Гайдай. — М.: Мосфильм, 1965. — 91 мин., цв. Комедия.
  • Примадонна Мэри / Реж. А. Эйрамджан; Сцен. А. Эйрамджан. — М.: Новый Одеон, 1998.-76 мин., цв. Комедия.
  • Романс о влюбленных / Реж. А. Михалков-Кончаловский; Сцен. Е. Григорьев. — М.: Мосфильм, 1974. -95 мин., цв. Драма.
  • Русские страшилки / Реж. Ю. Мамин. — СПб.: Атлан¬тида, 2002. — 30 мин. в сер., цв. Комедия.
  • Тень у пирса / Реж. М. Винярский; Сцен. Н. Панов. -Одесса: Одес. киностудия, 1955. — 88 мин., ч/б. Детектив.
  • У озера / Реж. С. Герасимов; Сцен. С. Герасимов. — М.: Мосфильм, 1970. — 85 мин., цв. Драма.
  • Человек с бульвара Капуцинов / Реж. А. Сурикова; Сцен. Э. Акопов. — М.: Мосфильм, 1987. — 94 мин., цв. Комедия.
  • Черный замок Ольшанский / Реж. М. Пташук. -Минск: Беларусьфильм, 1983. — 127 мин., цв. Детектив.

Список зарубежных фильмов

  1. Сентиментальный агент. — Франция, 1987. — 90 мин., цв. Детектив.
  2. Вся президентская. — США, 1976. — 138 мин., цв. Триллер.
  3. Эмитивилль-2 (Эмитивилльский ужас-2). — США, 1982. — 100 мин., цв. Фильм ужасов.
  4. Библиотекарь: В поисках копья судьбы.— США, 2005.- 90 мин., цв. Комедийный боевик.
  5. Бэт-мен и Робин. — США, 1997. — 125 мин., цв. Триллер.
  6. Большой сон. — США, 1946. -114 мин., чернобел. Детектив.
  7. Черная маска. — Гонконг, 1996. — 89 мин., цв. Боевик.
  8. Блэйд. — США, 1998. — 120 мин., цв. Фильм ужасов.
  9. Баффи. — США, 1997. — 60 мин. в сер., цв. Фильм ужасов.
  10. Перебежчик. — Канада, 1980. -115 мин., цв. Фильм ужасов.
  11. Зачарованные. — США, 1998. — 60 мин. в сер., цв. Фэнтези.
  12. Китайский квартал (Чайнатаун). — США, 1974. -131 мин., цв. Триллер.
  13. Кристина. — США, 1983. — НО мин., цв. Фильм ужасов.
  14. День Шакала. — Франция; Великобритания. 1973. -145 мин., цв. Триллер.
  15. (Ужас Дракулы]. — Великобритания, 1958. — 82 мин., цв. Фильм ужасов.
  16. [Данвический ужас]. — США, 1970. — 90 мин., цв. Фильм ужасов.
  17. Конец света. — США, 1999. — 121 мин., цв. Триллер.
  18. Побег из Алькатраса. — США, 1979.-112 мин., цв. Триллер.
  19. Воспламеняющая взглядом-2. — США, 2002. -168 мин., цв. Фильм ужасов.
  20. Грязная игра (Отвратительная игра). — США, 1978. -116 мин., цв. Триллер.
  21. Ночь страха-2. -США, 1989. -108 мин., цв. Фильм ужасов.
  22. Золотой глаз. — Великобритания; США, 1995. -130 мин., цв. Приключения.
  23. Пистолет в сумочке Бетти Лу. — США, 1992. — 89 мин., цв. Детектив.
  24. Хэммет. — США, 1983. — 95 мин., цв. Детектив.
  25. Круто сваренные. — Гонконг, 1992. -126 мин., цв. Боевик.
  26. Та вилла рядом с кладбищем. — Италия, 1981.-84 мин., цв. Фильм ужасов.
  27. Я знаю, что вы сделали прошлым летом. — США, 1997. — 100 мин., цв. Фильм ужасов.
  28. В пасти безумия. — США, 1995.-95 мин., цв. Фильм ужасов.
  29. Индиана Джонс и последний крестовый поход. — США, 1989, — 127 мин., цв. Приключения.
  30. Интервью с вампиром. — США, 1994. — 123 мин., цв. Фильм ужасов.
  31. По законам обмана. — США, 1997. — 98 мин., цв. Детектив.
  32. Марафонец. — США, 1976. — 125 мин., цв. Триллер.
  33. Восход Меркурия. — США, 1998.-129 мин., цв. Триллер.
  34. [Мисс Марпл. Тело в библиотеке]. — Великобритания, 1961. — 110 мин., цв. Детектив.
  35. [Мисс Марпл. Она сказала: «Убийство»]. — Великобритания, 1999. — 87 мин., цв. Детектив.
  36. Мумия. — США, 1999. — 124 мин., цв. Фильм ужасов.
  37. Мумия возвращается. — США, 2001. — 121 мин., цв. Фильм ужасов.
  38. Имя розы. — Франция; Италия; ФРГ, 1986. — 130 мин., цв. Детектив.
  39. Некрономикон (Книга мертвых). — США, 1993. — 96 мин., цв. Фильм ужасов.
  40. Девятые врата. — США; Франция; Испания, 1999. -133 мин., цв. Детектив.
  41. Дело о пеликанах. — США, 1993. -141 мин., цв. Детектив.
  42. Призрак оперы. — США, 1989.-93 мин, цв. Фильм ужасов.
  43. Красный дракон. — США; Германия, 2002. — 124 мин, цв. Триллер.
  44. Рикошет. — США, 1991. — 109 мин, цв. Триллер.
  45. Крик-2. — США, 1997. — 120 мин, цв. Фильм ужасов.
  46. Семь. — США, 1995. 127 мин, цв. Детектив.
  47. Побег из Шоушенка. — США, 1994. -142 мин, цв. Триллер.
  48. Хранитель душ. — США, 2001. -105 мин, цв. Фильм ужасов.
  49. [Шпион, который пришел с холода]. — Великобрита¬ния, 1965. — 112 мин, черно-бел. Триллер.
  50. Заместитель. — США, 1996. — 114 мин, цв. Боевик.
  51. Легенда о вампире. — Великобритания, 1993.-93 мин, цв. Триллер.
  52. Байки из склепа. Рыцарь-дьявол. — США, 1995. — 92 мин, цв. Фильм ужасов.
  53. Неуязвимый. — США, 1997. — 106 мин, цв. Триллер.
  54. Невыразимый ужас-2 (Не имеющий имени-2. Отчет Рэн-дольфа Картера). — США, 1993. -104 мин, цв. Фильм ужасов.
  55. Городские легенды. — США; Канада; Франция, 1998. -99 мин, цв. Детектив.
  56. Виртуальный кошмар. — Австралия, 2000. — 86 мин, цв. Фильм ужасов.
  57. Волчица. — Великобритания, 1996. — 174 мин, цв. Триллер.
  58. Молодой Шерлок Холмс. — США; Великобритания, 1985. — 109 мин, цв. Детектив.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий