The eternal profession is library profession! : career guidance session

нет комментариев

23 мая 2024 года в библиотеке состоялось занятие по дисциплине “Профориентация” у студентов 312 группы Института психологии и педагогики ШГПУ.

Сотрудники читального зала С. Г. Глазова и С. В.  Кулакова рассказали студентам об истории профессии библиотекаря, ее особенностях, требованиях к специалисту. Занятие прошло в формате живой беседы, в которой участники активно отвечали на вопросы, обменивались мнениями, с интересом выполняли некоторые виды библиотечной работы.

Профессия стара, как мир и время.

От первых свитков до больших томов

Вы любите и бережете верно

Пылинки времени и заповедь веков…

В мире огромное количество библиотек, в которых собраны миллионы книг, старинных и современных. Как же ориентироваться в таком огромном информационном пространстве? Для этого существует ПРОФЕССИЯ БИБЛИОТЕКАРЬ.

Само слово «библиотекарь» в переводе с греческого – «собрание книг». Профессии больше четырех с половиной тысяч лет. Она появилась там, где возникла самая ранняя система письменности – в Месопотамии у шумеров (на юге современного Ирака). Первыми библиотекарями считают писцов, составивших собрание глиняных табличек приблизительно в 2500 году до н. э.

В России же первое летописное указание на русскую библиотеку относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих книг и переписки уже имеющихся славянских. Книги Ярослав приказал хранить в Софийском соборе Киева. Монахов же, работавших с собранием книг, называли книгохранителями.

При Петре I в 1714 году в Санкт-Петербурге была создана первая в России государственная научная библиотека. К тому времени библиотекари уже завоевали столь высокую репутацию, что сам Петр I рассматривал их как «командиров над академиками». Библиотекари вели заседания учёного совета, планировали поручения академикам и выслушивали их отчеты. Но чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную – недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание французского, немецкого, латинского, греческого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть тремя иностранными языками.

Во все времена библиотекари выполняли одну важную задачу: несли людям просвещение. На должность библиотекаря старались приглашать образованных людей: ученых, писателей, поэтов. Надо заметить, что это была исключительно мужская профессия.

Библиотека и была, и будет

Священный храм живых печатных слов,

В её жрецах ходил и юный Бунин,

И целых тридцать лет – мудрец Крылов.

Б. Черкасов.

Так, библиотекарями в свое время работали многие известные личности:
• Баснописец Иван Андреевич Крылов работал в Императорской Публичной библиотеке. Он прослужил в библиотеке 29 лет – сначала помощником библиотекаря, потом библиотекарем и, наконец, заведующим Русским отделением. Крылов в занимался и непосредственно выдачей книг, и вел библиографическую работу.В библиотеке до сих пор хранятся библиографические карточки, написанные рукой И. А. Крылова. За организацию каталога русских книг он был награждён Орденом святого Владимира 4-ой степени.»

Владимир Фёдорович Одоевский, русский писатель, был помощником директора Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге и заведующим Румянцевским музеем, хранителем его ценностей, впоследствии положенных в основу Российской государственной библиотеки. Одоевский сыграл большую роль в решении всех кардинальных проблем библиотеки – обновления помещений, комплектования, каталогизации и расстановки книг, обслуживания читателей.

Лобачевский Николай Иванович – русский выдающийся математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Профессор, ректор университета Лобачевский И.И. занимался научной деятельностью и был одновременно руководителем библиотеки университета. Он добился реорганизации системы комплектования, уделяя особое внимание сохранности фондов и строительству нового здания библиотеки. Выступал за то, чтобы библиотека обслуживала широкие круги посторонних читателей, то есть фактически была публичной. Университетские деловые бумаги он подписывал: ректор-библиотекарь Лобачевский.

• Детский писатель Корней Иванович Чуковский на свои деньги построил и укомплектовал книгами детскую библиотеку в поселке Переделкино, он же и был в библиотеке главным работником. Впоследствии он подарил её поселковому Совету. Корней Иванович Чуковский ежегодно проводил два праздника книги: «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето».

С глубокой древности профессия библиотекаря дожила до наших дней.

Современный библиотекарь – это не только хранитель книг. Он ещё и педагог, и психолог, и специалист в области информационных технологий. Он владеет компьютером и всеми видами офисной техники.

Наверно самое главное в работе библиотекаря – это работа с людьми, поэтому библиотекарю не обойтись без таких качеств, как коммуникабельность, доброжелательность, открытость. Специалисты библиотеки много общаются с читателями, разными по возрасту, характеру, социальному статусу. Для этого необходимы высокие коммуникативные навыки, такт и даже эмоциональная выдержка. Конечно, всегда пригодится творческое мышление. Нужно подать информацию так, чтобы ее заметили, запомнили, применить эстетический вкус. Например, при подготовке выставки.

Современному библиотекарю необходимо умение работать в режиме многозадачности: быстро переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, правильно расставлять приоритет работ, составлять план на каждый день.

Другие функциональные компетенции библиотекаря:
• хорошая память и внимание;
• аккуратность;
• ответственность;
• самовыражение, самореализация;
• осознание правил и норм своей профессии;
• работа со специальными библиотечными и офисными программами.

Для библиотекаря главным было и остается – привлечь внимание к книгам, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять в руки книгу.

Чтобы привить любовь к книгам, заинтересовать наших участников, мы рассмотрели детские энциклопедии. У таких изданий твердый переплет, красивые иллюстрации, содержательный текст, понятный детям язык.

Игра «Узнал сам – расскажи другому!» легко и увлекательно погрузила участников в мир знаний, привлекла внимание к чтению, расширила кругозор. Поскольку приглашенные студенты – будущие учителя начальных классов, то такие игры можно использовать в школьной практике.

Кстати, в нашей библиотеке хранится экземпляр первой детской энциклопедии. Ни в одной стране мира не было энциклопедии для любознательных детей 9-10 лет. Такая книга вышла в России в 1968 г. в 2-х томах, а позднее в 3-х томах. Ее название придумал Лев Кассиль “Что такое? Кто такой?”. В союзных республиках осуществлялся перевод на армянский, казахский и молдавский языки, а также за рубежом — на греческий, словацкий и чешский. Поднятые паруса на обложке призывают читателя: “Ставьте вопросы, как паруса, – и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний”. Книга дает более тысячи ответов.

Рабочий день библиотекаря расписан по минутам. И выполнять ему приходится самую разную работу, но, как правило, эта работа эта не бросается в глаза. Это требует и интеллектуального, и технического, и ручного труда. Каждой книге присваивается определенный индекс (шифр) – это условное обозначение отрасли знания, а также авторский знак. Этим занимаются библиографы. Но библиотекарю необходимо знать правила такого шифрования, наизусть знать условные обозначения отделов.

Далее – ручная обработка. Каждой книге присваивается свой порядковый номер и ставится печать, которая показывает принадлежность книги к определенной библиотеке. Затем приклеивается карман для формуляра (сведения о книге). Кроме того, библиотекарю приходится ремонтировать книги и журналы, прошивать, маркировать.

Далее студенты на практике познакомились с различными видами библиотечной работы.

Производство карманов для формуляров книг – целиком ручной труд. Это стало первым заданием для участников занятия.

Если книге присваивается шифр, приклеивается карман, то газеты обрабатывают по-другому, их подшивают. ПОДШИВКА – пачка газет, аккуратно переплетенных, сшитых шпагатом или шнурком. Обычно в подшивку собирают газеты за месяц в обратно-хронологическом порядке. Подшивка принимается за одну учетную единицу фонда. Хранение разное: 3 года, 5 лет, 10 лет; краеведческие газеты не списываются совсем. Поэтому сшивать нужно очень аккуратно, внимательно и правильно.

Расстановка книг и журналов – каждодневная, необходимая работа библиотекаря. Здесь очень важно знание алфавита. В алфавитном порядке расставляются книги в каждом отделе. Журналы расставляют отдельно от книг, используя алфавитно-хронологическую нумерацию. Наши участники свои силы попробовали и в этой работе.

Современную библиотеку трудно представить без системы выставок. А главным результатом работы выставки должно стать желание читателей прочитать книгу.

Надо усвоить первое правило: каждая выставка – это взгляд на мир человека, подготовившего ее, выражение мировоззрения ее творца, его жизненного опыта, отношения к людям и к себе. Выставка – это всегда творчество. Она должна привлечь читателя, вызвать эмоции, даже зрительно читатель должен получить информацию. Выставка должна «работать».

Студентами попробовали сами оформить книжную выставку “Самая, самая… книга”. Самостоятельно подбирали нужный материал, участвовали в оформлении и презентации выставки. Книги, действительно получились самые-самые: самая красная – “Красная книга России”, самая родная – “Город на Исети”, самая вкусная – “Русская кухня” и др.

Работа с фондом. Сотрудники библиотек очень хорошо знают, на какой полке в фонде можно найти нужную книгу. Это происходит не потому, что библиотекарь помнит – куда он поставил ту или иную книгу. Существует особый порядок размещения книг в фонде, это и индекс, про который мы уже говорили и знание алфавита.

После небольшой экскурсии по книгохранилищу студенты выполняли задания по поиску книг.

По окончании всех работ, студенты поделились своими впечатлениями, рассказали какие умения пригодились при выполнении различных видов библиотечной деятельности. В завершение мероприятия ребята пришли к выводу о том, что профессия библиотекаря – огромный труд, требующий знаний, терпения, любви к книге и уважения к читателям. Вообщем, библиотекарь – интересная, творческая и увлекательная профессия.

Интересно, что ждёт профессию библиотекаря в будущем? Ведь мир стремительно меняется, всё чаще за информацией люди обращаются к интернету, а не книгам. Будут ли существовать библиотеки и есть ли у этой профессии будущее?

Оптимисты считают, что эта профессия не исчезнет. Испокон веков главной миссией библиотекаря было хранение информации. Но в нашем современном мире информация стала настолько доступной, её стало так много, что библиотекарь будущего, по мнению некоторых специалистов, станет своего рода навигатором во всем информационном потоке, и главной компетенцией станет умение анализировать.

Материал подготовила: С. В. Кулакова, сотрудник читального зала библиотеки ШГПУ.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.