Personal exhibition “V. A. Suchomlinsky – teacher-innovator”

нет комментариев

В рамках отмечаемого в России Года педагога и наставника и к 105-летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского в читальном зале библиотеки ШГПУ подготовлена книжная выставка “В. А. Сухомлинский – педагог-новатор”.

Посетив выставку, читатели библиотеки смогут познакомиться с жизненным путем и деятельностью советского педагога, детского писателя, публициста, создателя новой педагогической системы.

Василий Александрович получил признание педагогической и родительской общественности еще при жизни. Но истинное признание пришло уже после смерти. До сих пор издаются многочисленные произведения классика, публикуются статьи, посвященные его педагогическому наследию.

Первый раздел выставки “Сердце, отданное детям”, посвящен работам Сухомлинского, где отражены принципы формирования мировоззрения ребёнка через труд, вера в их творческие силы и возможности, познания красоты окружающего мира. Здесь представлены его книги:

• Павлышская средняя школа : обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сельской сред. шк. / В. А. Сухомлинский. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1979. – 396 с. : ил., портр., 9 вкл. л. – Текст : непосредственный.
• Сухомлинский, В. А. Верьте в человека / В. А. Сухомлинский. – Москва : Молодая гвардия, 1960. – 112 с. – Текст : непосредственный.
• Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В. А. Сухомлинский. – Москва : Педагогика, 1979 – 1981. – Текст : непосредственный.
• Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – 6-е изд. – Москва : Политиздат, 1988. – 270 с. – Текст : непосредственный.
• Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. – Москва : Знание, 1978. – 96 с. – Текст : непосредственный.
• Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский ; пер. с укр. В. А. Дангуловой. – 3-е изд. – Москва : Молодая гвардия, 1979. – 335 с. : портр. – Текст : непосредственный.

Книгу “Павлышская средняя школа” автор характеризует скромно: “Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе”. Главным предметом в его школе было человековедение. Сухомлинский считал это важной частью в образовании и воспитании маленького человека:

“… – Пойдем, дети, в школу, – сказал я малышам и направился в сад. Дети с недоумением смотрели на меня.
– Да, ребята, мы идем в школу. Наша школа будет под голубым, небом, на зеленой травке, под ветвистой гру­шей, на винограднике, на зеленом лугу. Снимем вот здесь ботиночки и пойдем босиком, как вы привыкли ходить раньше. – Дети радостно защебетали; им непривычно, даже неудобно ходить в жаркую погоду в ботинках. – А завтра приходите босиком, в нашей школе это будет лучше всего.
Мы пошли в виноградную аллею. В тихом, скрытом деревьями уголке, разрослись виноградные лозы. Рассте­лившись на металлическом каркасе, они образовали зеле­ный шалаш. Внутри шалаша земля покрыта нежной тра­вой. Здесь царила тишина, отсюда, из зеленого сумрака, весь мир казался зеленым. Мы расселись на траве.
– Вот здесь и начинается наша школа. Будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце”.
 
В своих известных произведениях Сухомлинский сформулировал базовые принципы воспитания ребёнка. Несмотря на то, что эти принципы обозначены им около полувека назад, они и сегодня не теряют своей актуальности, а скорее даже наоборот.
 
• Сухомлинский, В. А. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. – Москва : Просвещение, 1979. – 95 с. – Текст : непосредственный.
• Сухомлинский, В. А. Родина в сердце / В. А. Сухомлинский. – Москва : Молодая гвардия, 1978. – 175 с. – Текст : непосредственный.
• Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – 3-е изд. – Киев : Радянська школа, 1973. – 244 с. – Текст : непосредственный.
 

Один из главных трудов Василия Александровича Сухомлинского – “Сердце отдаю детям”. Он представляет собой цикл из трёх книг, обращённых соответственно к дошкольникам и младшим школьникам; подросткам; студентам. Книги написаны от первого лица и рассказывают, как воспитать ребенка, когда формируется фундамент его личности.

Книга не является пособием по педагогике, а служит в первую очередь духовному развитию воспитателей и учителей, взращиванию любви, чуткости, ответственности. Она помогает понять, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к людям и родной земле.

За эту книгу Сухомлинскому посмертно была присуждена Государственная премия УССР.

В разделе “Педагогика человечности” показан огромный вклад Сухомлинского в развитие педагогики и новаторство его идей в процессе воспитания. Став создателем лаборатории педагогических методик, ученый-педагог сделал свою школу почти научным учреждением и всю свою жизнь проработал в ней.
В этом разделе можно познакомиться с литературой:

• Кошкина, И. В. Идеи В. А. Сухомлинского в современном процессе обучения младших школьников / И. В. Кошкина. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 7-10 : 1 фот.
• Крылова, Н. Школа человечности : педагогические взгляды В. Сухомлинского / Н. Крылова. – Текст : непосредственный // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 2-6.
• Лагун, В. Школа радости Сухомлинского / В. Лагун. – Текст : непосредственный // Вожатый века. – 2002. – № 3. – С. 7-10.
• Мухин, М. И. В. А. Сухомлинский о слове учителя как средстве перевода науки воспитания в искусство и мастерство / М. И. Мухин. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2018. – № 10. – С. 185-192.
• Мухин, М. И. Одухотворение В. А. Сухомлинским педагогической формулы “Учить детей учиться” / М. И. Мухин. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2018. – № 3. – С. 62-71.
• Мухин, М. И. Успех учения, по Сухомлинскому, в радости познания / М. И. Мухин. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2018. – № 4. – С. 67-75.
• Осинина, Т. Н. Концептуальные взгляды В. А. Сухомлинского на организацию умственного воспитания личности / Т. Н. Осинина. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2017. – № 8. – С. 60-67.

Педагогическое наследие Василия Александровича составляют сказки, их свыше полутора тысяч. Все составленные им произведения-миниатюры богаты содержанием, поэтические, эмоциональные, несут в себе многогранные оттенки мысли и чувства. Сухомлинский не только раскрывал высокую мудрость сказки, но и показал рациональные способы ее использования в воспитательном процессе.

У В. А. Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Его высказывания посвящены нормам жизни и поведения, воспитанию, формированию личности ребенка и семейной жизни.

Ты рожден человеком; но Человеком надо стать.

Надо тонко чувствовать три вещи: можно, нельзя и надо. Тот, кто чувствует эти вещи, обладает важнейшей особенностью гражданина — чувством долга.

Прослеживая огромную педагогическую и научную деятельность В. А. Сухомлинского, мы убеждаемся в том, какое богатство мыслей и опыта внесли его острый и глубокий ум, проницательность, горячее сердце и доброта. Гуманный подход к человеку, любовь к детям, искренняя доброжелательность, стремление проникнуть в души своих воспитанников – все эти идеи заполняли ум и сердце педагога в течение всей его жизни. Сегодня имя Василия Сухомлинского по-прежнему знакомо каждому педагогу, а его идеи до сих пор не утратили своей актуальности и значимости.

 

Приглашаем посетить выставку литературы “В.А. Сухомлинский – педагог-новатор”

в читальном зале библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 28 сентября по 6 октября 2023 года.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Add comment