“Ethnopedagogy of G.N. Volkov”

нет комментариев

Уникальность каждого народа лежит глубоко в «корневой системе», в «генной памяти» и в «культурных слоях», наработанных предками.

Этническое самосознание – отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом. Этническое самосознание – это принадлежность к определённому этносу, глубинное самоощущение и мировосприятие.

Усиление этнического самосознания, как явление общемирового масштаба, относят к 60–70 годам XX столетия. Оно отразилось в стремлении народов больше изучать свою историю, язык, культуру, следовать в жизни, воспитании детей традициям и обычаям своих этносов. В связи с этим появилась такая наука как ЭТНОПЕДАГОГИКА.

Этнопедагогика — это вечно животворящий источник, живой мостик между прошлым, настоящим и будущим каждого человека и всего народа.

«Демократическое, гуманистическое мировое сообщество приведет совершенные народы к совершенному человечеству. Сегодня я точно знаю, что, в конечном счете, мировая цивилизация сохраняется именно в системе народных, демократических, высокогуманных воспитательных средств, призванных расширять, углублять преемственность поколений».

Г. Н. Волков.

Этнопедагогику можно описать как историю и теорию народного воспитания. Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Это наука о практическом опыте этнических групп в воспитании и образовании школьников, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Она раскрывает народную педагогику и предлагает пути ее использования в настоящее время, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций и обычаев.

Основателем этнопедагогики в России, как научной области, является известный чувашский учёный – Геннадий Никандрович Волков. Это мыслитель, учитель, педагог, знаменитый советский профессор и писатель. Волков разработал уникальные подходы к вопросам воспитания человека. Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович — наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.

В настоящие время положения этнопедагогики Волкова широко используется при воспитании детей разных возрастов и в различных образовательных учреждениях. Этнопедагогика Волкова помогает нам понять, как культурные особенности и традиции различных этнических групп влияют на образование и воспитание. Она помогает формировать толерантное и уважительное отношение к другим культурам и народам, способствует развитию межнационального диалога и сотрудничества.

О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г.Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он – «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В.А. Иванов). Н.И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш.И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».

Главная идея этнопедагогики – достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека. Например, не стоит и говорить о любви к детям, если не почитается старость. Терпеливость, милосердие, гостеприимство, трудолюбие, уважение ко всему живому в природе – истоки этого должны прививаться в семье. Школа же должна обеспечить поступательное развитие этих качеств.

«К сожалению, забываем традиции, а без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!».

Г. Н. Волков.

Волков – это тот человек, что уже при жизни вписал свое имя в российскую историю.
 
Библиотека ШГПУ предлагаем вашему вниманию книжную выставку «Этнопедагогика Г. Н. Волкова», на которой вы можете ознакомиться с многотомным изданием «Избранные сочинения» Геннадия Никандровича Волкова.
 
В трудах исследованы и представлены фундаментальные основы сохранения человечности в мире. Его научные труды посвященные возрождению, сохранению и развитию народной педагогики и этнокультурных традиций.
 
«Избранные сочинения» получили масштабную оценку ученых и педагогов многих стран мира. Человеческое достоинство, национальная гордость, знание своей истории, материнского языка, отчей культуры, корней должны стать самым элементарным, самым необходимым качеством личности – вот основная идея его трудов. Его труды пользуются популярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов.

 

На выставке представлены книги из фонда абонемента библиотеки ШГПУ:
 
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 1. Чувашская этнопедагогика : [монография] / Г. Н. Волков ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2019. – 398 с. – Текст : непосредственный.
В книге рассматриваются ключевые вопросы традиционной системы воспитания чувашского народа. Монография трижды перерабатывалась автором. Данное издание основано на выпуске 2004 года.
 
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
 
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 2. Этнопедагогическая пансофия : [монография] / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2019. – 527 с. – Текст : непосредственный.
Во втором томе рассматривается актуальные для педагогической науки вопросы зарождения, становления и развития педагогической мысли. Настоявшее издание основано на выпуске 20009 года.

 

Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.

 
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 3. Обыкновенное дело педагога : роман-эссе / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2020. – 296 с. – Текст : непосредственный.
В третий том избранных сочинений академика Г. Н. Волкова вошел роман-эссе автобиографического характера, опубликованный под названием «Обыкновенное дело педагога». В книге автор размышляет о глубинной сути педагогического труда, обращается к истокам собственной профессиональной деятельности. Настоящее издание основано на выпуске 1993 года.
 
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
 
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 4. Педагогика жизни : сб. пед. эссе / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2020. – 299 с. – Текст : непосредственный.
В четвертый том избранных сочинений академика Г. Н. Волкова вошли сборник педагогических эссе автобиографического характера и собрание сказок, притч и назиданий. Он в первый раз был опубликован в 1989 году под названием «Педагогика жизни». Здесь автор размышляет об истоках педагогического труда, его главных составляющих – человечности и народности, великодушии и принципиальности, опираясь на примеры жизни Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др. Настоящие издание основано на выпуске 1989 года.
 
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
 
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 5. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха : роман-эссе / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2021. – 199 с. – Текст : непосредственный.
В пятый том избранных сочинений академика Г. Н. Волкова вошел роман-эссе, посвященный описанию многогранной деятельности И. Я. Яковлева – выдающегося чувашского национального просветителя, основателя Сибирской чувашской учительской школы. Произведение впервые опубликовано в 2004 году при содействии Фонда И. Я. Яковлева, учрежденного при Чебоксарском институте экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Автор размышляет о нелегком пути первопроходца, об исторической миссии деятельности И. Я. Яковлева, предлагает читателям осмыслить огромную значимость его духовного наследия, не потерявшего актуальности и востребованности в современном образовании.
 
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
 
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 6. Педагогика национального спасения / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2022. – 403 с. – Текст : непосредственный.
В шестой том избранных сочинений академика Г. Н. Волкова вошли разнообразные материалы, связанные с периодом его пребывания в Калмыкии и деятельности в Калмыцком государственном университете имени Б. Б. Городовикова: творческая автобиография, учебное пособие «Этнопедагогика», научный доклад «Этнопедагогизация целостного воспитательного процесса» , Концепция чувашско-немецкой школы-гимназии, отзывы на научные исследования ученных педагогов Калмыцкого университета и тексты выступлений на научных форумах.
 
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
 
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 7. Там, где Волга зовется батюшкой / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2022. – 443 с. – Текст : непосредственный.
В седьмой том избранных сочинений академика Г. Н. Волкова вошли материалы, обобщающие научно-философские размышления автора об истоках народной духовности: не опубликованный ранее текст рукописи «Там, где Волга зовется батюшкой», фрагмент « Формирование демократической педагогики чувашей» из его диссертации, трактат «Духовное просвещение», переводы с немецкого статей, опубликованных в немецких периодических изданиях 1980-х гг.
 
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.

 

Своим примером творческой энергии, интеллектуальной неутомимости и глубочайшей любви к родной земле Волков побуждает в нас жажду высокой духовности, без которой нет полнокровной и нравственно содержательной жизни.

Основанная им наука “этнопедагогика” обладает огромным потенциалом знаний по распространению и внедрению духовности, служит основой воспитания образованного, культурного и одухотворенного подрастающего поколения.

Книжная выставка “Этнопедагогика Г. Н. Волкова” действует с 15 по 30 апреля 2024 года на абонементе библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121).

Приглашаем всех желающих посетить выставку с 8.00 до 15.00.

 

Материал подготовили: И. Н. Обухова, Н. С. Михалёва.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.