Уникальность каждого народа лежит глубоко в «корневой системе», в «генной памяти» и в «культурных слоях», наработанных предками.
Этническое самосознание – отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом. Этническое самосознание – это принадлежность к определённому этносу, глубинное самоощущение и мировосприятие.
Усиление этнического самосознания, как явление общемирового масштаба, относят к 60–70 годам XX столетия. Оно отразилось в стремлении народов больше изучать свою историю, язык, культуру, следовать в жизни, воспитании детей традициям и обычаям своих этносов. В связи с этим появилась такая наука как ЭТНОПЕДАГОГИКА.
Этнопедагогика — это вечно животворящий источник, живой мостик между прошлым, настоящим и будущим каждого человека и всего народа.
«Демократическое, гуманистическое мировое сообщество приведет совершенные народы к совершенному человечеству. Сегодня я точно знаю, что, в конечном счете, мировая цивилизация сохраняется именно в системе народных, демократических, высокогуманных воспитательных средств, призванных расширять, углублять преемственность поколений».
Г. Н. Волков.
Этнопедагогику можно описать как историю и теорию народного воспитания. Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Это наука о практическом опыте этнических групп в воспитании и образовании школьников, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Она раскрывает народную педагогику и предлагает пути ее использования в настоящее время, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций и обычаев.
Основателем этнопедагогики в России, как научной области, является известный чувашский учёный – Геннадий Никандрович Волков. Это мыслитель, учитель, педагог, знаменитый советский профессор и писатель. Волков разработал уникальные подходы к вопросам воспитания человека. Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович — наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.
В настоящие время положения этнопедагогики Волкова широко используется при воспитании детей разных возрастов и в различных образовательных учреждениях. Этнопедагогика Волкова помогает нам понять, как культурные особенности и традиции различных этнических групп влияют на образование и воспитание. Она помогает формировать толерантное и уважительное отношение к другим культурам и народам, способствует развитию межнационального диалога и сотрудничества.
О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г.Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он – «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В.А. Иванов). Н.И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш.И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».
Главная идея этнопедагогики – достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека. Например, не стоит и говорить о любви к детям, если не почитается старость. Терпеливость, милосердие, гостеприимство, трудолюбие, уважение ко всему живому в природе – истоки этого должны прививаться в семье. Школа же должна обеспечить поступательное развитие этих качеств.
«К сожалению, забываем традиции,а без традиций нет культуры,без культуры нет воспитания,без воспитания нет духовности,без духовности нет личности,без личности нет народа!».
Г. Н. Волков.
Волков – это тот человек, что уже при жизни вписал свое имя в российскую историю.
Библиотека ШГПУ предлагаем вашему вниманию книжную выставку «Этнопедагогика Г. Н. Волкова», на которой вы можете ознакомиться с многотомным изданием «Избранные сочинения» Геннадия Никандровича Волкова.
В трудах исследованы и представлены фундаментальные основы сохранения человечности в мире. Его научные труды посвященные возрождению, сохранению и развитию народной педагогики и этнокультурных традиций.
«Избранные сочинения» получили масштабную оценку ученых и педагогов многих стран мира. Человеческое достоинство, национальная гордость, знание своей истории, материнского языка, отчей культуры, корней должны стать самым элементарным, самым необходимым качеством личности – вот основная идея его трудов. Его труды пользуются популярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов.
На выставке представлены книги из фонда абонемента библиотеки ШГПУ:
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 1. Чувашская этнопедагогика : [монография] / Г. Н. Волков ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2019. – 398 с. – Текст : непосредственный.
В книге рассматриваются ключевые вопросы традиционной системы воспитания чувашского народа. Монография трижды перерабатывалась автором. Данное издание основано на выпуске 2004 года.
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 2. Этнопедагогическая пансофия : [монография] / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2019. – 527 с. – Текст : непосредственный.
Во втором томе рассматривается актуальные для педагогической науки вопросы зарождения, становления и развития педагогической мысли. Настоявшее издание основано на выпуске 20009 года.
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 3. Обыкновенное дело педагога : роман-эссе / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2020. – 296 с. – Текст : непосредственный.
В третий том избранных сочинений академика Г. Н. Волкова вошел роман-эссе автобиографического характера, опубликованный под названием «Обыкновенное дело педагога». В книге автор размышляет о глубинной сути педагогического труда, обращается к истокам собственной профессиональной деятельности. Настоящее издание основано на выпуске 1993 года.
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 4. Педагогика жизни : сб. пед. эссе / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2020. – 299 с. – Текст : непосредственный.
В четвертый том избранных сочинений академика Г. Н. Волкова вошли сборник педагогических эссе автобиографического характера и собрание сказок, притч и назиданий. Он в первый раз был опубликован в 1989 году под названием «Педагогика жизни». Здесь автор размышляет об истоках педагогического труда, его главных составляющих – человечности и народности, великодушии и принципиальности, опираясь на примеры жизни Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др. Настоящие издание основано на выпуске 1989 года.
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 5. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха : роман-эссе / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2021. – 199 с. – Текст : непосредственный.
В пятый том избранных сочинений академика Г. Н. Волкова вошел роман-эссе, посвященный описанию многогранной деятельности И. Я. Яковлева – выдающегося чувашского национального просветителя, основателя Сибирской чувашской учительской школы. Произведение впервые опубликовано в 2004 году при содействии Фонда И. Я. Яковлева, учрежденного при Чебоксарском институте экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Автор размышляет о нелегком пути первопроходца, об исторической миссии деятельности И. Я. Яковлева, предлагает читателям осмыслить огромную значимость его духовного наследия, не потерявшего актуальности и востребованности в современном образовании.
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 6. Педагогика национального спасения / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2022. – 403 с. – Текст : непосредственный.
В шестой том избранных сочинений академика Г. Н. Волкова вошли разнообразные материалы, связанные с периодом его пребывания в Калмыкии и деятельности в Калмыцком государственном университете имени Б. Б. Городовикова: творческая автобиография, учебное пособие «Этнопедагогика», научный доклад «Этнопедагогизация целостного воспитательного процесса» , Концепция чувашско-немецкой школы-гимназии, отзывы на научные исследования ученных педагогов Калмыцкого университета и тексты выступлений на научных форумах.
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 7. Там, где Волга зовется батюшкой / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2022. – 443 с. – Текст : непосредственный.
В седьмой том избранных сочинений академика Г. Н. Волкова вошли материалы, обобщающие научно-философские размышления автора об истоках народной духовности: не опубликованный ранее текст рукописи «Там, где Волга зовется батюшкой», фрагмент « Формирование демократической педагогики чувашей» из его диссертации, трактат «Духовное просвещение», переводы с немецкого статей, опубликованных в немецких периодических изданиях 1980-х гг.
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
Своим примером творческой энергии, интеллектуальной неутомимости и глубочайшей любви к родной земле Волков побуждает в нас жажду высокой духовности, без которой нет полнокровной и нравственно содержательной жизни.
Основанная им наука “этнопедагогика” обладает огромным потенциалом знаний по распространению и внедрению духовности, служит основой воспитания образованного, культурного и одухотворенного подрастающего поколения.
Книжная выставка “Этнопедагогика Г. Н. Волкова” действует с 15 по 30 апреля 2024 года на абонементе библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121).
Приглашаем всех желающих посетить выставку с 8.00 до 15.00.
Материал подготовили: И. Н. Обухова, Н. С. Михалёва.
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.